«Ребёнку должно быть привито Нет. В начале скажите ему Да. Потом Да и Нет. Потом Нет и Да. Пока ребёнок не поймёт: не существует ничего кроме Нет. Воспитание ребёнка - это воспитание к Нет. Только оно сделает рост и развитие возможным. Стать взрослым означает принять Нет.»
Это высказывание одного индийского философа я привожу здесь не просто в качестве контроверса современному воспитанию в свободном духе. Сам дух этого сознания кажется нам, современным людям, каким-то по-старчески строгим и в нашем «цивилизованном» мире неприемлемым.
Большая часть литературы о воспитании сводится к описанию растущей свободы и всё большая часть родителей сейчас склонна поддакивать своим чадам, когда те изъявляют свои желания. Это ещё не стало правилом, но мне встречается нередко. В 5-8 лет ребёнку покупают первый проигрыватель музыки, в 10 - ставят в детскую комнату персональный компьютер... Так родители стараются выразить свою любовь к детям, забывая о том, что это лишь средство, которое может быть доступным или нет, и о том, что ребёнок может связать эти подарки с любовью родителей к нему, а может связать и с её отсутствием и желанием отвязаться. Чтобы понять разницу, родители должны общаться с детьми и должны первыми сделать первый шаг к этому общению, сигнализируя этим, что именно общение является самым важным средством для передачи своего желания сделать ребёнка счастливым. Для этого не требуются финансовые возможности и почему-то, может быть как раз именно поэтому, этим своременные родители часто пренебрегают.
Детям нужны границы. Если наблюдать за их поиском себя в этом мире, то видно, что именно к поиску границ в первую очередь связаны их первые шаги в развитии. Их развитие только тогда продолжится и во взрослые годы, если эти границы им стали понятны и они их ещё в детстве приняли. Такие дети не будут уставать жить, т.к. каждый день для них станет источником вдохновения, которое в свою очередь усилит их любобытство и тягу к познанию. Они не получат так много разочарования уже в первые годы жизни, когда они либо ищут границы сами, либо принимают их от старших. Такое воспитание сделает личность сильной.
Сам принцип такого направления в воспитании не новый, новые могут быть лишь слова. Я ищу новые слова, чтобы объяснить здесь то старое, что в наше время забывается.
«Пожалей розгу и испорти ребёнка». Сейчас многие, услышав эту пословицу, сразу же говорят о насилии в воспитании детей. Нет, это не о насилии. Я не за то, чтобы бить детей. Это об отношении к воспитанию. Воспитание не сводится только к поддакиванию. Сначала я говорю: «Да, да, молодец. Я понимаю.» В итоге же, когда ребёнок выговорился, мы обсуждаем суть и иногда находим в ней какое-нибудь противоречие. Как многие родители обсуждают с детьми что-нибудь? Это могут быть сказки, мультики, события из садика или школы.
По статистике западноевропейских стран родители (более 80%) уделяют детям менее 10 минут личного внимания в день. В это «уделяют» родители сразу же включают сбор ребёнка в школу, сидение вместе перед телевизором... Но статистическое исследование проводилось с участием детских психологов, которые вложили свои представления в общение родителей с детьми.
Если у ребёнка положены бутерброды в коробочку и одежда постирана и выглажена, то это ещё не означает контакт с его личностью! Для большинства родителей это оказалось открытием. Прозвучали даже ответные вопросы типа: «А для кого же я это делаю?» Разумеется, всё это сделано для ребёнка, но его личность остаётся при этом незадействована. А ведь именно эта личность должна понять смысл заботы о себе и других людях и тот факт, что получено это от личности любящего родителя. В будущем ребёнок вырастет и, впитав в себя те эмоции, какими его воспитывали, будет ими же общаться с окружающим миром. Так формируется личность - она формируется чувствами. Самое лучшее чувство, какое можно дать другому человеку - это чувство любви к окружающему миру и всем созданиям в нём. Любовь и благодарность.
Это чувство нужно испытывать самому и тогда передать его наверняка получится, даже если у родителей нет много сил и времени для детей. Дети берут пример с родителей - те же эмоции, жизненная философия, установки, самоотождествление, идеалы. Они передадутся постепенно, день за днём. Родители - самый сильный авторитет в жизни детей. Это продолжает действовать даже тогда, когда родители больше не живут. Принимается такой авторитет слепо и меня не пугает здесь это выражение. Дети слепо копируют нас, их родителей. Это включает наши ошибки и таланты, достоинства и недостатки, слабости и сильные стороны. Копии родителей видны и в тех семьях, где отношения между детьми и родителями не сложились. От прадеда я слышал: «Отец живёт в сыне». Если отец передаёт сыну не только похожую внешность, но и культуру через воспитание, то эта пословица полностью правильна.
Почему становится всё больше людей, презрительно относящихся к окружающим и буквально не ставящих окружающих ни во что?
Это исходит также из воспитания. М.С. Горбачёв описывает причины экономического спада в СССР, опираясь на перестройку, осуществлённую государством, вмешавшимся в функции семьи. Когда я наткнулся на интересные социологические факты, где цитировалась его книга «Гласность», то понял, что и в моей жизни, которую я всеми силами защищаю от внешних влияний, агрессивных почти всегда по своей природе, есть следы непоправимого вмешательства извне.
Кто, если не родная мать, способен показать ребёнку мир и помочь установить с ним отношения? Сможет это сделать воспитательница в детском саду или яслях? Вы уверены, что она будет это делать и если всё же, то как?
Государство решило по-другому строить экономику, пропагандируя рабочих матерей, преследующих, не смотря на маленьких детей, карьерные цели. «Мама работает», - думает ребёнок. И он радуется этому? Где-то подсознательно сидит ощущение, что «кто бы они там ни были, эти люди на работе, а им лучше, чем мне, т.к. мама с ними».
В прошлом столетии стандартная семья была разрушена, а вместе с ней и стандартное воспитание. На смену воспитанию в семье пришли продлёнки в школах и ясли. Родители должны теперь больше работать, чтобы...
Заработать всё тот же хлеб насущный своим любимым детям, которым они теперь в состоянии уделить самое большее 10 минут в день?
Это один из самых больших абсурдов нашего времени.
Результат - спад рождаемости в развитых странах, постоянно растущее количество нервных заболеваний и нарушений развития уже в раннем детском возрасте. РАСТЁТ КОЛИЧЕСТВО ХРОНИЧЕСКИ ДЕПРЕССИВНЫХ ЛЮДЕЙ!!!
И так, для чего нужен был отрыв родителей, здесь прежде всего матери, от семьи? Чтобы вложить эту энергию в государственные и бизнес-планы. А кто несёт на себе издержки на лечение людей в глубокой депрессии?
Государство и налогоплательщики.
Государства уже подсчитали, что депрессии лечить на самом деле дороже. Но это же только, если лечить...
Сколько стоит освежительная побелка-покраска зданий, закупка новых учебников и парт в учебных заведениях? Это - результат воспитания целых поколений депрессивных детей. Потому что доказано, что нормальный полноценный ребёнок не станет рисовать на чисто покрашенной к началу учебного года парте, когда у него под рукой есть тетрадь и альбом для рисования. А депрессивный станет, потому что у него с раннего детства в подсознании сидит, что он как минимум никому не нужен, а поэтому и ему тоже никто не нужен, а поэтому делать другим он будет одни лишь гадости...
Как чувствует себя педагог в помещении с 20-30-ю такими детьми? «Ох, уже мне эти проклятые дети!» - такое я слышал много раз. Очень много. Это можно услышать уже даже от хорошего до мозга костей учителя, который просто получил детей на той фазе развития или в том возрасте, когда простой благодарностью добиться внимания можно лишь с помощью командного голоса и железной воли. «Эти дети не воспитуемы,» - приходится слышать в таких случаях. - «У меня просто синдром хронической усталости, но со мной самой всё в порядке.» Только сильная личность сможет выстоять сама и порой даже переломить ситуацию, изменив атмосферу в таком классе.
Ещё трагичнее та же самая ситуация выглядит, если представить себя в таком классе на месте не учителя, а простого, ещё не депрессивного ученика. Вот здесь я честно не знаю, что сказать. Что делать ученику, который пришёл в школу учиться, а не бороться с кучкой злодеев, внушающих всем, что «стыдно быть хорошим»? Чаще всего в таких случаях люди переезжают, меняя школу ребёнку в надежде, что новый класс будет другим. Когда переехать не могут, то направление развития ребёнка неизбежно меняется. Вместо творческого начала он начинает развивать бойцовское. А творческое откладывается на взрослые годы.
Оторвёмся от коммунистического государства, описанного в книге «Гласность». Как обстоит процесс воспитания в современном капиталистическом мире? Похоже, что ещё хуже, чем в существовавшем ранее коммунистическом, т.к. на первый план попадает капитал. Капитал и стремление к нему определяет жизнь - это же внушается ребёнку. Стремление к материи, а не к личности. Не так ли? По одному этому видно направление современного воспитания - стань акулой, выживает сильнейший. Деньги - это высшая сила.
Об ещё одном моём наблюдении: когда лет 20-30 назад детей спрашивали, кем они хотят стать, то более 80% указывали профессии, распространённые в кругу родственников и знакомых. Конечно же, были и космонавты и лётчики и военные.
Сейчас дети детсадовского возраста в более, чем 50% случаев не говорят ничего из того, что делают их родители или родственники. Появились и совершенно новые ответы! Я хорошо помню мой детский сад 474 «Петушок», но я не помню, чтобы кто-то сказал: «Когда я вырасту большой, то хочу стать миллионером». Вот такие ответы мне кажутся заслуживающими внимания. Ясно, что маленькие дети не различают между профессиями и достоянием, но на этом примере видно, что счастье в жизни измеряется для них не тем, что они умеют, а тем, что, или лучше сказать, сколько они имеют. Дети уже с самого начала стремятся не уметь что-то, изучая мир и людей вокруг, а стремятся просто владеть чем-либо, считая, что тогда все знания можно будет купить. Для развития это губительно, т.к. такое желание разрушает индивидуальность. Индивидуальность - это особенно ценные, нет, бесценные качества человека для этого мира, потому что они - универсальные.
Это первая часть.
..........................................................................................
В мои замыслы не входило раскрыть сложную тему во всех аспектах, которых великое множество. Пишите в комментариях, какие подтемы стоят внимания. И пишите свои мысли. Очень надеюсь, что этот текст натолкнул Вас на что-то своё!
А я продолжу его в меру сил и вдохновения...