Oct 10, 2019 22:13
Эмоции бесценны! Нет? Ну, тут можно поспорить. А вот эмоции человека с беспартийным воображением, они таковы, таковы.. Что дело уже не в их цене и ценности, а в их уникальности и неповторимости. Прозвучало пафосно, ибо дикие они и буйные, и много их, и..откуда они вообще берутся на ровном месте? И как заткнуть этот фонтан? И..много вопросов, много.
Было мне лет 13, когда я проглотила, не разжевывая и не запивая, "Таис Афинскую" Ефремова. Потом были и другие влияния. Но кто бы знал, как зацепит нежную душу подростка это вот все древнегреческое. Какие яркие рисовались картины, какие живые образы. Живые настолько, что спустя десятилетия, невозможно оказалось спокойно ходить по турецкой земле, игнорируя диахронический срез во всю голову... Скажем, проезжая Конью, любуешься ее мечетями и вообще архитектурой: здесь много арабского влияния, и даже культовые здания напоминают арабские колонные храмы. Знатоки говорят, что город является местом паломничества мусульман со всей Турции, и оплотом религиозности в стране. Именно здесь на тебя косо посмотрят из-за чересчур вольного одеяния (на меня не смотрели). И пусть для тебя Конья, в первую очередь, место обители Мевляна (второе имя поэта-мистика 13 века Джалаледдина Руми, духовного лидера танцующих дервишей), и эти места намного прекрасней, чем тебе говорили (сейчас музей), и обойдешь здесь все, затаив дыхание. Но нет-нет, а взглянув в небо, - откуда вот это?? - вдруг подумаешь, как столетия до Руми, эта фрагийская пустыня, еще не слышавшая арабской речи и пения муэдзинов, приняла прах философа Платона - так же покорно, как сегодня терпит тебя с твоей танцующей походкой. И не факт, кому из вас это больше льстит. Тебя и впрямь, скорее, терпят)) Вон как посмотрел на тебя Али-капитан... Спасибо, длинный у тебя сарафан; спасибо, мозгов хватило хоть на это. Потому что, о том, на что мозгов тебе не хватило, мы сейчас говорить не будем...
Ладно, Конья. Откровения Мармариса тебя тоже не оставят равнодушными. Тут, конечно, до Родоса вообще два вздоха, если морем. И было бы времени хотя б на недельку побольше, с радостью бы туда махнула на денек-другой: виза, как украинке, не требуется, паромная переправа ежедневно работает, и, кажется, это даже дешевле, чем экскурсия в Иерусалим или на Кипр. Но ты уже придумала свои основные маршруты, и все это ликийское так тебя тревожит, что лучше походить и пощупать, чтоб отстало. Нет, ну, честно. Счастье нашего детства (мало того, что - советского, то есть особенно убогого) лишенного благ, даруемых интернетом и сетями, было простым до безобразия: жесткий, жестокий даже дефицит впечатлений развивал мощнейшее воображение. Такое творящее и жмущее логике во всех местах, что вот мы и выросли.. Те, кто сейчас рисует эти сумасшедшие три-де игры и невероятные комиксы, те, кто порождает архитектонику современных сетей и трансформирует структуры воспринимающего мир сознания. Ааа.. Это так, вылетело. Прешься, значит, ты прешься по окрестностям Мармариса (а пляжи красивы! Черт... ), водитель предлагает заехать на мыс с руинами античного Книдоса, и ты начинаешь мучительно вспоминать, что это что-то такое древнее совсем, еще догреческое, микенская цивилизация, - больше, чем 2 тысячи, точно, лет до н.э.). И тут тебя накрывает! Потому что где-то здесь... Где-то здесь: я просто не знаю, как еще "это" сказать по-другому, - один мужик отсек от куска породы все ненужное и оставил на века один женский образ. Афродита - ее имя. Пракситель - его. И это...где-то тут! Может быть, здесь, где я стою. Может, тремя километрами левее или правее. Даже посмотреть на нее (на Афродиту) можно, если дать крючок до музея в Чанаккале), но...в общем, не требуется. Дыхание уже прервалось. А потом снова задышалось. Все уже случилось. Где-то здесь. И вот стоишь, всматриваешься в невидимое, в давно не существующее, - оно кажется тебе не просто живым, а сущим вне времени. По праву твоего знания о нем. А в это время старый турок, водитель, молча и так же внимательно изучает тебя. Ты, видимо, кажешься ему чудной? Ну, ничего. Вот повезет тебя послезавтра в Миру, что тогда скажет.
Жанровые зарисовки