Непродуманные «реформы» последнего руководителя СССР М.Горбачева в конце 1980-начале 1990-х гг привели к снижению поступлений в бюджет и росту недовольства масс из-за повышения цен. Поэтому лозунг «ускорения» с 1987 был вытеснен новым лозунгом «перестройки», под которым этот период и вошел в историю. Постепенный развал промышленности и сельского хозяйства, брошенных в стихию «самофинансирования» катализировал подъем народного недовольства, начавший приобретать антигосударственный, антисоветский и зачастую националистический характер. В 1989 начались забастовки шахтеров, быстро оседланные представителями новых политических организаций, резко оппозиционных к существующему строю. Хотя основные требования касались экономических вопросов, зазвучали и политические требования. Например, стачком Ворошиловградской области требовал отставки ряда чиновников, а в Стаханове, Кировске и Брянке бастующие добились отставки руководителей городов.
Недооценка национального вопроса, который, как считалось в СССР, был давно и успешно решен, и запаздывание закоснелого бюрократического аппарата в разработке новой национальной политики привели к тому, что в союзных Республиках инициативой завладели национал-сепаратистские силы, разжегшие в 1988-1989 кровавые конфликты на Кавказе и в Средней Азии. На Украине эти силы выступали под лозунгами «національного відроджения». В 1987 во Львове возникли «Товариство Лева», Украинский культурологичный клуб, в 1988 возобновила деятельность «Украинська Гельсинська Спилка» во главе со старым диссидентом Левко Лукьяненко, в Киеве на базе Союза Писателей Украинской ССР в 1989 возникло «Народное движение за перестройку» («Рух»), во главе которого встал писатель И.Драч, вскоре замененный диссидентом В.Чорновилом. Разгул «гласности» на практике привел к огульному охаиванию и очернению вообще всего Советского периода. В национальных республиках это выливалось в модную русофобию с перманентным клеймением СССР как «империи зла».
На Луганщине также начался расцвет деятельности «неформалов»: возникли Комитет перестройки в Луганском пединституте, клуб «Диалог» в Машиностроительном институте, «Апрель-85» в Стаханове, Совет содействия перестройке в Алчевске, позже Луганское городское историко-просветительское общество «Мемориал» (декабрь 1989). Дополнительным катализатором послужили выборы народных депутатов СССР в 1989 году, которые 1 секретарь Луганского обкома КПУ И.Ляхов проиграл.
Национальное крыло представляли созданные в 1989 организации «Товарищества украинской мовы «Просвита»: 4 марта областная во главе с учителем-краеведом Б.Пастухом и 9 сентября городская во главе с А.Неживым. В августе 1989 во время акции «Дзвін за природу, мову й душу» впервые на Луганщине появился желто-синий украинский флаг. В 1990 сформировались областные ячейки националистических партий: Народного Руха, Украинской республиканской (бывшая УГС) и Украинской партии демократической платформы. Начало возрождаться казаческое движение, с самого начала расколовшееся на украинское (Е.Петренко, А.Дудник, Н.Дураков) и Донское (В.Федичев, В.Герасимов, М.Рыльщиков, А.Кудаев).
В противовес националистам начали зарождаться движения про-союзного, интернационалистического характера. В ответ на исторические изыски «руховских» деятелей, донбасские историки вспомнили о Донецко-Криворожской Республике 1918 года, которая плавно трансформировалась в идею Донбасской автономии. В 1991 в Донецких газетах появились статьи енакиевского активиста В.Чередниченко, народных депутатов СССР А.Бойко и В.Гончарова, академика В.Мамутова, которые обосновывали необходимость создания «Донецкой федеративной земли». Наиболее активно эту идею отстаивала общественная организация «Интернациональное движение Донбасса» (ИДД), возникшая 18 ноября 1990 на базе Донецкого Интерфронта во главе с Дмитрием Корниловым и Виталием Заблоцким.
В Луганской области с аналогичными идеями выступали члены Движения «Демократический Донбасс» (Владислав Карабулин), Народного Движения Луганщины (Валерий Чекер), Историко-культурного общества «Возрождение» (Борис Локотош). В.Чекер заявлял: «Наше движение выступает за автономию в рамках Украины, конечно, если республика подпишет союзный договор. А если этого не произойдет, тогда речь может идти лишь о переходе в юрисдикцию РСФСР». В сентябре 1991 в луганской газете «Молодогвардеец» вышла статья члена оргкомитета ДДД Г.Литвака с призывом к депутатам региона всех уровней провести Донецкую Ассамблею и принять решение об образовании республики Малороссии (Донецкая и Луганская области с центром в Луганске), с выходом ее из состава Украины условно. В случае, если Украина выйдет из состава СССР - остаться самостоятельным государством, если нет - Малороссия станет «автономией и будет в украинском парламенте защищать свои интересы, а не плясать под Киево-Галицкую дудку». Правда, на учредительном собрании ДДД часть делегатов осудила такой радикализм и в итоговом «Обращении к гражданам Украины» и Программе ДДД ограничилось требованием закрепления в новой Конституции Украины федеративного устройства и проведения областных референдумов по предоставлению Донецко-Криворожскому краю статуса автономии.
Пытаясь сдержать национал-сепаратистов, Союзное руководство провело 17 марта 1991 всенародный референдум о судьбе СССР. Однако, руководство УССР во главе с Л.Кравчуком добавило к общесоюзному вопросу о сохранении СССР, свой республиканский: о вхождении Украины в союз суверенных государств на основах Декларации о суверенитете? Понимая цели подвоха, Интердвижение Донбасса призвало своих сторонников ответить «да» на вопрос союзного референдума, а республиканский игнорировать или бюллетени унести с собой. Однако это была единственная организация на весь СССР, предлагавшая такой вариант, в то время как правящая КПСС предложила отвечать положительно на оба вопроса. Результат был прогнозируемый: За сохранение Союза высказались 77,85% проголосовавших (на Украине этот показатель составил 70,2%), за поддержку Декларации о суверенитете - 80,2%.
Решительным переломом стали события августа 1991 года, вошедшие в историю под названием «выступления ГКЧП». Произошло практически мгновенное обрушение и ликвидация Союзных структур. 24 августа Л.Кравчук написал заявление о выходе из КПУ-КПСС и в тот же день внеочередная сессия Верховной Рады приняла «Акт провозглашения независимости Украины». «Против» проголосовал только один депутат - дончанин Альберт Корнеев. Следующим шагом 26 августа был принят Указ «О временном прекращении деятельности Компартии Украины». Тогда же был снесен памятник Ленину в центре Киева, а в зал Верховной Рады внесен еще не узаконенный сине-желтый флаг.
После удаления с политического поля Компартии фактически Интердвижение осталось единственной организацией Донбасса, выступавшей против разрыва союзных отношений, отчётливо была озвучена идея региональной самобытности края, хотя и в рамках Украины. 28 августа Центральный Совет ИДД принял Заявление «Об общественно-политической ситуации», в котором выражалась «тревога в связи с тем, что Донбасс может стать ареной серьезных столкновений различных политических сил» и поэтому до 1 декабря 1991 г. здесь должен быть проведен референдум о предоставлении Донецкой области статуса автономии в составе УССР. В документе подчеркивалось, что ИДД «не мыслит себя в отрыве ни от Украины, ни от России». После этого выступления на Интердвижение обрушилась волна обвинений в «сепаратизме».
Осенью 1991 года в Донбассе имело место жесткое противостояние организаций, выступающих «за» и «против» федерализма. С одной стороны, это ИДД, Движение «Демократический Донбасс», Демократическое Движение Донбасса «Братство», Народное Движение Луганщины, общество «Возрождение»; с другой - областные организации УРП, Демократической партии Украины, Партии демократического возрождения Украины, Народного Руха, Общества украинского языка имени Т.Шевченко, Союза украинской молодежи. Противостояние выражалось в различных формах: распространении листовок, принятии обращений и заявлений, выступлениях на страницах периодической печати, митингах, организации пикетов местных органов власти. Причем зачастую употреблялись весьма жесткие выражения, носящие оскорбительный характер: «сепаратисты-большевики, подкидывающие идею создания аппаратной республики», «перекрасившиеся партократы, ярые националисты, ненавидящие все русское». На заседании Регионального Союза стачкомов Донбасса обсуждалась идея автономии, «протаскиваемая прокоммунистами в рабочее движение», однако отмечалось, что федерализм «заслуживает внимания». В Обращении городской организации ДемПУ г.Кировское Донецкой области заявлялось, что «сепаратисты стремятся к созданию коммунистического заповедника» в Донбассе и потому разжигают межнациональную рознь. Аналогичным было Обращение Луганской краевой организации НРУ к областному Совету: «націонал-шовіністи» из ДДД обвинялись в призывах к образованию «сепаратистських князівств на зразок Донецько-Криворізької республіки, що провокує населення східних регіонів України до міжнаціональної конфронтації». Под лозунгом: «Нет - Донецкой Аппаратной Республике!» 8 октября националисты пикетировали Донецкий облсовет, в то время как на центральной площади Донецка члены Интердвижения проводили сбор подписей в поддержку автономии. Сессия приняла Обращение в Верховный Совет Украины с предложением внести в новую Конституцию положение о федеративном устройстве государства.
26 октября 1991 в Донецке состоялось совещание народных депутатов всех уровней Юга и Востока Украины, к которым обратились делегаты учредительной конференции ДДД «Братство» с призывом поддержать идею федерализма, которая дает возможность «сохранить историческую, экономическую, национально-культурную самобытность регионов». Совещание открыл председатель Донецкого облсовета Ю.Смирнов и его участники почти единогласно приняли Обращение к народу и Заявление Верховному Совету Украины, в котором, в частности, говорилось: «Внести положение о федеративно-земельном устройстве Украины в концепцию и в проект Конституции». 5 ноября Мариупольский горсовет, первый на Украине принял решение о введении на территории города официального русско-украинского двуязычия.
Стремление к перераспределению полномочий в рамках федерализации или автономизации были продиктованы элементарной обеспокоенностью общественных сил региона перспективами насильственной украинизации, вспышек национал-экстремизма, разрыва хозяйственных связей с республиками Союза, что пагубно отразится на экономике промышленного региона. Для успокоения данных настроений в рамках массированной «антисоюзной» пропаганды, развернутой осенью на территории страны Л.Кравчук обнародовал Обращение «К русским соотечественникам», а Верховная Рада приняла «Декларацию прав национальностей Украины», гарантирующую равные политические, экономические, социальные и культурные права всем этническим группам, проживающим на Украине. Единственной политической силой, выступившей с призывом сказать «Нет» на референдуме 1.12.1991, и даже выпустившей соответствующую листовку, оказалось Интердвижение Донбасса. Донецкий исследователь Алексей Иванов удачно назвал эти события «Арьергардные бои Красной Империи».
Литература
1. История Луганского края. Под ред. В.С.Курило. - Луганск: Альма-матер, 2003. - 430 с.
2. Бунтовский С.Ю. История Донбасса. - Донецк: Донбасская Русь, 2015. - 402 с.
3. Отечественная история (конец XIX - начало XXI века): курс лекций. - М.: РГТЭУ, 2009.- 432 с.
4. Болбат Т.В. Проблема государственного устройства Украины в деятельности общественных организаций Донбасса в начале 1990-х гг. // Наука, релігія, суспільство. -2005. - №1.
5. Иванов А. Донбасс против нацизма: очерки из новейшей истории Украины
http://www.odnako.org/blogs/donbass-protiv-nacizma-ocherki-iz-noveyshey-istorii-ukraini/ // Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы отечественной истории». Луганск 28-29 апреля 2016.
Click to view
см. с 12.20.