Началом следующему этапу послужила волна захватов зданий СБУ, МВД и администраций на западе Донецкой области. Первым городом стал ныне уже легендарный Славянск, где 12 апреля группа бойцов Народного ополчения взяла под контроль горотдел милиции и горсовет. За ним последовали Красный Лиман, Краматорск, Дружковка, Горловка, ополченцы НОД вошли в областное ГУМВД в Донецке. Отряд бывшего «Беркута» брошенный на Славянск приказом Авакова, отказался штурмовать горотдел и разгонять митингующих. Вместо них в район двинулись отряды неопознанных карателей в масках и черной форме, которых начали называть объединительным термином «Правосеки». Видимо, после занятия Славянска, киевская хунта осознала, что иных путей удержания Донбасса в составе Украины, кроме силовых, уже не осталось. Поэтому в районе вскоре начались открытые боевые действия, названныве «Антитеррористической операцией». Появились первые жертвы (Р.Аванесян). Ополченцы начали строить баррикады.
А в Луганске 14 апреля началось формирование повстанческой Армии Юго-Востока. Первый отряд у здания СБУ принес присягу на верность народу Луганщины. Штаб предъявил очередной ультиматум председателю ЛОГА М.Болотских: заявить о неподчинении области незаконной и нелегитимной киевской власти, признать народное движение легитимным, освободить всех политзаключенных. Прошли митинги федералистов в Свердловске, Стаханове. В Мариуполе, Славянске, Горловке появились «народные мэры» - Вячеслав Куклин, Вячеслав Пономарев, Александр Сапунов. Над горсоветами взмывали флаги Республик.
Этапным днем стало 21 апреля, когда в Луганске собрался областной народный сход. 217 представителей от 69 городов и районов избрали В.Болотова народным губернатором, объявили о взятии власти в свои руки и непризнании киевской власти. Луганская область была объявлена временной автономией в составе Украины до проведения референдума о статусе в два этапа 11 и 18 мая. Проекты более радикально настроенного А.Мозгового, претендовавшего на руководство Народным сходом, о немедленном провозглашении ЛНР, Декларации о государственном суверенитете и Акта провозглашения независимости были отклонены, председателем схода стала Л.Корсакова, хотя в опубликованных первоначально законопроектах значилась фамилия «Мозговой». Неприятный инцидент с попыткой прорыва Мозгового с группой поддержки из «Народного ополчения Луганщины» в здание СБУ, где начинался Сход, стал одним из признаков назревающих противоречий внутри движения Сопротивления. Именно после этого его сторонники ушли из Луганска, перебазировавшись в летние лагеря в районе Ольховой, а затем возле Свердловска.
Выжидательная тактика В.Болотова, затягивание вопроса с провозглашением «Луганской Народной Республики» начинали вызывать недовольство, видимо, поэтому, подталкиваемый активистами, он решился на демонстративный «Стахановский рейд»: 26 апреля группа из 4 десятков бойцов АЮВ совершила марш-бросок на 60 км на запад, мгновенно и бескровно взяла под. контроль райцентр, собрали народ на митинг в городском ДК и дав толчок развитию местной революции той же ночью вернулись обратно. Таким образом всем было наглядно продемонстрированы возможности Армии Юго-Востока защитить население от возможных нападений киевских силовиков или правосеков, которые уже развернули наступление на территории Донецкой области под Славянском. В тот же день Болотов предъявил очередной Ультиматум властям: прекратить АТО, разоружить «Правый сектор» и др., признать русский язык государственным, амнистия политзаключенным, признать его легитимным губернатором с переподчинением местных органов. Был назначен окончательный срок.
27 апреля Координационный Народный совет на митинге уже за пределами разросшегося палаточного городка у СБУ огласил Декларацию о суверенитете Луганской Народной Республики и Акт о провозглашении государственной самостоятельности ЛНР.
29 апреля после истечения срока ультиматума, Армия Юго-Востока выполнила свое обещание и перешла в наступление. 5-тысячная толпа митингующих двинулась к зданию ЛОГА и взяла его штурмом. Охранявшие дом солдаты были загнаны на задний двор и после переговоров выпущены. Далее были захвачены ЛОТ, облпрокуратура, УВД (здесь дошло до перестрелки с осажденными милиционерами) и Первомайский горсовет. Были сняты украинские и вывешены российские флаги также в Красном Луче, Алчевске, Антраците, Горном и далее по дороге на Донецк - в Шахтерске, Торезе, Снежном. Первомайские митинги сопровождались сменой флагов также в Ровеньках, Северодонецке, Перевальске, Брянке.
А уже 2 мая началась осада Луганского облвоенкомата и погранзаставы в Красной Таловке. 3 мая в Антрацит прибыли первые отряды Донских казаков и на территории свободной Луганщины появилось новая сила, персонализированная атаманом Николаем Козицыным. Разномастные отряды казаков из-под его флага постепенно заняли всю южную часть области: Красный Луч, Краснодон, Ровеньки, Свердловск.
5 мая нововозникший орган власти «Народный Совет» Луганщины во главе с Андреем Андреевым официально делегировал Болотову полномочия переподчинить все областные органы. ЦИК Республики (руководитель Александр Малыхин) утвердил окончательную формулировку вопроса на референдум. Официальный Луганский облсовет выпустил очередное бессильное заявление о поддержке инициативы проведения референдума о статусе Луганской области и требованием к центральной власти прекратить карательные операции и отвести воинские части. Вышел Приказ Болотова о создании народно-освободительного батальона «Заря», командиром которого стал майор запаса Игорь Плотницкий. А на следующий день Народный губернатор, командующий Армии Юго-Востока В.Болотов и лидер Народного ополчения Луганщины А.Мозговой по инициативе лидера «Новороссии» О.Царева официально объявили о своем примирении и объединении сил. Первый раскол был вроде заглажен.
11 мая в назначенный срок, невзирая на разнообразное давление киевских властей, состоялся долгожданный референдум о самостоятельности и суверенитете Донецкой и Луганской Республик. В назначенное время открылось большинство участков и комиссии, сформированные для организации президентских выборов и пополненные добровольцами-федералистами, приступили к работе. В Луганске, Алчевске, Северодонецке, Брянке, Первомайске, Александровске, Красном Луче, Рубежном, Новодружеске и др. голосование прошло нормально и с высокой активностью, чему поспособствовала ясная солнечная погода. Местами даже возникали очереди. Уже к 10.00 явка в Луганске составила около 22%, а на 12.00 по области достигла 65%. Как сообщил пресс-секретарь Армии Юго-востока В.Никитин, по состоянию на 14.00 (15.00 мск) явка составила более 75%, а на 16.00 (17.00 мск) - 78%, причем в самом Луганске - 75%. Также успешно прошло голосование в Станично-Луганском районе (с.Валуйское, ст.Ольховая, Денежниково, Айдар-Николаевка, Марс, Райгородка, Смоляниново), Беловодском районе.
В Новопсковском районе помещений под проведение референдума предоставлено не было, он проводился под открытым небом. Избирательная комиссия в Старобельске разместилась в коридоре школы №1. В Кременной голосование проводилось в палатках на центральной площади.
Киевская хунта попыталась сорвать голосование в северных малонаселенных районах Луганщины. Подразделения Нацгвардии на БТР двинулись из Харьковской области и блокировали Меловской, Белокуракинский, Троицкий, Сватовский, Беловодский районы и Новоайдар. Через Марковку на Луганск прошли 25 БТР, из-за военной угрозы работа участков была приостановлена, но затем возобновилась. Также в Колядовке (Новоайдарский район) из-за прохождения 12 БТР в сторону Алексеевки председатель сельсовета приказал закрыть участок. Бронетехника Нацгвардии сумела дойти до города Счастье (24 км от Луганска), однако к вечеру отступила.
Зампредседателя ЦИК В.Никитин сообщил, что в Троицке несколько тысяч человек собрались на площади и требовали дать им проголосовать. Машины ЦИК Луганской республики смогли проскочить через кордоны Нацгвардии и доставить бюллетени для голосования к 12.30. Также в Новоайдарском районном ДК началось активное голосование, но затем территориальная избирательная комиссия была срочно эвакуирована, ибо бойцы Нацгвардии БТРами заблокировали входы на участки, а затем разгромили избирком. В Райгородке (Новоайдарский район) нацгвардейцы разогнали избирательную комиссию, но члены сумели сохранить бюллетени и составили протокол в другом месте. Голосование все-таки состоялось в Меловском и Троицком районах, хотя людям пришлось буквально прорываться с боями. Мэр Сватово Е.Рыбалко отказался организовать избирательные участки для проведения референдума и под угрозой стрельбы на поражение запретил местным жителям принимать в нем участие. Невзирая на это к горсовету прибыли несколько десятков человек и устроили митинг, требуя начать голосование. Позже сюда прорвалась машина с бюллетенями из Луганска в сопровождении бойцов ЮВА и голосование началось около 18 часов в палатке на улице у здания райсовета. Несмотря на активное противодействие наци-гардов, установивших блокпосты, "в партизанском режиме" прошло голосование в Меловом.
Официальные итоги референдума были оглашены на следующий день на многолюдном митинге в Луганске. В поддержку Акта о государственной самостоятельности проголосовало 96%, о чем и было объявлено председателем ЦИК А.Малыхиным. Затем член ЦИК Лия Коваленко зачитала Акт о провозглашении государственной самостоятельности Луганской Народной Республики и таким образом произошло официальное провозглашение ЛНР. А потом на сцену поднялся народный губернатор В.Болотов, который поздравил жителей «Великой Луганщины» с победой. Народ приветствовал выступающих с энтузиазмом, невзирая на дождь, особенно выступившего в заключение лидера движения «Юго-Восток» Олега Царева.
Первые дни нового государства были омрачены покушением на его главу: 13 мая когда Болотов направлялся в Донецк на переговоры об объединении Республик, в районе Изварино его машина попала под огонь снайпера. Валерий Дмитриевич был ранен и эвакуировался в Россию на лечение. Временно исполняющим обязанности народного губернатора стал начальник штаба Армии Юго-Востока Геннадий Цыпкалов. Активизировались каратели в северных районах Луганщины: ими был захвачен Старобельск, в селах вокруг разместились воинские части и бронетехника. 17 мая при возвращении Болотова произошла попытка его задержания на пограничном пункте Должанский. Однако немедленно прибывшая к месту сотня автоматчиков АЮВ вежливо и без стрельбы убедили пограничников освободить своего командира, который в тот же день объявил о возвращении к исполнению обязанностей народного губернатора.
На следующий день был сделан еще один серьезный шаг государственного строительства. Народные веча по всей территории ЛНР по уже отработанной во время Обласного схода 21 апреля схеме избрали делегатов от 38 городов и районов на первое заседание народного парламента. Всего было избрано от 108 до 134 человек по разным данным. Этому первому созыву было суждено проработать ровно полгода и принять многие основополагающие документы Республики. Хотя название органа было весьма нестабильным. Первоначально обсуждалось название «Государственный Совет», однако в первых документах остановились на форме «Республиканское Собрание», которая позже заменилась «Верховным Советом», а в октябре произошло последнее переименование в «Народный Совет». Уже на первом заседании 18 мая поздно вечером была принята временная Конституция (обнародована 20 мая) и избрано руководство. Главой ЛНР стал Валерий Болотов, председателем парламента - Алексей Карякин, главой правительства - Василий Никитин. Чуть ранее в тот же день был утвержден в должности первый министр ЛНР - глава МВД Юрий Ивакин. А 21 мая в условиях нарастания военной угрозы с запада был утвержден второй министр - обороны. Этот пост логичным образом занял командир первого боевого соединения Республики - Народного батальона «Заря» Игорь Плотницкий.
Однако мирный период существования ЛНР оказался слишком краток. Уже 22 мая, после визита главы киевской хунты Турчинова в военный лагерь «АТО» под Славянском отряды карателей резко активизировались и развязали боевые действия непосредственно на территории Луганщины. Ранним утром колонны бронетехники нацгвардии и ВСУ двинулись через Рубежное на Северодонецк. На мостах через Северский Донец их встретило сопротивление народного ополчения ЛНР. Некоторые мосты были взорваны, завязались упорные бои в промышленном узле Лисичанск-Северодонецк-Рубежное. Одновременно была атакована Станица Луганская возле областного центра, но карателей отогнали, не допустив к мостам. Произошел первый подрыв железнодорожных путей на перегоне Штеровка-Щетово. Мирные города Луганщины впервые услышали залпы артиллерии и рёв самолётов. В Ровеньках, Попасной, Стаханове, Алмазной, Антраците в полдень досрочно прекращены занятия, учащиеся школ и дети из садов распущены по домам. Глава ЛНР В.Болотов объявил военное положение и обратился к президенту РФ В.Путину с просьбой о помощи миротворческими силами. Начиналась война…
ХХI век №59, 60, 61, 18-21.03.2016