«Колонизаторы» и «оккупанты»: Что пишут про Россию в школьных учебниках республик бывшего СССР

Nov 10, 2024 05:07

Еще недавно братские нам народы воспитывают свои новые поколения на мысли, что мы всегда были для них врагами и поработителями


УПА, которую героизируют в учебниках, ответственна за смерти тысяч военнопленных, евреев и поляков. Фото: wikipedia.org

В недавнем прошлом всех жителей СНГ объединяло общее советское прошлое. Мы воспитывались на одних и тех же книгах, фильмах и учебниках.

Сейчас новые поколения бывших братских народов растут совсем на разных учебниках. В некоторых республиках детям уже со средних классов объясняют, какие русские плохие и сколько зла они принесли в прошлом.

«КП» изучила современные школьные учебники по истории шести экс-советских республик. Все эти книги имеют пометку о допуске или рекомендации от местных министерств образования. То есть это настоящие учебные пособия, по которым детей воспитывают прямо сейчас.

КАЗАХСТАН:
Империя плохая, а СССР - хороший



Учебник по истории Казахстана для 8 класса.

Авторы учебника по истории Казахстана (XVIII - XIX века) для 8 класса относятся к прошлым отношениям с Россией примерно так же, как мы к татаро-монгольскому игу. Вот буквально несколько цитат из раздела 4 «Колонизация и народно-освободительная борьба»:

«В целом навязанный колониальными властями казахскому обществу Устав о сибирских и оренбургских киргизах фактически разрушил традиционную систему управления и оставил в казахском обществе глубокий след».
«Усилился колониальный гнет царизма... Для дальнейшей колонизации края строились новые крепости (это о таких городах, как, например, Алма-Ата, основанная как военное укрепление Верный. - Ред.)».

Дальше про «национально-освободительное движение» (читай, восстание) местного героя Кенесары Касымова:
«Действия колонизаторов в казахской степи представляли угрозу независимости страны. Убедившись, что с царской Россией нельзя договориться мирным путем, Кенесары был вынужден выбрать путь вооруженной борьбы».


Горящие юрты, зарубленные казахи - так детям показывают присоединение к России.

Для пущего эффекта на 81 странице напечатана картинка «Разгром аула», где конные русские казаки шашками рубят казахов и жгут жилища.

А вот те же события повторно описываются в учебнике для 10 класса:
«Казахи были изгнаны на непригодные земли, а плодородные земли были отданы под русскую казачью и крестьянскую колонизацию. Ликвидация традиционной системы управления привела к установлению колониальных порядков и к искажению своеобразия национального государственного развития».
К советскому прошлому в Казахстане относятся лучше - Казахскую ССР называют «ступенью на пути восстановления национального суверенитета».

ЭСТОНИЯ:
Вся надежда - на войну с русскими



Эстонский учебник по истории для 9 класса.

Я обнаружил единственный учебник по истории на русском для 9 класса. Написано, что он издан «при поддержке Еврокомиссии и эстонского государства».

Глава про 1939 - 1940 годы называется: «Оккупация Эстонии Советским Союзом».

«Весной 1940 года Советский Союз посчитал, что настал подходящий момент для уничтожения независимости в прибалтийских государствах... 100 тысяч солдат Красной армии вступили в Эстонию и оккупировали ее. Такая же участь постигла Латвию и Литву».

А вот что пишут про Вторую мировую войну:
«Летом 1941 года большинство эстонцев надеялось, что с помощью немцев удастся восстановить Эстонскую республику... Многие эстонские мужчины ушли в лес, чтобы воевать против русских. После изгнания русских из Эстонии многие эстонцы добровольно вступили в германские войска». Вот так вот - даже не отводя от стыда глаза, спокойно обосновывается служба у гитлеровцев.


Эстонский легион СС занимался карательными рейдами и борьбой с партизанами.

Описание послевоенных событий совсем беспредельное:
«Многие эстонцы надеялись, что советская власть не продержится долго. Они считали, что западные страны не позволят Советскому Союзу окончательно присоединить к себе страны Балтии. Они пребывали в состоянии ожидания возникновения войны между Советским Союзом и западными странами».

Ощущение, что в Эстонии до сих пор живут в надежде на войну между Западом и Москвой...

Напомню, учебник напечатан при поддержке Еврокомиссии. Сложно будет договариваться с ЕС о чем бы то ни было, если они со школы учат детей видеть в русских врагов.

УЗБЕКИСТАН:
«Деспотизм», построивший все


Учебник по истории Узбекистана.

Половина учебника по истории для 9 класса посвящена присоединению Узбекистана к Российской империи. По хлесткости формулировок узбекские авторы ухитрились переплюнуть и казахов, и украинцев.

«Народы Туркестана были порабощены. Царское правительство завоевало край не только с политико-территориальной точки зрения, но и постаралось подчинить себе волю свободолюбивого и трудового народа. Проводимая царским правительством политика была направлена на установление в крае колониального деспотизма и уничтожение узбекской национальной государственности».
Учебник рассказывает, что Россия колонизировала Узбекистан ради хлопка. При этом авторы не скрывают, что промышленное развитие началось только после присоединения к России - появилась «хлопкоперерабатывающая, горнорудная, маслобойная промышленность, железнодорожный транспорт и другие отрасли».

АЗЕРБАЙДЖАН:
«Тоталитаризм» и «репрессии»



Школьный учебник по истории Азербайджана.

Авторы школьного учебника по истории Азербайджана для 9 класса обижены на Россию и за царский период, и за советский. В главе «Военно-оккупационный режим», посвященной первой половине XIX века, Россия получила самую нелестную характеристику.

«Ханства, являвшиеся до этого воплощением суверенитета нашего народа, были ликвидированы и превращены в провинции Российской империи. Враждебно относившаяся к тюрко-мусульманским народам Россия создала на завоеванных землях Северного Азербайджана тяжелый военно-оккупационный режим».
«Российские царские власти нанесли тяжелый удар по земельным правам и привилегиям высшего мусульманского сословия. Они подверглись национальной и религиозной дискриминации. Налоговая политика России, проводившаяся в мусульманских провинциях, вела к разорению нашего народа. Основная роль в неприкрытом ограблении населения мусульманских провинций принадлежала коменданту (губернатору. - Ред.), но и другие должностные лица также не отставали от него по самоуправству и беззаконию».

Образование Азербайджанской ССР описано в главе с говорящим названием «Военное вторжение Советской России». Отдельно указано, что партия большевиков «состояла из русских, армян, евреев и грузин» (национальности революционеров выделены жирным шрифтом). Да и остальное оглавление учебника сразу показывает, какие идеи прививают в школах: «Геноцид тюрко-мусульманского населения в Северном Азербайджане», «Народное движение против советского режима», «Установление тоталитарного режима» и так далее.

БЕЛОРУССИЯ:
Спасибо Красной армии



Учебник по истории Белоруссии.

Здесь школьные учебники оказались единственными в СНГ, где на русских не пытаются вешать всех собак. Вот как для учеников 9 класса описывают события 1939 года:
«В условиях наступления германских войск по территории Польши руководство СССР приняло решение, согласно которому части Красной армии перешли советско-польскую границу. Основная часть населения Западной Беларуси - крестьяне, рабочие, ремесленники, интеллигенция - встречала Красную армию как освободительницу, нередко с цветами в руках и хлебом-солью. Местные жители связывали с ее приходом надежды на завершение войны и возвращение домой призванных в польскую армию земляков».

«Таким образом, включение Западной Беларуси в состав БССР имело положительное значение для воссоединения белорусской нации. Это событие стало очередным этапом в процессе оформления белорусской национальной государственности».

УКРАИНА:
Советский «ад» и «геноцид»



Украинский учебник истории.

Найти новые учебники по истории на русском так и не получилось (все школы на Украине переведены на «державну мову»). Поразило другое. Даже после казахстанских и эстонских учебников со всеми их «колонизировали» и «оккупировали» страшно было смотреть, чему сейчас учат в школах Украины. Если царское время описано просто как грабительское и колонизаторское, то советское прошлое показано чуть ли не карой господней - «ад» и «геноцид».

В учебнике для 8 класса реорганизация Запорожской Сечи показана как предательство украинцев.
«В конце мая 1775 г. регулярные войска (русские. - Ред.) вступили на Запорожье и двинулись на Сечь. У казаков это не вызывало подозрения. Никто не мог представить, что после совместной борьбы против турок и татар бывшие союзники намерены уничтожить Сечь».

А вот что было дальше:
«Имперское правительство раздавало запорожские земли своим вельможам. Новые хозяева отбирали у казаков землю, а иногда даже обращали их в крепостных».
«Последние десятилетия XVIII ст. были временем интенсивной колонизации юга Украины».

Забавный факт: после описания коварства русских авторы всех украинских учебников признают, что развитие территории и строительство новых городов началось именно благодаря присоединению Украины к России.
«К концу XVIII века на юге Украины насчитывалось около 30 городов. Эти новые города со временем стали ведущими экономическими центрами Украины и всей русской империи».

В 10 классе формулировки становятся жестче.
«Российско-большевистская оккупация принесла нашему народу тоталитарный коммунистический режим. В течение долгих десятилетий он определял чужеродное украинцам общественно-политическое, экономическое и культурное устройство. Его внедрение включало трагическую коллективизацию, голодомор, и массовые репрессии в 1930-х годах, ставшие настоящим геноцидом нашего народа».

А это уже про Великую Отечественную:
«Жесточайшим испытанием для украинского народа стала Вторая мировая война. Украинцы оказались в самом аду поединка великих тоталитарных государств. Этот трагический период имел, однако, и светлые страницы. Национальное подполье и Украинская повстанческая армия объединили патриотическую молодежь в попытке возродить Украинское государство и встать в его защиту. Эта борьба оставила нам незабываемые образцы преданности и самопожертвования».

Тут формулировки, пожалуй, вполне в духе эстонских учебников. Воевали немцы и плохие русские, а украинцы оказались с краю, просто жертвами. Но зато пособники нацистов из УПА показали пример патриотизма...

А КАК У НАС?
Войны с Турцией и Персией важнее мелких обид

В наших учебниках большинства событий, которые изучают школьники бывших союзных республик, просто нет. Точнее так: им уделяется меньше внимания. Например, про присоединение азербайджанских земель к России в учебнике 9 класса написано всего одно предложение, где перечисляются итоги войны с Персией.

Хотя можно было прямо сказать, что азербайджанские ханства, которым Турция и Персия мешали объединиться, совершая на них набеги, сами попросили русского императора взять их под свою защиту.

В 8 классе одним предложением описано «овладение Ташкентом и рядом других городов». Эти же события школьники в Узбекистане зубрят половину учебного года.

Более-менее подробно у нас описаны только екатерининские походы на юг, после которых империя получила Крым и причерноморские территории нынешней Украины. Но и то - мы учим нюансы русско-турецких войн, а не частные обиды запорожских казаков.

ГДЕ ПРАВДА?
Оправдание отрыва от Москвы

Бывший советник первого Президента России, историк и политолог Сергей Станкевич объяснил мне, откуда берется такая школьная русофобия и что с ней делать.

- Почитав школьные учебники наших бывших братских республик, я как будто в кошмар окунулся. Политика России действительно была такой ужасной? - Мой вопрос эксперту.

- Надо разделять объективную сторону и политическую конъюнктуру. Правда в том, что была Российская и советская империи. Да, устанавливался контроль над зависимыми территориями. Да, реакция на мятежи была силовой, и не всегда мягкой. Но Российская империя была неизменно разумнее и гуманнее, чем та же Британская. Просто учебники - инструмент пропаганды новых национальных режимов в ставших независимыми республиках. В них намеренно игнорируется цивилизаторская роль России, принесенный ею прогресс, а все внимание концентрируется на имперском негативе. Это делается ради оправдания отрыва от России, что в большинстве бывших республик СССР стало уже основой государственной идеологии, - сказал ученый kp.ru.

- Чем для нас закончится такое русофобское воспитание новых поколений в соседних странах?

- Катастрофы не будет. Чтение советских учебников не мешало людям иметь свое мнение. Мир сейчас информационно един. Несложно в интернете найти правду об исторических событиях.

- А что мы сами можем сделать?

- Заставить другие страны поменять учебники Россия не может. Но у нас же есть Россотрудничество, культурные центры. Надо увеличивать их финансирование в регионах нашего влияния. Наращивать квоты на обучение студентов из стран СНГ. Вложения в такую «мягкую силу» окупаются десятикратно. И, конечно, надо продвигать наши исторические труды.

https://www.kp.ru/daily/27354/4536151/

Новый учебник Украины: Французы, испанцы и португальцы произошли из Галиции
Украинские «ученые» продолжают поражать мир своими географическими и историческими открытиями



Очередное сенсационное открытие украинских историков попало в учебник географии для 8 класса, рекомендованного для украинских школ Министерством образования. Дословно, страница 271:

«… географические названия западных и южных стран и народов, такие как Галатея, галилеянин, Франция (Галлия), Галисия в Испании или Португалия (Порту-Галлия), вероятно, указывает на то, что пращуры современных французов, испанцев, португальцев, евреев и турок могли прийти на эти земли с украинской Галичины".


Врачи-психотерапевты не дадут соврать - когда пациент начинает рожать научные концепции, изыскивая в общеупотребительных словах некий скрытый смысл и «тайное знание», госпитализация в стационар неизбежна. Это один из признаков шизофрении. Тема эта старая, из начала 90-х, когда каждый городской сумасшедший получил возможность издавать «научные» книжки за свой счет и продавать их в Питере у Гостиного двора, а в Москве - у музея Ленина. Именно эти безумцы открыли, что древние предки русских - этруски, достаточно лишь «правильно» прочесть это слово, постичь его внутренний смысл: «это русские». Представляете уровень научных изысканий? Но, в России эта тема давно уже «отшуршала по крышам» и забылась, а на Украине - развернулась в полный рост. «Городские сумасшедшие» от истории вдруг пришлись ко двору незалежным властям. Десятки «ученых» на этой ниве успешно и невозбранно собирают в житницы, благо, молодое украинское государство, кровно заинтересовано в отмежевании от Киевской Руси и Москвы любой ценой. И даже оплачивает эту «научную работу». Причем, накал безумия не спадает с пресловутых 90-х годов:


«Украинский язык - допотопный, язык Ноя, самый древний язык в мире, от которого произошли кавказско-яфетические, прахамитские и прасемитские группы языков» - пишет Богдан Чепурко в далеком 1993 году в книге «Украина. Основа». Пишет почему-то на русском. А вот Николай Галичанец в работе «Украинская нация» уже проповедует на мове: «Вся тодiшня люднiсть Схiдноi Эвропи увiйшла в I тисячолiття до новоi ери пiд назвою украiнцi». Думаю, перевод не требуется.

Василий Кобылюк, даже в 2011 году твердо уверен в устойчивой связи Украины и древних ариев. Свои научные наработки он изложил в книгах «Праукраина и санскрит» и «Музыка Праукраины и ее эхо в санскрите». Где-то в глубине души, пан Кобылюк понимает, что тысячу лет назад никакой Украины не было, но ловко изворачивается и юлит: «В VI тыс. до н. э. наш народ уже употреблял казацкие слова - булава, атаман, гетман, сабля, кош, чета, казак».


Не было бы ничего ужасного, если бы безумцы просто писали подобные книги. Но, их безумие давным-давно проникло в официальную историю новой Украины и в те же школьные учебники. Например: «Найдавнiшнiй перiод в iсторii украiнского народу тривав понад 140 тис. Рокiв» - это из учебника истории для 7 класса, Киев, 2005 год. 140 тысяч лет истории украинского народа, куда там жалким москалям, у которых столице едва 873 года исполнилось!

Объективно, ничего смешного в этих цитатах нет. Как и в Третьем Рейхе, на Украине ускоренно создается и внедряется своя история, отличная от реальной, а на ее основе плавно выводится миф об исключительности и превосходстве украинца над русскими, а по весне и осени - даже над европейцами! Про «жизненное пространство на Востоке» разговоры депутатами Рады уже ведутся давно, пока в виде осторожных предложений вернуть Незалежной Кубань, Ростов, Воронеж и Белгород. Уверен, скоро мы своими глазами увидим, как опять сбываются две расхожие сентенции: история любит повторяться, потому что она ничему не учит.


https://www.kp.ru/daily/27131/4219264/

учебники по истории

Previous post Next post
Up