Из дневника фронтовика

Apr 11, 2024 05:25



В зоне специальной военной операции военнослужащие выпустили книгу «Заметки „Философа“». Это - сборник выдержек из дневника жителя Ростова-на-Дону Сергея Некрасова, служившего под позывным «Философ» и погибшего в феврале этого года во время выполнения боевых задач под Артёмовском на Соледаро-Бахмутском направлении. Бойцы из Башкирии поделились с информагентством «Башинформ» главами книги.

Пролог к дневнику написала супруга Сергея Некрасова Виктория. Она пишет, что её супруг до подписания контракта с министерством обороны работал преподавателем. Сергей Некрасов очень любил книги. Особенно он любил читать литературу из цикла «Жизнь замечательных людей». Страсть к чтению и сподвигла воина записывать свои наблюдения.

В УЧЕБНОЙ ЧАСТИ

Дни боевого слаживания Сергей Некрасов описывает как «интересную» жизнь. Подготовка группы бойцов, в которой оказался Некрасов, длилась десять дней.


«Счастливчики - нам на подготовку дали 5 дней. Как сказал полковник, начальник нашего учебного центра: „Не 5 дней, а 5 суток! Это не мало!“ - и на фронт! И вас по такой программе будут „готовить“. Нам назвали имена нескольких инструкторов, имеющих боевой опыт, и сказали: „Слушайте их во всём! Они дают самое нужное для выживания там. Тогда у вас будут шансы“».

Среди бойцов есть мужчины с разным уровнем здоровья. Командиры понимают это и требуют, чтобы воины не скрывали свои хронические заболевания.

«Серьёзные нагрузки ещё впереди: „У кого проблемы с давлением или другая ‚хроника‘, говорите сразу и не молчите! Уйдёте за "ленточку" с этими проблемами - вас там никто лечить не будет! Капец вам будет! Там реально раненых хватает“».

Бойцы на слаживании встают в пять часов утра. Весь день мужчины занимаются огневой и тактической подготовкой.

«После - свободное время. Отбоя как такового нет, но сегодня те, кто вернулся с полей и стрельбищ, в 21.00 уже храпели. Какое там свободное время?! Встали. Проснулся в 4 утра от холода: в печке кончилась солярка. Зато успел сходить в „дамскую“ комнату: по понятным причинам, там сразу образуется „пробка“ после подъёма. Почистил зубы, умылся. Когда вышел, уже стояла небольшая очередь. Воду из-под крана не пить, а иначе расстройство желудка. Поэтому всей ротой скидываемся на пятилитровки воды: сразу 20 бутылок берём. Половина ребят ещё спит: их не будут будить до 10:00. Им - на фронт».

Сергей Некрасов пишет, что на «учебке» особое отношение к тем, кто завершил программу подготовки и отбывает в зону СВО.

«„Старшина со своей командой уходят на фронт: «Ну, что могу только пожелать вам, оставшимся?! Удачи». К уходящим туда особое отношение».

ПРИРОДА И ВОЕННЫЕ БУДНИ

Сергей Некрасов, будучи человеком наблюдательным, обращал внимание на мельчайшие детали. Например, на поведение птиц во время артиллерийского обстрела.

«Стаю прорезает снаряд: сначала с их стороны, потом с нашей. Нарушен строй косяка: бедные птицы мечутся и сходят с ума. Не понимая, что происходит… Только после окончания обстрела они смогли продолжить свой полёт. Под минометный обстрел попала стая куропаток: выбежали из гнёзд и стали суматошно бегать между разрывами мин. Удивительно, но никто из них не погиб… Спустились к ручью и спаслись. Здесь много белых ласк и на позициях появился кот. Видимо, из ближайших населённых пунктов, где ещё есть люди: кругом всё разбито.

Страшное зрелище: опоры высоковольтных ЛЭП, скрученные взрывами в спираль, разбитые дома (ни одного целого!) и дороги… Слава Богу, никого не убил. Единственные жертвы - фазан-красавец (когда пристреливали оружие - вылетел - непонятно откуда - под мою очередь. Погиб не зря: я понял, что пули уходят влево и внёс поправки в прицел) и крысы: пять штук. Этих отстреливаем беспощадно: мародёрят наши продукты.

Ни одного целого дерева: постоянными обстрелами уничтожен весь лес. Теперь кассеты и мины превращают в труху пеньки. А ведь три месяца назад, когда мы пришли сюда, здесь был плохонький, но лес».

Автор книги точно передал напряжённую атмосферу воинских будней. Российский солдат не теряет бдительности, стойко переносит вся тяготы и лишения армейской жизни.

«Хожу на родник умыться, почистить зубы и набрать воды. Потом читаю Евангелие: делаю это каждый день. Потом ухожу: смотрим землю, слушаем воздух. Бронежилет и каску снимаю, только когда зайду в камыши: они под три метра. По-другому не умоешься. Автомат - рядом: правило 31 патрона (в мирной армии, которая не воюет, за это наказывают очень жёстко: нарушение ТБ оружия, но мы на войне и кто первым выстрелил - тот и победил). 30 патронов в магазине, один - в стволе: не надо тратить драгоценные секунды на передергивание затвора. Палец со снятого предохранителя на спусковой крючок и - огонь! В сторону любого подозрительного звука. Или если человек не ответил на пароль…»

«БАБА ЯГА»

В один из дней на передовой «Философ» с сослуживцами попал под обстрел «Бабы Яги». Так российские военнослужащие называют тяжёлые промышленные беспилотные летательные аппараты с пятью, шестью или восемью роторами, переделанные ВСУ для сброса гранат, мин или других боеприпасов.

«Беру с собой книги для ребят: читаем и обмениваемся. Здесь тоже есть книголюбы. Сегодня вечером убываем на ЛБС. С Новым Годом и Рождеством Христовым! Ваш Сергей, позывной Философ.
Телефон был разбит осколком мины при обстреле. И с ним погибла симка с контактами. Купил новый, но проблема в том, что в город (Светлодарск, ДНР) привозят всего 10-15 местных симок «Феникс» ежедневно и очередь на почте надо занимать с 6 утра. А мы находимся в расположении части: с утра развод, поверка л/с, выписка БР (боевое распоряжение - «увольняшка») и не успеваем. Решили, что товарищ будет раздавать мне вай-фай, и буду общаться со своего телефона. Разумеется, напишу, что это Философ вышел на связь. Это уже в следующий раз. Если вернусь живым с ЛБС (линия боевого соприкосновения).

…Пытался заснуть, но не могу: уже привычка спать по 3-4 часа плюс мой режим работы. С 18.00 до 06.00: всё время на рации. И каждый час доклад: какая обстановка. Спокойно или обстрел: какой силы, откуда (мы на выступе и с трёх сторон окружены позициями ВСУ), чем (миномёты калибра 82 мм или 120 мм,
кассеты). Причём обстановка может измениться в любую минуту: от тишины и спокойствия до шквала огня.

Обычная фронтовая рутина: ежедневные обстрелы кассетами и миномётами. Главная проблема - беспилотники ВСУ: работают в режиме 24/7.

Самое страшное для меня (да и для многих ребят) - «Баба Яга». Это ночной беспилотник ВСУ, переделанный из мирного агродрона (доставка грузов фермерам, удобрение полей с воздуха). Эта гадина - самый большой беспилотник и поэтому летает только по ночам (из-за своих размеров), но и берет больше всего: 6-8 120 мм мин.

Ещё почему она опаснее дневных - у неё приборы ночного видения и тепловизор (видит - по теплу тела - даже крысу, ласку, и силуэт человека). Единственный шанс - чтобы не заметила - прижаться к дереву. А лучше быть в блиндаже. Когда - две недели назад - заводил ночью группу из нашей роты на другое «хозяйство» (так здесь называют роты, у нас 1 хозяйство) боялся не того, что люди потеряется или наступят на «лампочку» (о ней дальше), не того, что надо пройти 1,5 км. мимо позиций ВСУ (ночью - когда очень тихо - слышно даже как они переговариваются... и на мове, и на русском языке), а низкого, утробного звука этой гадины: она зависает и начинает кружить, ищет куда скинуть. Честно скажу: сердце уходит в пятки, ты весь скукоживаешься и хочешь стать мышью - только бы не заметила!

Сброс, взрыв, ударная волна. В эту ночь нам повезло и её не было: под утро только прилетела. А кидает она очень точно. Ребята на верхней позиции (верхушка холма, мы - на склоне балки: врываемся в землю), когда она появилась, сразу сами ушли из хорошего блиндажа с хорошим накатом из брёвен: попадание 82-мм. мины выдержал. На следующую ночь она прилетела и сбросила - прямо на крышу - 120-мм. мину. Потом ещё одну. Точно в яблочко! Когда утром поднялся - увидел на месте блиндажа аккуратную, ровную воронку диаметром 4 метра и фарш из обломков брёвен и земли... и разрушила наш блиндаж: сами виноваты. Учимся на своих же ошибках. Зачастую - кровью. Только так здесь даётся опыт выживания»

…Мой сослуживец пришёл и дал свой телефон: «Тебе до утра хватит отвечать: всё равно не спешишь».

Собственно, «Баба Яга» и разрушила наш блиндаж: сами виноваты. Учимся на своих же ошибках. Зачастую - кровью. Только так здесь даётся опыт выживания. За месяц, ты узнаешь как за год. Прошло уже 3 месяца и совсем другие люди в плане боевого опыта, своих страхов, выживания.

Мы решили - вечером - попить чаю: у нас был самый большой и комфортный блиндаж на трёх человек (откопали на свою голову). Даже кухонька и биотуалет. Теперь, благодаря, печальному опыту, понимаешь, что блиндаж на три человека - потенциальная братская могила. Максимум - на двоих. А лучше - на одного. Баба Яга вычислила нас по огню газовой горелки и нагретой стальной кружке, а также открытый вход, куда выходило тепло.

Мы услышали только свист, потом грохот и у меня в глазах засверкали тысячи солнц... Меня отбросило к стенке блиндажа, на некоторое время оглох... Потом мне сказали: «Если зайчики в глазах - это хорошо: жив, а вот если серость или туман, тошнота - значит, ранен/контужен». Спросили, все ли живы: один стонет: «Завалило мешком (перед входом поставили бруствер в два ряда из пятидесятикилограммовых мешков с землёй). Не зря трудились: это спасло нам жизни. Он принял на себя основную энергию взрыва: утром увидел, что мешки (те, что не разорвало) закинуло на деревья (вернее, их остатки) и на вершину холма. Ранило нашего товарища в бедро: горячо и мокро (потом мы поняли - когда скинули мешок - что на него опрокинулся котелок с чаем).

А главное - вход обвалился и нас засыпало (пресловутая живая могила). Мы взялись за саперные лопатки и за 20 минут выкопали себя. И ребята снаружи помогли. У многих, кто пережил удар Бабы Яги, появляется страх: они начинают панически реагировать на любой звук БПЛА / «птичек» (так их здесь зовут). Только... вы (условные «судьи») сначала сами переживите это, а потом осуждайте.

Блиндаж мы восстановили, но его добили атаки дронов-камикадзе. Они два раза пикировали на вход в наш блиндаж, но мы были уже учёные: создали завал из длинных веток. Камикадзе срабатывал от удара об них, и основная энергия взрыва доходила до входа в блиндаж ослабленной, к тому же маленький заряд (всего 1 килограмм взрывчатки, а у БЯ только взрывчатки в мине 10 килограмм). Постоянные обстрелы вызвали подвижки глинистого грунта, и блиндаж (несмотря, на то, что мы поставили крепёж и распорки) стал осыпаться. Пришлось покинуть его из-за угрозы обрушения: через сутки посыпались стенки...»

БУДЕМ ЖИТЬ!

Будни воинов скрашивали полевые концерты. По словам Сергея Некрасова, бойцы в такие короткие минуты отдыха успевают преобразиться, они отвлекаются от огня и грохота канонады.

«Ребята хоть душой отошли, а когда запели „Тёмную ночь“: „Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в бою. Вот и сейчас надо мною она кружится…“. Она кружится буквально: в виде „Бабы Яги“ и камикадзе. Вот теперь я понял смысл этих слов».

Источники https://www.bashinform.ru/news/detalno/2024-04-04/boytsy-svo-iz-bashkirii-podelilis-s-zemlyakami-dnevnikom-pogibshego-boytsa-3714645
https://psgp.ru/26-fevralya-2024-goda.html



Некрасов Сергей Геннадьевич (29.01.1975) из Ростова. Работал преподавателем. Был активным прихожанином храма Георгия Победоносца. В зону СВОДУ отправился добровольцем под позывным «Философ»․ Погиб в ходе выполнения боевого задания 15 февраля 2024 под Артёмовском. Похоронен 26 февраля на Аллее Героев Северного кладбища со всеми подобающими почестями.


Вторая гражданская, персоналии, мемуары и дневники

Previous post Next post
Up