Одной из главных коммунистических утопий ХХ века стала книга Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век. Возвращение", впервые опубликованная в 1963 году под названием "Возвращение. Полдень-22 век", и продолженная писателями еще в девяти книгах. Знаменитому авторскому дуэту удалось создать яркий, привлекательный, художественно убедительный мир. В сознании миллионов читателей Полдень превратился в своего рода параллельную реальность, куда хотелось бы попасть и навсегда там остаться.
Частенько приходится слышать, что человечество свернуло не туда и потому навсегда потеряло возможность достичь мира, где жизнь дает человеку три радости - друга, любовь и работу, а хуже всего - это трусить, лгать и нападать. Бытует и другое мнение, что мир Полдня едва ли не антиутопия. Третье мнение заключается в том, что такое общество, построенное на дружелюбии, доверии и открытости - невозможно в принципе. Давайте попробуем разобраться, реально ли построить общество, столь мастерски описанное Братьями Стругацкими?
Сразу предупреждаю, рассуждения мои вполне дилетантские, основанные на прочитанных книгах и жизненном опыте. Так что бесспорным оно не является. Итак, продолжим. Любое общество покоится на трех китах - экономика, образование с воспитанием и управление. Без первого невозможно благополучие, без второго - воспроизведение этого благополучия, без третьего не сможет функционировать ни первое, ни второе. Разумеется, на каждом ките топчется великое множество разнообразных слонов, коих перечислять нет смысла, каждый может сделать это самостоятельно.
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век. Возвращение". Изображение взято из открытых источников
Как себя чувствуют вышеназванные киты в мире Полдня? Первое, что сразу бросается в глаза, в плане экономики, это отсутствие денег. Идея о том, что в коммунистическом обществе не будет оных восходит как минимум к "Городу солнца" Томазо Кампанеллы, как впрочем и большинство других идей, на коих зиждется представление о коммунистическом обществе. С классиками трудно не согласиться. Деньги, это, конечно, регулятор экономических отношений, но довольно примитивный. Они появились еще в древние времена, когда натуральный обмен стал тормозить развитие экономики. Прошли тысячи лет и деньги сами превратились в тормоз, недаром уже сейчас им ищут замену. Так что не вижу ничего невозможного в экономике, в деньгах не нуждающейся.
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников
Мысль о том, чтобы плоды труда складывать в общественные склады, а уже оттуда раздавать населению, стара как мир и не принадлежит собственно сторонникам социализма. Подобная практика существовала в древних цивилизациях, да и в последующие эпохи в той или иной форме осуществлялась в самых разных странах. В мире Полдня именно так распределяются блага. По известному принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Разумеется, чтобы этот принцип работал без сбоев, необходима весьма могучая экономика. Экономика изобилия. Именно такая и построена в XXII веке по версии Стругацких. О том, как она функционирует, можно судить по ферме "Волга-Единорог".
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников
С одной стороны это действительно скотоводческая ферма, которая специализируется на выращивании мясных пород крупнорогатого скота, а с другой - научно-исследовательский институт, где непрерывно экспериментируют над новыми вкусами мяса. Скотниками на ферме служат киберы, а люди занимаются научным поиском. И так устроена вся экономика Полдня. Самые скучные и рутинные производственные процессы максимально автоматизированы, удел человека создавать и находить то, что еще неведомо. Современные нам технологии покуда не привели к полному обезлюживанию производства, но это лишь вопрос времени. Так, что в производственно-техническом, а следовательно и в экономическом смысле особых препятствий к миру Полдня не существует.
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников
Теперь посмотрим, что у нас со вторым китом, то есть - с образованием и воспитанием? В Полдне дети учатся в школах-интернатах. У критиков именно этот пункт вызывает больше всего нареканий. Основные их аргументы построены на том, что отрыв ребенка от родного дома это серьезная психологическая травма, которая обязательно скажется на поведении гражданина в дальнейшем и в конце концов разрушит само общество. Правы ли критики? Воспитание детей в отрыве от родителей - это совершенно обычная педагогическая практика, которая уходит корнями в глубокое прошлое.
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век. Возвращение". Изображение взято из открытых источников
Тогда как привычная нам схема, когда ребенок ходит в школу или институт из родного дома, существует сравнительно недавно. Максимум лет 150-200. Частные пансионы, кадетские корпуса, колонии для несовершеннолетних преступников - придуманы были отнюдь не в странах социализма. Так что ничего особенно ужасного в описанной Стругацкими Аньюдинской школе-интернате нет. Все зависит от того, кто занимается обучением и воспитанием. Более того, если общество хочет, чтобы дети воспитывались не кем попало и не как попало, оно вынуждено будет доверить этот процесс профессионалам, а не родителям, которые в педагогике, в большинстве своем, профаны. Так что и в этом аспекте мир Полдня не столь уж и недостижим.
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников
А как дела обстоят у третьего кита? Каким образом осуществляется управление обществом Полдня и возможно ли оно в принципе? В мире, о котором рассказали Стругацкие, царит истинная демократия. Все мало мальски важные общественные вопросы решаются Советами всех уровней, от поселковых до Мирового (Всемирного) совета. Каким образом проходят выборы в эти советы, писатели не рассказали, а вот как работает Мировой совет - описали. Правда глава эта не вошла ни в одно издание "Полдня" и осталась лишь в черновиках, которые опубликованы. Так что желающие могут ознакомиться.(опубликовано
https://yadocent.livejournal.com/1251850.html )
Юрий Макаров. Иллюстрация к книге Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век. Возвращение". Изображение взято из открытых источников
На мой взгляд такая система управления универсальна. Если ввести ее во всем мире, станет не нужной вся эта чехарда с королями, султанами, президентами, премьер-министрами, палатами парламентов, советами старейшин и так далее. Никаких особых препятствий к тому, чтобы реформировать систему управления обществом в таком ключе нет. Если не считать такой мелочи, как расовые, национальные, классовые и иные предрассудки, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности миллиарды людей. Выходит, что дело исключительно в людях, большинство которых живет по принципу "моя хата с краю" и "своя рубашка ближе к телу". Жаль, что этому самому большинству невдомек, что обществу, похожему на то, каким его описали не только Стругацкие, но и другие советские фантасты, на самом деле нет альтернативы, если не считать альтернативой деградацию и вымирание.
https://dzen.ru/a/ZHH4nfWKyhhblzTSПС
Одна из редакторов ПСС Стругацких Светлана Бондаренко написала книгу на 12 авт. л. "Мир Полудня Стругацких как историческая неизбежность", которая выйдет из печати этой осенью. В ней 4 части: "Цель (реалии)" (описываются принципы и правила Мира Полудня, а также - как устроен Мир Полудня в различных сферах деятельности человека и вообще как там живут люди: учатся, лечатся, работают, отдыхают); "Препятствия" (что мешает построению Мира Полудня: тут показан как путь размышлений Стругацких, так и выводы и пути преодоления этих самых препятствий); "Методы" (каким образом преодолеваются препятствия, в том числе описывается Высокая Теория Воспитания); "Реализация" (каким образом в теперешнем обществе можно начать строить Мир Полудня, на что обратить внимание, что внедрять). В книге изложены доказательства, почему любое другое устройство человеческого общества является временным, и только Мир Полудня - окончательным и постоянным. Книга наполовину состоит из цитат Стругацких, подтверждающих тот или иной тезис (т.е. не авторы это всё придумали, а лишь собрали и оформили, ну и пояснили их видение Мира Полудня).
Еще на тему
https://yadocent.livejournal.com/956687.html