Статья написана явно православным историком, а потому содержит грубые ляпы и передергивания. Какие еще бандеровцы в 1944 г.? А мельниковцы и еще тем более? Случаи казни священнослужителей, сохранивших верность РПЦ, на Украине были единичными. Это в Западной Белоруссии и в Вильнюсской области оккупанты ксендзов казнили многими десятками. В одном только селе Улла их было убито 50 чел. Конечно, казни православных священников - тяжкое преступление, не имеющее оправданий, но факты надо представлять корректно. Сколько-нибудь массовым это явление на Украине не было. Интересен другой аспект. Так, главой Смоленской епархии оккупанты назначили попа белорусской автокефальной церкви. Но нижестоящее духовенство его попросту не признавало. Никаким репрессиям за это оно не подверглось. По той простой причине, что к службе оно допускалось после подписания обязательства служить информаторами СД. А всякое сотрудничество с оккупантами резко осуждалось Московской патриархией. Да и сохранение принадлежности к РПЦ МП оккупантами тоже, мягко выражаясь, не приветствовалось. Постольку достаточно многочисленным был приход на оккупированные российские земли попов эмигрантов адептов РПЦЗ. Ярче всего проявившийся в т. наз. Псковской миссии ака зондеркоманде ведомства Розенберга. А особенность Западной Украины, как видим, в том, что автокефалы убивали служителей РПЦ МП. Хотя и в сравнительно малых случаях. В оккупированной Белоруссии и России такого не было.
ГМ? 1) "Какие еще бандеровцы в 1944 г.? А мельниковцы и еще тем более?" справка: раскол ОУН на бандеровцев и мельниковцев произошел еще в 1940 году. 2) "казни священнослужителей, сохранивших верность РПЦ, на Украине были единичными". Ликбез: по данным Дмитрука, только в Галичине было убито более 50 священников-противников унии. По данным протоиерея Невроцкого, на Волыни их погибло 180 // ДК, 4.07.2002.
>Ликбез: по данным Дмитрука, только в Галичине было убито более 50 священников-противников унии. По данным протоиерея Невроцкого, на Волыни их погибло 180 // ДК, 4.07.2002. Современным клерикальным писаниям мало веры. Мы вели речь конкретно о попах РПЦ МП. А в том регионе преобладали ксендзы, в т. ч. в значительной доле поляки, ортодоксально католические, а не униаты. А это вовсе даже не православные. Отсюда и соответствующее отношение к ним немцев и украинских националистов. Возьмем типичный волынский город Владимир-Волынский. По переписи 1935 г. в нем проживало тогда 27177 человек, из них 11210 поляков (41,25 %), 10406 евреев (38,29 %), 5025 украинцев (18,49 %), 536 представителей других национальностей (1,97 %). Сколько из них, получается, должно было быть русских православных верующих и какое число попов должно было приходиться на них? Вообще никак количества жертв из них, приведенного Невроцким и Дмитруком не набирается. Единицы - да, максимум считанные единицы десятков. Никак не больше. >"Какие еще бандеровцы в 1944 г.? А мельниковцы и еще тем более?" справка: раскол ОУН на бандеровцев и мельниковцев произошел еще в 1940 году. Раскол тут не причем. В 1944 г. Мельник и Бандера находились в заключении в Заксенхаузене. В 1943 г. происходила волынская резня. Данных о пострадавших в ходе нее священников РПЦ МП не имеется.
ликбез: 1) Дмитрук не "Современный клерикальный", а вполне себе советский чекист и историк https://yadocent.livejournal.com/2700.html 2) Волынь была вполне себе православным краем, здесь находится знаменитая Почаевская Лавра и 687 храмов (на 1937). Кстати Владимир-Волынский отнюдь не "типичный город", это столица, где ессна проживали г.о. русские и поляки, ибо украинцы жили в основном в селах. 3) не знаю что такое "считанные единицы десятков". 4) Раскол при том, что в 1944 вполне себе существовали бандеровцы и мельниковцы которые резали и "московских попов" и ксендзов и друг друга. 5) кстати публикация в ДК, 4.07.2002 - моя. А я далеко не "клерикал".
Ныне модно представлять православных попов, находившихся в оккупации, эдакими патриотами, с которыми изо всех сил расправлялись оккупанты и их приспешники. Отсюда сильное преувеличение числа жертв и прочие фальсификации. Такой подход не научен. Мне тут вдруг вспомнился мартиролог ксендзов жертв нацистов, а также репрессированных органами Советской власти, как-то подвернувшийся мне в сети. Он охватывал область СССР, находившуюся в немецкой оккупации. Казненных советскими органами было, если было вообще, совсем немного, какие-то, может быть, единицы. Многих отправляли в места заключения и ссылки, но не казнили. Что же касается нацистов, то их жертвами стали порядка 800 ксендзов, в основном с Остланда и Белорутении. С Украины сравнительно в разы меньше. В общем-то приведенные Вами цифры где-то примерно коррелируются с данными мартиролога. Где-то порядка около 200 чел. Это достаточно понятно, так как ксендзы были, как правило, истовыми польскими националистами, и немцы их репрессировали часто вовсе без всякого компромата, только за то, что ксендзы. >столица, где ессна проживали г.о. русские Побойтесь бога. Русских по переписи там было менее полутора процента населения. А в деревнях, несомненно, процент был еще гораздо ниже. Учтем еще, что Западная Украина этнически очень сильно отличается от всех остальной Украины. В большинстве в то время там жили поляки и евреи, украинцы на третьем месте по численности. А русских всего ничего. >Волынь была вполне себе православным краем Это под поляками-то? Не верится мне.
Мы говорим о годах войны. А сейчас по отношению к ним - потом. А потом наступил суп с котом. К слову, население агломерата (2,5 тыс.), получившего после войны название Почаев, было уничтожено оккупантами поголовно.
О чем врать? Коллеги выявили и привели цифры количества жертв священнослужителей. Я эти цифры не опровергаю. Вопрос лишь о том, священники каких именно конфессий. Нормальный исторический дискурс в плане уточнений и конкретизации. А если Вам приспичило в приличную компанию придти и пернуть, то Вы поступили явно опрометчиво.
Конечно, казни православных священников - тяжкое преступление, не имеющее оправданий, но факты надо представлять корректно. Сколько-нибудь массовым это явление на Украине не было. Интересен другой аспект. Так, главой Смоленской епархии оккупанты назначили попа белорусской автокефальной церкви. Но нижестоящее духовенство его попросту не признавало. Никаким репрессиям за это оно не подверглось. По той простой причине, что к службе оно допускалось после подписания обязательства служить информаторами СД. А всякое сотрудничество с оккупантами резко осуждалось Московской патриархией. Да и сохранение принадлежности к РПЦ МП оккупантами тоже, мягко выражаясь, не приветствовалось. Постольку достаточно многочисленным был приход на оккупированные российские земли попов эмигрантов адептов РПЦЗ. Ярче всего проявившийся в т. наз. Псковской миссии ака зондеркоманде ведомства Розенберга.
А особенность Западной Украины, как видим, в том, что автокефалы убивали служителей РПЦ МП. Хотя и в сравнительно малых случаях. В оккупированной Белоруссии и России такого не было.
Reply
1) "Какие еще бандеровцы в 1944 г.? А мельниковцы и еще тем более?" справка: раскол ОУН на бандеровцев и мельниковцев произошел еще в 1940 году.
2) "казни священнослужителей, сохранивших верность РПЦ, на Украине были единичными". Ликбез: по данным Дмитрука, только в Галичине было убито более 50 священников-противников унии. По данным протоиерея Невроцкого, на Волыни их погибло 180 // ДК, 4.07.2002.
Reply
Современным клерикальным писаниям мало веры. Мы вели речь конкретно о попах РПЦ МП. А в том регионе преобладали ксендзы, в т. ч. в значительной доле поляки, ортодоксально католические, а не униаты. А это вовсе даже не православные. Отсюда и соответствующее отношение к ним немцев и украинских националистов. Возьмем типичный волынский город Владимир-Волынский. По переписи 1935 г. в нем проживало тогда 27177 человек, из них 11210 поляков (41,25 %), 10406 евреев (38,29 %), 5025 украинцев (18,49 %), 536 представителей других национальностей (1,97 %). Сколько из них, получается, должно было быть русских православных верующих и какое число попов должно было приходиться на них? Вообще никак количества жертв из них, приведенного Невроцким и Дмитруком не набирается. Единицы - да, максимум считанные единицы десятков. Никак не больше.
>"Какие еще бандеровцы в 1944 г.? А мельниковцы и еще тем более?" справка: раскол ОУН на бандеровцев и мельниковцев произошел еще в 1940 году.
Раскол тут не причем. В 1944 г. Мельник и Бандера находились в заключении в Заксенхаузене. В 1943 г. происходила волынская резня. Данных о пострадавших в ходе нее священников РПЦ МП не имеется.
Reply
1) Дмитрук не "Современный клерикальный", а вполне себе советский чекист и историк https://yadocent.livejournal.com/2700.html
2) Волынь была вполне себе православным краем, здесь находится знаменитая Почаевская Лавра и 687 храмов (на 1937). Кстати Владимир-Волынский отнюдь не "типичный город", это столица, где ессна проживали г.о. русские и поляки, ибо украинцы жили в основном в селах.
3) не знаю что такое "считанные единицы десятков".
4) Раскол при том, что в 1944 вполне себе существовали бандеровцы и мельниковцы которые резали и "московских попов" и ксендзов и друг друга.
5) кстати публикация в ДК, 4.07.2002 - моя. А я далеко не "клерикал".
Reply
>столица, где ессна проживали г.о. русские
Побойтесь бога. Русских по переписи там было менее полутора процента населения. А в деревнях, несомненно, процент был еще гораздо ниже. Учтем еще, что Западная Украина этнически очень сильно отличается от всех остальной Украины. В большинстве в то время там жили поляки и евреи, украинцы на третьем месте по численности. А русских всего ничего.
>Волынь была вполне себе православным краем
Это под поляками-то? Не верится мне.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment