О походе гетмана Сагайдачного на Москву

Oct 16, 2020 07:30





На дворе был вересень 1) 1618 года. В Подмосковье стояла золотая осень. Бабье лето. Под Звенигород в лагерь королевича Владислава прибыли полковники Михаил Дорошенко и Ждан Конша. Обрадовали, что гетман Сагайдачный с Войском Запорожским Коломну прошёл и к Москве подходит. Королевич встречу в Тушино назначил, где столица «Тушинского вора» Лжедмитрия Второго была. Место многим полякам и запорожцам известное, - не заблудятся.

Считал Владислав себя законным государем Всея Руси. Восемь лет назад, в Смутное время, Семибоярщина - правительство Московское избрала Владислава на царство. Москва и многие города ему присягнули. Да не сложилось. Ополчение Минина и Пожарского из Москвы поляков выгнало, а Земский собор Михаила Романова царём избрал. Королевичу в те годы 14 лет было. Вырос Владислав, стал лихим наездником, покровителем художников, любимцем женщин.





Возвращать потерянные царства-королевства было в семье Ваза делом привычным. Папа Владислава, польский король Сигизмунд, сорок лет всё пытался корону Швеции вернуть. Воевал со шведами часто. Полякам упрямство такое не нравилось, рокоши2) устраивали.

Перед походом издал королевич манифест к своим подданным. Извещал Царь, Государь и Великий князь Всея Руси Владислав Жигимонтович, что идёт царством править. Обещал покой и порядок,  православие не утеснять, и союз народов христианских против Турции и Крымского ханства устроить. Писал, что идут вместе с ним патриарх Игнатий, архиепископ смоленский Сергий, князь Юрий Никитич Трубецкой и другие изгнанники московские. О том, что патриарх Игнатий тайно в униатство перешёл, а князь Юрий Трубецкой католичество принял, в манифесте сказано не было.

Владислав думал, что встанут за него русские люди, да только московиты манифестов не читали по неграмотности, поэтому хлебом-солью нового царя не встречали, за Михаила твёрдо стояли.

После года войны к Москве подошёл королевич. А Сейм польский деньги для похода только на год и выделил. Наёмники расходиться начали. Тем временем к Михаилу подкрепления подходят.



Делать нечего, пришлось королю Сигизмунду просить гетмана Сагайдачного помочь сыну. Обещал утеснения православия прекратить, титул Гетмана Войска Запорожского признать и клейноды3) выдать, число казаков реестровых увеличить, золото и прочие милости королевские. Комиссаром на переговоры с запорожцами послал король знаменитого полководца Станислава Жолкевского.

Не сразу казаки согласились. Два раза Раду собирали. Наконец согласились уважить просьбу королевскую. Воевать запорожцы умели, смерти не боялись. И гетман Сагайдачный дело своё добре знал. Двадцать лет без малого казаками командовал. С турками и татарами казаки отчаянно воевали. Всё Чёрное море в те годы турецким было. Каждый год запорожцы на море гуляли. С донскими казаками договаривались, вместе шли. До двадцати тысяч на лодках-чайках выходило ночью из гирла Днепра и в Чёрное море - пойди, сыщи!
Появлялись поутру в турецких гаванях. Без осады, сразу, на стены крепостные карабкались. Голые по пояс с саблями наголо. Чубы оселедцы по ветру гордо реяли. Быстро своё дело делали и стремительно в черноморской дымке исчезали. Варну, Кафу брали. Синоп с верфями военными сожгли - полторы тысячи вёрст от Сечи Запорожской! Три года назад в Стамбул ворвались. Добычу богатую взяли, пленных, рабов вызволили, пару кварталов зажгли и ушли. За полдня управились. Султан на охоте был, в бессильной ярости смотрел на дым над столицей.



Воротились запорожцы в июне 1618 с очередного похода турецкого и на Москву пошли. Тысячу вёрст от Сечи Запорожской до Москвы за три месяца отмахали. Города русские защищались отчаянно, да все силы против Владислава на запад были брошены.

image Click to view



Доносили царю, что «запороги» города жгут, грабят, людей убивают, насильничают. (автор забыл перечислить разоренные города: Ливны, Елец, Лебедянь, Данкив, Скопин, Ряжск, Беседы, Михайловское, Мячково). О запорожских бесчинствах в Москве летописи уже не сообщали. К столице Сагайдачный с двадцатью тысячами казаков подошёл. Пять тысяч на юге, у Донского монастыря оставил, с остальными в Тушино пришёл к Владиславу.



Приободрился королевич. Возьмёт с лихими запорожцами Кремль, на царство коронуется, перезимует, а дальше видно будет. Грамоту послал Царю Михаилу и боярам, чтобы челом ему били и подписал «Великий Князь Московский». А бояре титул тот предерзостный дёгтем вымарали и обратно королевичу грамоту отправили.

В те дни комета над Москвой объявилась. Головой к городу встала. Царь и бояре решили, что дурной знак это - не иначе быть Москве взятой поляками. Ну, да чему быть - того не миновать. Авось пронесёт. Царь с боярами тогда не ведали, что комета беду не Москве, а Европе предвещала - начало войны Тридцатилетней.



Начали поляки к штурму Москвы готовиться. Задача не простая. Гарнизон у москвичей пять тысяч ратников, да ополченцев столько же. И укрепления сильные. Не одну сотню лет кольца крепостные московские строились. Внутри - Кремль с Китай-городом, дальше Белый город со стенами из камня белого (где сейчас Бульварное кольцо). За Белым городом - Земляной город, защищённый «Скородомом» - валами земляными (где сейчас Садовое кольцо). Земляной город оборонять людей не хватало, в Белом городе засели. Стены крепостные Белого города обратной наклонности, в два-три роста человека. Перед стенами ров глубокий выкопан. Зодчий Фёдор Конь четверть века назад на совесть построил.

На совете поляки решили Москву с трёх сторон штурмовать.



Главный приступ с запада, против ворот Арбатских назначили, где сейчас ресторан "Прага" и кинотеатр "Художественный". Вдоль по Арбату до ворот, ворота взорвать и дальше до Кремля путь короткий.



Кавалер Мальтийского ордена Бартоломей Новодворский петарды хитрые изготовил. Знатным мастером по минному делу был. Семь лет назад рванул Бартоломей ворота в Смоленске и взяли поляки город.



Для штурма северных Тверских ворот, где сейчас памятник Пушкину, петарды тоже сделали и лестницы высокие смастерили.



А с юга от Донского монастыря пять тысяч запорожцев должны были ударить. По Живому мосту наплавному4), что перед Москворецкой башней, и в Кремль. Два француза-петардщика, которые у запорожцев служили, должны были ворота Москворецкой башни взорвать.



Как пойдут на приступ с трёх сторон поляки и казаки, москвичи не будут знать куда бежать. А в Белый город ворвутся - начнут дома поджигать. Запылает город, падёт Москва!

Но за день до штурма французские спитардные мастера Жорж Бессон и Жак Безе, которые в войске Сагайдачного служили, к москвичам перебежали. План приступа рассказали. Французы должны были ворота Кремля взорвать во время штурма казаков от Донского монастыря. Только видно под пули стрельцов московских им лезть не захотелось. Потом много лет Царь жалованье им платил, в архивах их грамоты сохранились, где они о своих заслугах напоминали. Как удалось французам к русским перейти, откуда план штурма узнали, про то истории неизвестно. Загадка.

Сказали французы, что приступ будет против Тверских, Никитских или Арбатских ворот будет. Москвичи ворота эти изнутри брёвнами укрепили и землёй подсыпали, перед Тверскими воротами ров углубили. Ратников с заряженными пищалями у бойниц на стенах в ночь расставили. Пушки зарядили. "Бельских немцев"5) - гвардейцев царских в резерве у Никитских ворот, которые между Тверскими и Арбатскими, поставили. Да наказали, чтоб бежали туда, где жарче будет.

Вечером перед приступом запорожцы смурные были. У казаков традиция была - в бой под свадебную музыку идти, как на праздник, а тут притихли. Задумались. Москва перед ними - стольный град православный, не Стамбул иноверный. Опять же, штурм поляки назначили на Покров Пресвятой Богородицы. Покров Богородицы большим праздником у запорожцев считался. Первая церковь на Сечи была Покровская. Сама деревянная, а внутри золотом и драгоценными камнями изукрашена. После походов жертвовали казаки на церковь, не жалеючи. Праздник Покрова ещё от базилевса византийского Льва Мудрого пошёл. В те годы осадили Царьград русы язычники. Не было спасения. Но в ночь явилась Матерь Божья, накрыла своим платом город и отступили русы.


Гетман Сагайдачный глядел на понурившихся хлопцев и думал. Перед походом на Москву говорили, что признают люди московские королевича. Но крепко дерутся русские, видать поверили Михаилу, не хотят Владислава Жигимонтовича. А на Украине поляки принуждают православных в униатство переходить, церкви отбирают.

На совете кавалер Бартоломей Новодворский с добровольцами первым идти пожелал. Не захотели шляхтичи славой с хлопами делиться. Ну, значит, так тому и быть. Нынче наша хата с краю.



Ночь на Покров выдалась тёмная. Луна к новолунию уже шла6).

Обороной стены от Арбатских до Никитских ворот ведал окольничий Никита Васильевич Годунов, с ним 457 ратников, на воротах Арбатских воеводой был Леонтьев Данила Юрьевич, а с ним Иван Урусов и дьяк Антонов.

В начале третьего ночи, гетман Ходкевич приступ скомандовал. Немецкая пехота Бутлера начала верхи стен Белого города около ворот Арбатских обстреливать, огневую завесу сделала. Стены Белого города дружными залпами москвичей полыхнули. Отряд латников Новодворского с петардами, рванул к воротам Арбатским. За ними добровольцы, гусары спешенные, отряд пехоты наёмной.  Кавалеру Новодворскому уже под семьдесят было, пули латников косили, но добежал рыцарь мальтийский, прикрутил петарду к воротам острожка у ворот Арбатских. Взрыв! Вынесло ворота!  Новодворский с отрядом внутрь, ратников московских смяли, да скорее к Арбатским воротам. Сверху из бойниц вертикального боя пули градом сыпятся. Прикрутил петарду Бартоломей. Рвануло - щепы полетели... Только ворота москвичи землёй подсыпали и брёвнами подпёрли. Устояли!

Полезли поляки в узкий пролом, тут их шеренга "бельских немцев" залпом и встретила. От Никитских ворот прибежали, как стрельбу у Арбатских ворот услыхали. До рукопашной дошло.



В схватке у москвичей погиб командир роты шотландцев Петер Юль и команду принял молодой поручик Юрий (Джордж) Лермонт, предок Михаила Юрьевича. В бою получил тяжёлую рану. Лет ему было примерно столько же, сколько поэту на роковой дуэли. А с польской стороны шёл на приступ полк наёмников под командованием Питера из того же клана Лермонтов.

Не сложилось в тот вечер у поляков около ворот Арбатских. Отступили, не досчитались человек тридцать, да сотня раненых.

И у Тверских ворот осечка вышла. Москвичи за ночь ров спешно углубили. И петарды несподручно к воротам прикручивать, и лестницы до верха стен не достали.



А запорожцы от Донского монастыря на приступ Живого моста вообще не пошли. Ночь тёмная была, стрельцов на стенах немного, ударили бы с тыла - диверсия бы знатная получилась бы. Да не стали. Французы - петардщики сбежали, да и лестниц для стен Кремля не заготовили. Настроения не было.



Вроде и немного поляки в штурме потеряли, а азарт пропал. После Покрова месяц тихо прошёл. Наступала зима. Съехались поляки с русскими в селе Деулино перемирие заключать.
Про запорожцев бояре с переговоров Царю докладывали: «Во время съезда подъезжали к посольским провожатым козаки и говорили: поляки и литва и всё рыцарство стоят за королевича и мириться мешают, а они все козаки хотели отъехать к государю в Москву, но [им говорят] будто на Москве их братью козаков, которые выедут из Литвы, казнят и в тюрьму сажают: и они оттого к государю и не поехали»

Полковник Ждан Конша, который в сентябре с королевичем о встрече в Тушино договаривался, перешёл на службу к царю Михаилу со своим полком запорожцев. Шляхтич Засурский доносил королю, что это сам Сагайдачный велел Конше к московитам перейти.

Деулинское перемирие подписали 1 декабря. Последние сполохи Смутного времени догорели.

Сагайдачный через год отправил к царю кошевого атамана Петра Одинца, чтобы принял Михаил на службу Войско Запорожское. Царь, подумав, отказал. Сил у России тогда мало было с Польшей ссориться. Однако, отправил казакам 300 рублей лёгкого жалованья.

А в январе 1621 года в Яссах на границе с Турцией, провожая Патриарха Иерусалимского Феофана, принёс Сагайдачный и с ним Войско Запорожское покаяние за поход Московский. Мороз был. И ветер с Чёрного моря сильный. На коленях три тысячи запорожцев на площади стояли. Патриарх снял грех с казаков, однако же после строгого увещевания и впредь велел на Москву не ходить.

До Переяславской рады оставалось тридцать три года.






ПРИМЕЧАНИЯ:

1) Вересень - Сентябрь: укр. вересень, белор. верасень, польск. wrzesień. Славянские названия месяцев Википедия https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Славянские_названия_месяцев

2) Рокош - (польск. rokosz, - бунт, мятеж) - в Польше 16-18 веков официальное восстание против короля, на которое имела право шляхта для защиты своих прав и свобод.

3) Клейноды - знаки гетманского достоинства. В Войске Запорожском клейнодами были: : «корогва королевская, златописанная» (хоругвь - знамя), бунчук, булава, палица, печать «сребная» (серебряная), «котли медные великие с добошем» (литавры), арматы (пушки). Клейноды были важны как признак признания Войска Запорожского королевской властью. Выдачей клейнод король номинально уравнивал Войско Запорожское и Великое Княжество Литовское, у гетмана которого были клейноды.



4) "Живой" наплавной мост. Понтонный мост через Москва-реку. Построен на месте одной из старейших переправ в городе. С 1498 существовал наплавной "живой" мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. Составляющие его брёвна лежали прямо на воде, мост разводили для прохода судов. Почему мост не развели осенью 1618 - непонятно.

Перед мостом был небольшой острожек - частокол с охраной. Пятитысячный отряд запорожцев должен был захватить острожек, по наплавному мосту перейти реку Москва и штурмовать Кремль и Китай-город. С южной стороны охрана Кремля и Китай-города была небольшая - несколько сотен ратников. Но запорожцы в атаку не пошли.
С 18 века на месте «Живого моста» мост строили несколько раз. В 1938 было закончено строительство Большого Москворецкого моста по проекту архитектора Щусева.
В День Пограничника 1987 года на Большом Москворецком мосту приземлился воздушный хулиган Матиас Руст на самолётике «Сессна-172», а в 2015 на мосту был застрелен Борис Немцов.



5) "Бельские немцы" В 1614 г. иноземцы на польской службе, сдавшие русским войскам князя Дмитрия Пожарского крепость Белую, перешли на русскую службу и образовали особую роту «бельских немцев» («немцами» в то время именовали большинство иностранцев). «Бельские немцы» делились на «шкотских» и «ирлянских», то есть шотландцев и ирландцев, в том числе ирландская рота капитана Вильяма Грина и шотландская Томаса Юстоса. Подробнее см. Бельские немцы

6) Фазы Луны на 10 октября 1618 года (нового стиля)



ЛИТЕРАТУРА:

1. «История России с древнейших времен» т.9 глава 2. С.М. Соловьёв

2. «История запорожских казаков. Борьба запорожцев за независимость. 1471-1686. Том 2» Дмитрий Яворницкий

3.  «Босфорская война» В.Н. Королёв. 2013

4. «Тайная история Украины-Руси. Сагайдачный на Арбате» Олесь Бузина. 2005

5. «Сказание о запорожском гетмане Петре Конашевиче Сагайдачном» М., 1850. Максимович М.А.

6. «Исследование о гетмане Петре Конашевиче Сагайдачном» Максимович М.А.

7. "Поход Сагайдачного на Москву. 1618" Ю. В. Сорока

8. «Запорожцi у польсько-московськiй вiйнi наприкiнцi Смути 1617-1618 pp.» П. Сас. 2010

9. «Moskwa, 1617-18.» Majewski A.A., Warszawa, 2006

10. «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории» А.Л. Станиславский. 1990

11. План Москвы XVII века. проф. А. Чаянов (1920)

12. Премудрости саперов 17го века. Колоколообразные петарды

13. "Покров Пресвятой Богородицы: история праздника" Ирина Языкова

14. «Запорозька Військова Покровська церква» Игорь Сапожников

15. "Покрова Пресвятої Богородиці" Марія Гелитович 13.10.2011

16. «Лермонт против Лермонта» Т. П. Молчанова

17. «История Русской Церкви т.11 I. Иерусалимский патриарх Феофан и восстановление им западнорусской иерархии» митр. Макарий (Булгаков). 2001

18. «Иноземцы в России 16-17 вв» Т.А. Опарина. 2007

19.  Фазы Луны на 10 октября 1618 года (нового стиля)

20. "Поход украинского гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного на Москву в 1618 году: историографическая оценка украинских историков." В.В. Ребенок в сб. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Выпуск 6. Стр.463-471. 

источник

История России, про казаков

Previous post Next post
Up