Выкладывая автобиографии известных революционеров, взятые из словаря, опубликованного к десятой годовщине Октябрьской революции, мне хотелось бы дополнить эти материалы небольшой справкой, из которой можно было бы узнать о происхождении советских руководителей. Для этого пришлось проанализировать информацию о 240 отцах.
Почему только об отцах? Потому что матери в конце XIX века в большинстве оставались домохозяйками. Конечно, уже тогда были "матери-одиночки" и вдовы. Например, Раскольников, Суханов и Теодорович по разным причинам остались без отцов, но статус их родителей был известен.
Итак, вкратце о социальном положении. Из 240 отцов советских руководителей:
крестьянами были 47,
рабочими - 30,
ремесленниками - 22,
интеллигентами - 46,
военными - 10,
чиновниками - 25,
священниками - 6,
помещиками - 13,
торговцами - 37,
фабрикантами - 4.
К этой справке нужно сделать несколько замечаний. Во-первых, социальное (а иногда - и сословное) положение родителей менялось. Купцы разорялись и богатели, крестьяне уходили в город на заработки и возвращались в села, помещики распродавали остатки своей недвижимости и превращались в обычных интеллигентов, числившихся "дворянами", военные увольнялись со службы.
Во-вторых, границы между разными социальными категориями иногда были весьма размытыми. Ремесленник мог владеть небольшой мастерской или лавкой, а иногда работал по найму. Интеллигент-инженер часто числился на службе в каком-нибудь ведомстве. Учитель Илья Ульянов сделал успешную карьеру в учреждениях Министерства народного просвещения. Под понятием "купец" или "торговец" мог скрываться владелец и мелочной лавчонки, и больших магазинов. Кроме того, наиболее богатые торговцы часто владели заводами.
И в-третьих, некоторые революционеры, отказавшись от классовых привилегий, предпочитали не сообщать о том, кем были их отцы. Популярные в настоящее время рассуждения о непролетарском происхождении отдельных лидеров рабочей партии не учитывают глубину разрыва внутри семей и вообще - со средой, в которой воспитывались благополучные мальчики и девочки. Например, выходцы из очень религиозных семей уже к 15-16 годам приходили к атеизму.
Теперь о национальном составе. Из 240 отцов:
русскими были 93,
евреями - 49,
украинцами - 18,
немцами - 16,
поляками - 14,
армянами - 10,
грузинами - 9,
латышами - 7,
белорусами - 4,
азербайджанцами - 4,
узбеками - 3,
эстонцами - 2,
и по одному от туркменов, французов, чувашей, татар, литовцев, чехов, болгар, финнов, молдаван, лезгин и осетин.
Здесь тоже необходимы оговорки. Среди перечисленных в справочнике людей некоторые родились в смешанных браках. Например, Лариса Рейснер была наполовину немкой, наполовину - русской (если в этом случае можно говорить о "половинах"). Другая сложность заключается в ассимиляции, которая делала номинальную принадлежность к определённому народу весьма условной.
Скажем, еврей Троцкий не владел идишем, а иврит пытался изучать уже в конце жизни. Кроме того, в официальных документах дореволюционной России еврейство означало религиозную, а не этническую принадлежность. Не было в статистике Российской империи и четкого разделения между русскими, украинцами и белорусами.
Многое зависело от личного самоопределения человека, что позволяло, к примеру, Антонову-Овсеенко по мере необходимости объявлять себя русским или украинцем. Братья Ауссемы имели фламандских предков, но едва ли их волновала судьба исторической родины. Таковы вкратце замечания. С учетом сделанных оговорок и возможных неточностей приведенную статистику можно использовать для характеристики происхождения известных революционеров.
https://vlad17-gradov.livejournal.com/105983.html