Итак, сегодня мы поговорим о человеческом теле. В изобразительном искусстве есть несколько основных тем (человек, природа, еда и потом несъедобные предметы, котики), но человек, его тело и его лицо -- это самая излюбленная и популярная тема. Собственно, ненависть сторонников "классического искусства" к нефигуративному "современному искусству", не только из-за отсутствия реалистичности, но и из-за того, что оно игнорирует непосредственно человека. Если в абстракции можно различить хотя бы шагающую человеческую фигуру из палочек, зрителю уже психологически легче.
Из всех вариантов человеческих тел художники -- ах срамники какие -- всегда предпочитали молодое женское обнаженное.
При этом психологический блок на то, чтобы писать обнаженных женщин безо всякой мотивации, "приличного повода", был снят у творцов очень поздно, в районе импрессионистов и даже позже. Поэтому все мировое искусство наполнено бесчисленным количеством обнаженных женщин, причина изображения которых стыдливо объясняется каким-либо сюжетом, например, их убийством (см. мой поплняемый список
смерть топлесс). Но у меня прошел авитаминоз, и поэтому хочется чего-нибудь не такого депрессивного. И я придумала вот новую рубрику, в которой буду показывать голых живых в мировом искусстве, и объяснять, по каким мааааааленьким и обычно незаметным атрибутам одного персонажа можно отличить от другого.
Итак, как же научиться отличать одних голых женщин на картинах от других?
Начнем с элементарного, с азов (продвинутые пользователи музеев спокойно пропускайте)
ШАГ ПЕРВЫЙ: научитесь опознавать Венеру.
- Смотри, - значительным тоном произнесла тетушка и привлекла мое внимание к большой картине, написанной маслом.
Я думаю, ее можно назвать классической: на ней была изображена дородная дева, почти обнаженная, разговаривающая с неким подобием голубя.
- Венера? - смело предположил я. Обычно это верный ход.
(П. Вудхауз. "Дживс и похищенная Венера").Если вы научитесь опознавать богиню Венеру (Афродиту), это сразу облегчит вам жизнь процентов на 50. Потому что приклеивание ярлыка "Венера", ежели художнику хотелось нарисовать (и продать!) обнаженную натуру -- было крайне популярным выходом из ситуации.
Тициан. "Венера Урбинская". 1538
Во-первых, богиню любви Венеру (Афродиту) может выдавать поза.
Вариант А: лежащая.
Вот, например, взгляните на "Венеру Урбинскую" выше. Это одна из самых знаменитых "венер" в живописи, однако по атрибутам ее идентифицировать нельзя. Ее поза сама становится атрибутом. Начиная с эпохи Ренессанса и заканчивая примерно импрессионистами -- если голая женщина вот так лежит, и нет никаких говорящих о противном атрибутов, значит это Венера. (А потом пришел Мане со своей "Олимпией" и все опошлил, за это его и ненавидели современники-любители изящных искусств).
Вариант Б: стоящая.
Второй популярнейший вариант позы Венеры, выдающий ее с головой -- поза стоящая, вернее, выходящая из воды. Тут Венера -- из пены морской новорожденная (согласно мифу). Картину Боттичелли, думаю, все помните, вот по такому шаблону все и развивается.
Девушка должна быть:
а) голая
б) желательно, выжимающая мокрые волосы (это древний мотив, еще с античности)
в) среди волн, среди пены морской (согласно мифу)
г) рядом желательно валяются морские ракушки, в этой сцене -- тоже атрибуты Венеры (тоже очень древний мотив)
Амори Дюваль. Рождение Венеры. 1862.
Вот тут ракушка видна отчетливее.
Рождение Венеры, 4 в . до н.э. Эрмитаж
В 16-18 веках художники предпочитали писать Венер лежащими, а в 19 веке распоясались и начали ставить стоймя, чтобы наготу во весь рост изобразить. (А потом эти мужики тупо придумают конкурс Мисс Вселенная).
Если голая женщина купается не в море, а в пруду или в речке, то, скорей всего, она не является Венерой!
Она может быть Дианой или простой "купальщицей" (начиная со 2-й пол. 19 века).
В. Тортез. Молодая купальщица
Во-вторых, подобно тому, как Штирлица выдавал волочащийся позади парашют, а королеву Елизавету II всегда легко отличить по корги, так и богиню Венеру обычно сопровождает маленький мальчик с крыльями, ее несовершеннолетний сын Эрот-Купидон-Амур.
Лоренцо Лотто. Венера и Купидон. 1530
Сравнение с собачкой тут тем более актуально, что согласно мифам Венера сыну, вооруженному холодным оружием (луком и стрелами) постоянно говорила "ФАС!", от чего и страдали разные персонажи.
Тициан. Венера с органистом. Ок. 1555
Рубенс. Замерзшая Венера. 1614
В-третьих, помните о голубях.
Все очень просто.
Если женщина одетая, и есть голубь -- то это Дева Мария, если раздетая до нитки -- то Венера.
Впрочем, голуби -- это не так красиво, как голые женщины, поэтому в живописи нового времени они встречаются не очень часто, только у самых ответственных и эрудированных художников.
Аннибале Карраччи. Венера и Адонис. 1595
Франческо Хайес. Венера, играющая с двумя голубками. 1830. (Портрет балерины Carlotta Chabert)
Вот пример того, как голуби помечают купальщицу в пруду все-таки как Венеру.
Лагрене. Венера и нимфы купаются. 1776
Полноценных компаньонок у Венеры не бывает, обычно заметно, что это нимфы-служанки.
Итоговое упражнение:
найдите на данной картине все признаки Венеры
Мартен ван Хемскерк. Венера и Амур. 1545
Так, на этом обязательную программу по голым женщинам в искусстве откатали, дальше будет произвольная. Оставшаяся половина обнаженных женщин в живописи гораздо более интересна и разнообразна. Продолжение в следующих выпусках.
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1470267.html