В начале 17 века в Подмосковье единственными долговечными сооружениями были только православные храмы. Поэтому в период известных событий Смуты захватчики с Запада, идущие на Москву, считали просто обязательным оставить о себе память, выцарапав клинком сабли или кинжала на камне что-то типа "Здесь был Вася", часто с указанием даты записи.
Профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Александр Константинович Крылов, исследователь древнерусской стенописи, обратил внимание на такие автографы, занимаясь реставрацией живописи в древних православных храмах ещё в конце прошлого века.
Недалеко от Москвы, у старой Смоленской дороги у села Большие Вяземы, высятся белокаменные громады домовой Преображенской церкви Святой Живоначальной Троицы в бывшем имении «краткосрочного» русского царя Бориса Годунова. Возведение церкви было завершено к началу его царствования, и изначальная роспись внутренних стен была совершена по его заказу. Через село Большие Вяземы на протяжении всего бурного 17 века на Москву и от столицы двигались войска, посольства, обозы разных политических сил и государств. Естественно, что на привалы располагались в единственном на всю округу каменном строении (удобном и для обороны) - в залах церкви.
И вот на высоте человеческого роста, под более поздними росписями стен, профессор Крылов обнаружил десятки автографов и рисунков, нанесённых участниками событий Смутного времени. Конечно, кто-то замечал их и раньше, тем более что на стенах храма рядом с довольно древними часто попадались отметки, сделанные не так давно. Например, вероятнее всего, оставленные А.С. Пушкиным или офицерами войск Кутузова и Наполеона. Но эти надписи и отметки толком никто никогда не исследовал и сведений о них не публиковал.
А посмотреть там есть на что. Обнаружены автографы персонажей прелюбопытнейших, в прямом смысле слова героев Смутного времени. Самый старый автограф, который удалось обнаружить, датирован 1608 годом и оставлен неким поляком Яном Муклевским. Такой человек состоял в свите «царя» Лжедмитрия II. Следующие надписи датированы 1612, 1618 и 1637 годами. Последняя надпись 17 века отмечена 1645 годом и сделана рукой некоего Яна Констанскаса, причём своё имя на стене церкви он вырезал и на латинице, и на кириллице.
На северной стороне алтарной апсиды найдена надпись по-польски - автограф стольника князя Дмитрия Черкасского, представителя древнейшего русского рода, в 1612 году переметнувшегося в стан «Тушинского вора» Лжедмитрия II. А вот на простенке южной стороны витиеватая роспись воеводы «Тушинского вора» Самуила Тышкевича, разбитого под Ярославлем русскими войсками. Почти рядом с подписью князя Черкасского найден автограф ещё одного известного персонажа - польского полковника Романа Ружинского, избранного гетманом запорожских казаков в войсках Лжедмитрия. А ещё один интересный автограф на южной стене храма начертан рукой воеводы Валевского. Он прибыл в ставку «Тушинского вора» с отрядом запорожских казаков и был назначен канцлером Московского царства. А вот автограф Юрия Потёмкина. Современники называли его «московского государства изменник». Он перешел на службу к польскому королю и осаждал в составе его армии Смоленск. Он начертал «Здесь предстоял Потемкин». В войсках, направляемых с Запада на порабощение Московии, образовался настоящий «интернационал» из наёмников со всей Европы. Многие считали своим долгом расписаться на стенах разграбленного храма. По этим надписям сегодня можно составить представление о национальном составе армии оккупантов. П. Ивит - вероятно англичанин или шотландец. Гинкинуген - скорее всего, уроженец Северной Германии. Л. Мунк - возможно, предок датского королевича Вольдемара, в фамильной истории которого числится рыцарь той эпохи Людвиг Мунк. Единственное обнаруженное французское имя - Жан Лефеш. Современник знаменитых мушкетёров тоже продал свою шпагу самозванцу. Помимо военных на стенах храма оставили свои подписи и представители «конкурирующих» конфессий: ксендз Цешелис, монах-иезуит брат Иоаннес Жуковский и иудейский раввин Самуэл.
Но самым примечательным для меня является автограф некоего безымянного запорожского казака, служившего польской короне. Видно, совсем оголодав в разоренном Подмосковье, он нацарапал на стене церкви самое заветное желание: «Господь, дай мини сала!»
О том, что казаки, как запорожские в составе польского войска, так и донские, воевали с русским царём, не любят вспоминать современные историки казачества. «Воровские казаки» не только служили польскому королю (донцы вошли в состав армии короля Владислава в походе на Москву в 1617-1618 годах) и «царям»-самозванцам, но и грабили беззащитные волости.
Исследование профессора А.К. Крылова - граффити Смутного времени, непривычная для профессиональных историков форма изучения письменных свидетельств прошлого. Будучи художником, он удачно выступил и как исследователь необычной грани нашей истории, впервые в России опубликовав итоги своих исследований в 2012 в работе «Лики и лица Смутного времени». 1 ноября - 15 декабря 2013 в Военно-историческом музее артиллерии в Москве даже прошла одноименная выставка его находок. Этот опыт открывает для каждого любителя редкостей необъятное поле поисков. Ведь на стенах многих и многих древних церквей можно ещё найти автографы тех, кто давно канул в реку забвения.