"Гамлет: коллаж": рецензия.

Feb 26, 2014 15:00

На прошлой неделе мы посетили Театр Наций где шел моноспектакль "Гамлет: Коллаж" с Евгением Мироновым в главной и всех остальных ролях. Вообще, надо сказать, что Шекспир для меня, прямо скажем, не Сидни Шелдон. Быть может, я не слишком интеллектуально развит, но у меня не получается чистосердечно сопереживать средневековому датскому принцу, который выставляет себя сумасшедшим, преследуя цели отмщения. Честно говоря, "Гамлет" написан таким языком и в такой манере, что я бы, пожалуй, даже не понял всего этого, если бы не прочитал сюжет в Википедии. Теперь представьте, что я ожидал увидеть, прочитав анонс нового спектакля, в котором участвует только один актер (пускай и очень хороший), а все действие разворачивается в кубе примерно 5х5 метров. Наученный опытом посещения авангардных спектаклей (особенно своим безумием и авангардностью меня впечтатлила "Электра" Театра на Таганке), я настроился на глубоко интеллектуальное прочтение не самой легкой пьесы. Короче, я приготовился к двухчасовой пытке искусством.

Теперь представьте теплоту моего удивления, когда то, что я увидел, оказалось прямо противоположным какой бы то ни было пытке. Несмотря на то, что наши места были на самом последнем ряду самого распоследнего балкона, и обзор сцены был примерно такой же, как если бы я стоял на капитанском мостике звездолета "Энтерпрайз", спектакль оставил неизгладимое впечатление.

Главное, конечно, это куб. Описать словами сложно, фотографии не передают всего эффекта. Поэтому предлагаю видео телесюжета с премьеры, где местами видно техническое волшебство куба (с 40-й секунды).

image Click to view



Итак, куб представляет собой три грани, на каждую из которых проецируется картинка. Это называется видео-мэппинг. Картинка настолько ювелирно подогнана, что даже когда в одной граней открывается "дверь", рисунок двери вместе с рельефом тоже как бы "открывается". Важный момент, что куб, расположен не параллельно полу, а под наклоном к зрительному залу. И куб то и дело вращается так, что стены превращаются в пол и потолок и наоборот. Иллюзия создаваемых интерьеров настолько точна и реалистична, что происходит полный диссонанс, иными словами взрыв мозга. Особенно когда на казалось бы абсолютно монолитной и супер реалистичной стене появляется титр "Входит Офелия" или "Входит Полоний". Оказалось, что три грани куба и три проектора способны творить чудеса сценографии, если к ним добавить еще и видеокамеры. Итак, камера снимает Евгения Миронова крупным планом и эта же картинка проецируется на две грани куба, причем зеркально. И получается что если, Гамлет поворачивает голову налево, то на стенах куба он поворачивается сам к себе. И этот эффект плодотворно используется. В другой момент две камеры снимают Гамлета с разных ракурсов и проецируются обе эти картинки. Визуальный эффект потрясающий.



А еще оказалось, что если между краями двух граней натянуть простынь, по диагонали пола, то за ней можно разыграть настоящий театр теней. И как талантливо!

В общем, куб - это, конечно, главная звезда спектакля. Он даже удостоился отдельных оваций во время финального выхода (Тут сделаю небольшое отступление. Это был очень забавный финальный выход, ведь в спектакле был занят только один актер, ну и пара статистов, чьих лиц даже не было видно. Но этих нескольких человек сопровождало человек 20 технического персонала. Собственно, это и был забавно). Я представляю себе, как тяжело быть на уровне актеру, когда все внимание зрителя поглощено техническими чудесами куба. Тем не менее, Евгений Миронов, на мой взгляд (хоть я и сидел далеко, в кабине звездолета), подтвердил звание одного из лучших российских актеров. Перевоплощаения из образа в образ происходили мгновенно - не всегда верилось, что это один человек. А ведь перевоплощение - это не просто надеть парик и платье. Это еще и возродить характер персонажа и его узнаваемые черты, и его манеру говорить, двигаться, держать себя...  Частота и безукоризненность этих перевоплощений, талантливость их исполнения - все это составило достойную конкуренцию кубу на сцене.


Матерые театралы, конечно, упоминают в своих рецензиях создателя этого действа - канадского режиссера Робера Лепажа. Мне о нем нечего сказать - для меня поход в театр, как и для большинства людей, это нечто "из ряда вон". Но благодаря таким режиссерам как он, актерам как Евгений Миронов, и новаторской сценографии, я понимаю, что к этой фразе надо добавить "к сожалению". Для меня поход в театр, как и для большинства людей, это нечто "из ряда вон". К сожалению.

Приятного аппетита!

культура, рецензии, театр

Previous post Next post
Up