Ребенок, предназначенный служить игрушкой для взрослых, - такое явление не раз имело место в истории.
Чтобы сделать из человека хорошую игрушку, надо приняться за дело заблаговременно. Превратить ребенка в карлика можно, только пока он еще мал. Дети служили забавой. Но нормальный ребенок не очень забавен. Горбун куда потешнее.
Отсюда возникает настоящее искусство. Существовали подлинные мастера этого дела. Из нормального человека делали уродца. Человеческое лицо превращали в харю. Останавливали рост. Перекраивали ребенка наново. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука. Представьте себе ортопедию наизнанку. Нормальный человеческий взор заменялся косоглазием. Гармония черт вытеснялась уродством.
Торговля детьми в семнадцатом столетии, как уже было упомянуто, дополнялась особым промыслом. Этой торговлей и этим промыслом занимались компрачикосы. Они покупали детей, слегка обрабатывали это сырье, а затем перепродавали его.
Продавцы бывали всякого рода, начиная с бедняка-отца, освобождавшегося таким способом от лишнего рта, и кончая рабовладельцем, выгодно сбывавшим приплод от принадлежащего ему человеческого стада. Торговля людьми считалась самым обычным делом.
Во времена Стюартов к компрачикосам при дворе относились довольно снисходительно. Это были времена, когда пресекали существование целых родов, проявивших непокорность или являвшихся почему-либо помехой, когда одним ударом уничтожали целые семьи, когда насильственно устраняли наследников. Иногда обманным образом лишали законных прав одну ветвь в пользу другой. Компрачикосы обладали умением видоизменять наружность человека, и это делало их полезными целям политики. Изменить наружность человека лучше, чем убить его. Существовала, правда, железная маска, но это было слишком грубое средство. Нельзя ведь наводнить Европу железными масками, между тем как уроды-фигляры могут появляться на улицах, не возбуждая ни в ком подозрения; кроме того, железную маску можно сорвать, чего с живой маской сделать нельзя. Сделать навсегда маской собственное лицо человека - что может быть остроумнее этого?
Компрачикосы подвергали обработке детей так, как китайцы обрабатывают дерево. У них были свои особые приемы. Это искусство исчезло бесследно. Из рук компрачикосов выходило странное существо, остановившееся в своем росте. Оно вызывало смех; оно заставляло призадуматься. Компрачикосы с такой изобретательностью изменяли наружность ребенка, что родной отец не узнал бы его. Иногда они оставляли спинной хребет нетронутым, но перекраивали лицо. Они вытравляли природные черты ребенка, как спарывают метку с украденного носового платка.
У тех, кого предназначали для роли фигляра, весьма искусно выворачивали суставы; казалось, у этих существ нет костей. Из них делали гимнастов.
Компрачикосы не только лишали ребенка его настоящего лица, они лишали его и памяти. По крайней мере в той степени, в какой это было им доступно. Ребенок не знал о причиненном ему увечье. Чудовищная хирургия оставляла след на его лице, но не в сознании. В лучшем случае он мог припомнить, что однажды его схватили какие-то люди, затем - что он заснул и что потом его лечили. От какой болезни - он не знал. Он не помнил ни прижигания серой, ни надрезов железом. На время операции компрачикосы усыпляли свою жертву при помощи какого-то одурманивающего порошка, слывшего волшебным средством, устраняющим всякую боль.
В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, только в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму. Это очень удобно: можно заказать себе карлика какой угодно формы.
Это были честные люди. Можно быть о них какого угодно мнения, но они порой бывали честны до щепетильности. Они стучались в дверь, входили, покупали ребенка, платили деньги и уносили его с собой. Сделка совершалась так, что покупателей ни в чем нельзя было упрекнуть.
Виктор Гюго «Человек, который смеется»
Книга потрясающая! И слог такой интересный - об одном и том же разными словами могут быть написаны целые страницы.
Сюжет, наверное, знают все: Гуинплена в возрасте двух лет изуродовали компрачикосы. Он был фигляром, а стал пэром Англии. Финал трагичен.
Есть мнение, что Гюго выдумал компрачикосов, никакой секты искусных хирургов не существовало. В это можно было бы поверить, если бы в то время не было цирков уродов.
Мопассан в своем рассказе «Мать уродов» писал про женщину, рожавшую детей на продажу, которые рождались уродами, потому что она перетягивала живот, значит, был спрос.
А вот современное фото, сделанное в Индии, уродство очень похожее на предыдущие:
Таких фото в интернете полно. Цирков уродов уже нет, если раньше уродство вызывало смех, то сейчас - жалость и сочувствие, поэтому такие попрошайки «зарабатывают» больше здоровых.
Мне было лет шесть, когда в Советском Союзе показывали многосерийный фильм «Человек, который смеется» 1971 года. Фильм мне казался очень страшным, особенно главный герой, я боялась на него смотреть. Судя по описанию в книге, Гуинплен должен выглядеть именно так:
Его сыграл Филипп Букле, вот как он выглядит сейчас:
Интересно, как ему делали грим?
Иначе выглядит Гуинплен в фильме 2012 года, там актеру просто продолжили на щеках улыбку, при этом он смотрится не уродом, а вполне симпатичным:
UPD. В связи с атакой ботов в ЖЖ блог временно закрыт для комментирования. Комментарии могут оставлять только френды. Остальные извиняйте, завтра открою.