Выкладываю заметку об акватории между Ставангером и Хаугезундом, что в Норвегии. Для тех, кто планирует там походить.
По некоторым моментам, полагаю, информация не полноценная.
4 июля - 8 августа 2015.
5 круизов по неделе. Старт и финиш в Ставнгере. Обязательными были трекинги на Прекестулен и Кьераг-болт. Остальные стоянки варьировал. Каждую неделю старался одну-две минимум новые посетить.
По факту обязательной также стала стоянка в Haugesund. Она была самая удаленная от Ставангера. Своего рода поворотный пункт: после Хаугезунда мы шли обратно. Удобство объяснялось большим выбором магазинов. Это был крупный относительно всех остальных пунктов город.
Общие наблюдения:
1. Погода
Акватория разнообразная по ландшафту. Закрыта от волнения и ветра. За пять недель при прогнозах до 7 баллов ветра больше 20 узлов я не наблюдал. Основные впечатления людей, конечно, от трекинга. При низкой облачности он становится бессмысленным. И Прекестулен, и Кьераг выше нижней границы облаков. Поэтому имеет смысл подстраивать маршрут под облачность. И дождевой, и облачный прогноз можно смотреть на yr.no
Тем не менее, эти прогнозы не гарантируют погоду. Как кажется, точность не выше 70% по конкретному месту.
Направление движения ветра во фьорде не является однозначным: «или туда, или сюда». Иногда дует сбоку отраженный от скал ветер. Возможны локальные усиления. При ветре около 20 узлов в Люсефьорде наблюдал в паре кабельтовых от нас порывы предположительно около 40 узлов.
NB. Лето 2014 было очень дождливым и холодным. Но и в теплое лето вам пригодятся сплошные тенты, закрывающие кокпит со всех сторон. Местные лодки без исключения снабжены такими. Мы ходили на немецкой лодке только с бимини и сильно страдали ))
2. Навигация
Все подводные одиночные скалы, опасные для яхт, обозначены знаками, которые могут отличаться от международных. Это может быть просто столб черного, зеленого или белого цвета с маяком наверху или без. Часто на них стоит порядковый номер, который не отражен в Навиониксе или на обзорных картах.
В то же время знакомый собственник лодки рассказал, что налетел на подводную скалу, которая не была обозначена на картплоттере, по его словам. Это произошло в проливе между одними из многочисленных мелких островков в Северном море к северу от Хаугезунда на полпути к Бергену морем.
3. Удобства
Стоянок со всеми удобствами много. Электричество работает по умолчанию на всех колонках. В списке ниже только две стоянки были без электричества и воды. Оплата почти везде через паркоматы или в конверт и в ящик.
Якорная стоянка была опробована только одна из-за слишком короткой цепи и слабых аккумуляторов.
Электрический удлинитель пригодился в 70% стоянок. Стоит около 300 крон за 20-25 метров. Переходники с обычных розеток на трехштырьковые обязательны. На трети стоянок береговые гостевые розетки обычные.
На лодке было два шланга для воды. В паре случаев приходилось наращивать береговой шланг лодочным.
Тузик не использовали ни разу. Без якорных стоянок можно обойтись, если нет ярых любителей дикой природы.
На многих стоянках есть мангалы, которые часто бывают уже заняты к моменту прихода.
4. Расходы
Расходы на одного человека на еду, стоянки и топливо не превысили 1500 крон ни разу. Питались в 90% случаев на борту. Крепкий алкоголь надо привозить с собой. К цене на пиво по 8-9 евро за бокал быстро привыкаешь. Поменять евро на кроны бывает сложно, особенно в выходные. В Ставангере в воскресенье обмен работал только на почте с комиссией в 50 или 70 крон. Съем денег из банкомата может произойти по пугающему курсу на 20-25% выше установленного. Карты принимают везде.
Стоянки за 50 футов с электричеством от 200 до 500 крон.
5. Рыбалка и подножный корм
Рыбалка. Самое простое: ловить на пилькеры для скумбрии. Хотя на крючки крупнее рыба тоже ловилась. Но 80% пойманной была скумбрия. Она ловится с глубины 3-5 метров. Но при этом ловили с дрейфа стоя над поднятиями 15-20 метров. Больше двух рыбин на человека: уже много. За время круизов нашли 3-4 почти гарантированных места для ловли.
Ягоды видели пару-тройку раз. Грибов не видели, хотя и не искали специально.
6. Кухня
Сложно ждать от уличной еды или в кафе чего-то необыкновенного и северного. Засилье фаст-фуда. Рыба очень дорога: около 250-300 крон за мороженую.
7. Одежда
Имеет смысл купить часть одежды на месте, если вдруг вы не полностью укомплектованы.
Я использовал то, что называется oilies. Это просто прорезиненная однослойная одежда. Она защищает от дождя лучше мусто и генрилойдов. И главное, дешевле. Комплект Helly Hansen, которого в Норвегии засилье по понятной причине, обошелся мне в 35 евро. Куртка и штаны. Естественно, что их надо надевать на что-то теплое и непродуваемое. Термобелье, софтшелл, флиски. И в нем очень жарко может быть, если вы двигаетесь. Если просто стоять на вахте - идеально.
Сапоги я купил там же. Резиновые с теплой флисовой вставкой. Идеальный вариант, если своих сапог нет. Стоят около 35 евро. Там почти во всех магазинах морских такие стоят. 299 крон, кажется все стоят. Зеленые и серые.
Шапка точно нужна )
• Ставангер
Марина у музея нефти. Иногда переполнена, особенно в период фестивалей. Можно становиться в соседнем «боксе» для буксиров (справа от здания марины и туалетов, если смотреть с воды). Но так, чтобы они могли выйти. Или оставаться все время на лодке, если придется освобождать место. Пирс непосредственно около музея принадлежит ему. Цена почти в два раза выше. Для посетителей музея (!). Один раз служитель музея попросил перешвар товаться.
В туалете код меняется каждую неделю. Вокруг много прохожих и цыганистого вида людей. Напротив магазин с газовыми баллонами. Замена стоит около 250 крон. За красными деревянными зданиями супермаркет. Овощи и фрукты имеет смысл покупать на рынке, около торговых центров (от стеллы налево. Это единственная и всем известная стелла). Алкомаркет на первом этаже торгового центра напротив паркинга (налево за музей нефти). Цены на вино вполне нормальные: около 100 крон).
Сим-карты в Seven 11 (в конце основной городской гавани как раз у стеллы) 24 часа в сутки. Самый приятный бар - кодовое название «Бибилотека». Первая поперечная улица, если идти от марины вглубь города (красные деревянные домики остаются по правую руку). Поворачиваем налево и буквально через пятьдесят метров слева, среди разноцветных домиков.
В кинотеатре голливудские фильмы идут на английском.
С билетом из музея консервов можно бесплатно попасть в морской музей. Музей консервов в старой части города. Это буквально две улицы на другой стороне основной городской гавани. Оба музея достойны посещения.
• Тау
Использовали для начала трекинга на Прекестулен. В марине всегда было место. Автобусы двух компаний идут от причала паромов (Columbus и еще какая-то). Отправление приурочено к приходу паромов из Ставангера. Это примерное, каждые сорок минут.
Стоимость автобуса 160 крон туда и обратно на человека. При позднем выезде, узнать, когда последний автобус именно этой компании от базового лагеря Прекестулен. Билеты не взаимозаменяемы.
В базовом лагере туалет, кафешка и сувениры. Путь наверх обычного не сильно подготовленного человека: полтора часа. Полчаса наверху. Полтора часа-час пятнадцать обратно. Взять комплект сухой одежды. Идти наверх можно в майке и постепенно утепляться. Можно идти в обычной обуви: кеды, кроссовки.
Супермаркеты в Тау в двадцати минутах ходьбы от марины.
Ближе к Прекестулену Jorpeland. Но я туда ни разу не становился. Как показалось, надо делать небольшой крюк, чтобы идти в Люсефьорд. Йорпеланд находится чуть вглубине от фьорда за группой островов. Вторая причина: консерватизм )
• Lysebotn
Стоянка в самой глубине Люсефьорда. Стоять можно: у деревянного причала слева, у бетонного справа. Воды нет ни там, ни там. Если встать у деревянного причала максимально справа, то можно кинуть провод от столба у входа на паромы. Розетка в сером металлическом ящике на уровне человеческого роста. Опасаться дыр в стенке деревянного пирса. Самый пиздец это маленькие скоростные паромы. В первый раз обязательно дождаться одного из них и проверить, как держатся швартовы и шпринги. В крайнем случае вязаться еще и за основание мачты.
Качает не только при подходе и отходе паромов, но и во время их стоянки из-за подводных струй водометов.
Я видел лодку, пришвартовавшуюся на время у маленького пирса у подземной гидроэлектростанции. Это в четырех кабельтовых от конца фьорда.
Один раз попали на старт соревнования роллеров. Пришлось мариноваться на воде полчаса, потом встали к большому катеру, а через два часа, когда соревнования закончились и все лодки потянулись в Ставангер, перешвартовываться.
Проблема стоянки в постоянной (кроме полного штиля) волне, даже в случае отжимного ветра. И, конечно, прижимной ветер. Отходить всегда было проблематично со шпрингами и подрулькой.
До базового лагеря на Кьераг идут: автобусы с отправлением два раза в сутки. Последний: после обеда. И такси, которое можно заказать в одном из двух основных кэмпинга. В кэмпинге бэйсджамперов справа по дороге, и в кэмпинге слева, напротив этого джамперского лагеря.
Такси заказывается на ресепшн. В баре справа душевнее. Там барменша Симона. Девушка из Прибалтики. Говорит по-русски. Если приходить не один раз, то она может сделать неофициально скидку на пиво (57 или что-то около того, вместо 70). Но они часто отправляют в кэмпинг напротив, так как машина у них часто занята.
На человека получалось около 80-100 крон, если микроавтобус. В случае с Кьерагом, автобус идет только туда и такси тоже. Обратно надо заказывать отдельно или ловить попутки. Иногда это просто, иногда - нет. Обратно идти 7 километров. Главная сложность на пешем обратном пути: плохоосвещенный туннель без выделенной тропинки для людей.
Путь на Кьераг для среднеподготовленного человека: два часа пятнадцать минут. Полчаса наверху. Час сорок пять обратно. Три подъема и два спуска на пути. После третьего подъема спусков явных уже нет. Просто идти по плато, ориентируясь на сложенные пирамидками камни и надписи «Т» красной краской. На плато будет стоять столб с указателями. Не доходя пары сотен метров до него, надо сразу забирать левее. Скальная площадка у обрыва и собственно Кьераг еще метров через четыреста-пятьсот.
Как таковой тропинки там нет. Почти везде можно идти несколькими параллельными маршрутам. Где-то натянуты цепи как перила. В горных ботинках суше (наверху участки грязи и снега), но более скользко. В кедах мокро, но сцепление со скалами лучше.
С собой запас еды перекусить, воды и сухой одежды. Может быть дождь.
Если не ныть, то туда может подняться почти каждый, не зависимо от подготовки. Пример 70-летнего члена экипажа, которому за три месяца до этого поменяли коленный сустав, показателен.
В хорошую погоду со скал прыгают джамперы. И приземляются или на мысу в миле от основания фьорда, прямо под Кьерагом, или летят до кэмпинга джамперов и приземляются там на лужайке. Если увидели одного джампера, идите туда и снимайте их приземления. Собственно момент прыжка со скал почти невозможно увидеть из-за высоты.
Самый клевый душ в кэмпинге слева от дороги. Вход в ресепшен у них с обратной стороны здания. За ресепшн кафе с вкусным пивом и обедами. Слева лестница вниз. Там туалет и душ. В душе дверь в сауну. Про режим использования сауны не спрашивали.
Есть туалет прямо у паромного пирса, но там грязновато и часто туалет засорен. Бар у деревянного пирса не очень душевный.
Если пойти по дороге за кэмпинг и повернуть направо по маленькому мостику через ручей и пойти в обратную сторону (в сторону фьорда) за ангаром вдоль скал, то доходите до водопада. Он прямо напротив пирса. Слева, если смотреть с воды, на скалах видна маленькая лестница, доходящая до уровня метров тридцати, сорока. Некоторые туда забираются.
• Mosteroy
Бухта с северной стороны одноименного острова. Есть место под якорную стоянку. У бетонного пирса гостиница. Электричества нет. Вода есть, но колонка далеко. Ходить в туалет и душ можно в гостинице. У пирса глубины до 2-2,5 метров.
Прогулки до монастыря и дотов. Место живописное (!).
• Kvitsoy
Группа островов с несколькими стоянками по пайлоту. Мы стояли в Ystabohamn. Там искусственный бетонный пирс. Туалет и душ в маленьком здании на пирсе. Супермаркет на ближайшей улице за углом налево.
Размеченные тропы по острову (все через пастбища овец). Маяк. Можно погулять по всем близлежащим островам, соединенным мостами. У маяка здание одного из норвежских центров управления и контроля за морскими судам. Там снаружи стоит большой интерактивный экран, на котором можно видеть все суда у побережья в радиусе 250 миль.
• Skudeneshavn
Популярная и живописная стоянка. Быть внимательным к датам проведения фестивалей (например, старых судов): были свидетелями стоявших в 6 рядов катеров. Одно из немногих мест, где плату собирает обходящий работник гавани. Два туалета на разных сторонах гавани, душ отдельно от туалетов.
Два супермаркета. Кафешка, известная с вафлями и старичком-хозяином (идти в сторону парка). Этот парк виден на правом берегу при входе с востока и юго-востока в канал-пролив, ведущий к гавани. Соответственно, чтобы к нему попасть пешком, надо пойти в сторону начала этого канала.
Еще есть магазин с рыбацко-морскими причиндалами (сапоги, лески, немного дельных вещей). Там же продаются типа старые вещицы: судовые журналы и таблички, старые карты, сигнальные флаги и т.д. Но интересного мало.
• Bukkoya
На подходе к Хаугезунду, в полутора милях от моста, слева есть островок. На его южной стороне причал на одну яхту. На берегу реконструкция деревни викингов. Если перейти по мостику на основной остров, попадаете к церкви и музею. Музей стоит посещения. Там можно надеть одежду викингов и фотографироваться в ней. Много сувенирки на соответствующую тему.
• Haugesund
Гостевой пирс Хаугезунда очень длинный: полкилометра. Начинается он от гостиницы Maritim с непонятного назначения башенки из зеленого стекла. Надо смотреть на таблички резервирования. Хотя они и висят, очень часто эти места также занимают. Кроме места под паром дальше за мостом напротив ресторанов, нигде не видел судов, для которых эти места забронированы. Хотя говорят, что они иногда подходят.
Непосредственно у отеля места оплачиваются в отеле. Это место самое удобное, на мой взгляд: стоишь прямо у туалета с душами. В лобби есть вайфай.
Дальше за мостом места оплачиваются через специальное приложение, которое можно скачать. Объявления о нем висят на всех электрических колонках. Встав как-то прямо перед мостом, мы не смогли найти, кому платить. Сфера ответственности отеля закончилась, а места, где платят муниципалитету через приложение, еще не начались.
В августе джазовый фестиваль. Но открытых площадок, где играют джаз, мы не увидели. Можно купить браслет-проходку во все заведения, типа, за сто крон.
Сверять дату своего прибытия с временем проведения фестивалей! Если погода хорошая, мест может не быть.
Есть алкомаркет в торговом центре. И для дешевых овощей и фруктов надо идти в пакистанский магазин. Это по пешеходной улице на север, с правой стороны. Его можно опознать по овощным ящикам на улице.
Из маст си: статуя викинга (дальше по пешеходной улице на север и около сквера с ротондой налево), док-музей (что-то про рыболовство и судостроение на месте старых доков), монумент Konigsreichmonument. Там какое-то историческое место с найденными могилами предположительно короля, объединившего Норвегию. От монумента вдоль берега тропа, ведущая к маячку. Живописно.
В городе три магазина с дельными вещами, хозтоварами и рыбацкими штуками. Искать их надо у северного конца набережной.
В городе есть офис с туристической информацией.
NB. Перед мостом, который соединяет материк и остров Karmoy, слева есть пункт заправки газовых баллонов. Около металлобазы вглубине. Швартоваться к пирсу с покрышками. Лодку не оставлять без присмотра. Идти вглубь «базы» метров двести. Офис заправки в магазине хозтоваров.
Пролив между Кармоем и материком и есть тот самый «Северный путь», по которому Норвегия названа Nord-way.
• Talgje
Один из островков небольшого архипелага. По пайлоту там три стоянки. Но мы, кажется, выбрали лучшую. Она на восточной оконечности острова. Заход с севера вокруг острова Helgoy. К югу от стоянки невысокий автомобильный мост между островами.
Непосредственно у гавани супермаркет и душевые. У хозяина супермаркета можно попросить велосипед. Мне он дал его за 50 крон. Дорога по островам, которые соединены мостами, живописна.
• Nedstrand
Как мне показалось, самое живописное место из увиденных там. Оплата душа автоматизированы. В аппарате оплаты парковки надо выбрать опцию про душ и оплатить.
Рядом какой-то маленький краеведческий музей и налево в пятидесяти метрах бар, единственный тут.
От гавани можно подняться наверх по автомобильной дороге к хуторам (от душей направо и метров через сто налево наверх). Дальше через пастбище овец подняться еще выше. Отличный вид на бухту.
• Randoeyna
Самое странное из мест стоянки. Причал находится на территории чего-то, что мы интерпретировали как летний лагерь какой-то христианской церкви. Когда мы пришли туда вечером, там не было ни одного человека. Доступных душа и туалета не нашли. Вода и электричество на пирсе были. Оплата в конверт и ящик. Живописно, но воображение некоторых членов экипажа рисовало что-то таинственное и пугающее.
Стоянка на противоположном острове Halsnoy не была посещена, но мы прошли прямо мимо пирса. Там более людно, все удобства есть.
• Floeyrli
Стоянка у бывшей электростанции. В семи милях от Люсеботн. По пайлоту там два места, где можно встать. По факту: одно. Пирс с покрышками. В среднем там волна и ветер меньше, чем в Люсеботн. От западного ветра пирс защищен небольшим мысом. Собственно, стоянка там была вынужденной мерой при навальном ветре и волне в Люсеботне. Уйдя оттуда в ночь, мы вернулись утром для трекинга на Кьераг.
Стоянка интересна лестницей, проложенной по бывшей вагонетной дороге на вершину холма. Даже в путеводители и буклеты по региону эта лестница попала.
NB. Если идете там не на норвежской по приписке лодке, то узнайте про совместимость своих газовых баллонов и адаптеров с норвежскими. Они отличаются от того, к чему все привыкли в Средиземке, Германии или Голландии, например. Единственное место между Бергеном и Ставангером, где можно заправить свои баллоны, находится у моста между островом Kamroy и материком. (см. описание выше).