Буллинг в школе

Jun 24, 2020 13:13


Буллинг в школе - явление не редкое. В первую очередь говорящее не о злом намерении детей, а о их огромных защитах от своих же чувств. И о том, что включены их инстинкты возвышаться над другими, унижая их.

Под явлением буллинга скрыты проблемы другого рода. Этот феномен следует рассматривать не с точки зрения жестокости, а с точки зрения эмоциональных ран в привязанности у этих детей.

Проблема будет скрыта под водой как низ айсберга. Вставшие психологические защиты делают одних детей агрессорами, а другим доставляют массу неприятностей.

Борьба напрямую против поведения не изменит сути булли. Наказания, последствия, угрозы, вынужденное терпение, родительские собрания, вызовы к директору - не меняют характер булли.

Однако, если есть понимание того, как устроены человеческие существа, то мы сможем подобрать или создать нужную программу для преодоления проблемы буллинга в классе.

Есть примеры таких программ, которые позволяют детям на самом деле смягчаться внутренним бронебойным защитам ребенка в коллективе.

Один из вариантов методологии описан в книге Питера Грея «Свобода учиться».

«Гораздо больше впечатляют результаты программы Мэри Гордон (Торонто) «Корни эмпатии». Гордон разработала эту программу после нескольких лет работы с родителями, которые жестоко обращались с детьми, и с детьми из таких семей.



Она заметила, что дети, которые росли в атмосфере насилия и не любви, часто сами становились жестокими и не любили своих детей. Идея ее программы заключалась в том, чтобы привести настоящих младенцев и их матерей (а иногда и отцов) в школы, где дети из разных семей могли бы посмотреть на малышей, поговорить о них и подумать, каково это - быть ребенком.

Это должно было помочь детям встать на правильный путь и в конце концов сделаться хорошими родителями. На собственном опыте Мэри Гордон убедилась, что ее программа оказывала очень заметное влияние на детей в классе, который они посещали. Дети, к которым каждый месяц приходили родители с ребенком, становились добрее и больше сочувствовали друг другу. В классе наблюдалось меньше травли и хулиганства. Детьми, которых до этого дразнили и над которыми смеялись из-за того, что они чем-то выделялись, стали восхищаться - именно в силу их непохожести. Общение с младенцем и обсуждение мыслей и чувств, которые маленький ребенок пробуждал в детях, очень сильно помогли им научиться сопереживанию, и этот эффект сохранялся на протяжении месяца, до следующего визита.

Вот история из книги Гордон об этой программе.

У восьмиклассника Даррена, который оставался на второй год и был на два года старше остальных, росла борода, а на полувыбритой голове красовалась татуировка. Это был самый грубый и жестокий ученик. В четыре года на его глазах убили его мать, и потом он жил по разным приютам. В грубости он находил защиту от боли и одиночества.

Но его сердце растаяло, когда в класс стали приносить младенца. В самом конце встречи, после того как ребята уже минут сорок смотрели на ребенка и обсуждали его, мать предложила кому-нибудь примерить переноску, в которой она принесла ребенка в школу. Когда Даррен поднял руку, все ужасно испугались. Он надел на себя переноску и спросил мать младенца, посадит ли она туда ребенка…

Программа «Корни эмпатии» сейчас популярна в Канаде, ее проводят и в других странах. Психолог Кимберли Шонерт-Рейчл из Университета Британской Колумбии в Канаде провела клиническое исследование, целью которого было показать, что эта программа значительно снижает уровень агрессии и усиливает доброжелательность. Причем не только в день посещения класса матерью с ребенком, но и на протяжении всего академического года.»

Как же это работает?

Маленькие дети созданы для того, чтобы у взрослых просыпались инстинкты окружить их заботой, умиляться им, считывать их нужды и отвечать на них. Сердце ребенка смягчается, даже хулиганы чувствуют себя в безопасности при малыше, и в них просыпаются теплые уязвимые чувства небезразличия и заботы о ком-то. А смягчившись, сложно травить кого-то в школе. На это и делается расчет.

заботливая альфа, эмпатия, ячичурова, привязанность, эмоциональный интеллект, школа, буллинг

Previous post Next post
Up