Больше учить? Лучше учить? Выбирать хорошую школу, нанимать репетиторов и записывать ребенка в кружки?
Питер Грей пишет в своей книге об образовании:
«Когда становится ясно, что дети заучивают малую часть из того, чему их учат в школе, поднимается шумиха и все начинают доказывать, что им нужно проводить больше времени в школе и выполнять больший объем домашнего задания. Если 200 уроков по предмету Х не дают достаточно знаний, давайте попробуем провести 400 уроков. Если дети не усваивают то, чему их учат в первом классе, давайте начнем их учить с детского сада. А если они и в детском саду ничему не учатся, это значит только одно: надо начинать еще раньше! Если дети за летние каникулы успевают забыть то немногое, что они выучивают за учебный год, давайте совсем отменим летние каникулы и вовсе лишим их возможности жить за пределами школы.»
Он приводит ссылку на реальные предложения по отмене летних каникул! Да боже мой!
Не всегда обучаемость равна обучению. Не всегда больше - значит лучше. Мы можем перепробовать кучу разных программ, зарегистрировать ребенка на разных образовательных платформах, но знаний не прибавится.
Есть вариант - перейти на семейное образование. Если вы думаете, что это тот способ обойти систему, который тут же дает хорошие результаты в знаниях учеников, то это не так. На семейном возникает много проблем с прогрессом в учебе. Хотя бы потому что часть детей полностью теряют любознательность в первые годы в школе, и не приобретают мгновенно чувство ответственности за свое обучение, чтобы взяться за него дома.
И что делать тогда?
Как было бы прекрасно, если бы все ученики могли направлять себя в обучении, и были бы склонны к открытиям и исследованиям, к пониманию своего мира.
Речь идёт и о стремящемся наружу потоке идей, инициатив и желаний, который мы видим в виде энергии дерзновения. Это «игривая» сторона становления личности, которая доставляет внутреннее удовлетворение и не требует внешнего подкрепления или поощрения.
Дети с замершим процессом становления переживают ощущение, что ими управляют, а не то, что они сами находятся в водительском кресле. Жизнь с ними случается.
В школе они просто сидят до звонка и делают необходимый минимум. Дома, когда им дают свободу - не хотят этой свободы, им не хватает мотивации учиться самим.
Взрослые рядом с такими детьми всегда очень озабочены попытками сделать их ответственными и дающими себе отчет в собственных действиях. Рисуют графики, дают ребенку распределять время для учебы, выбирать предметы. Привлекают естественные последствия «Не сложил форму в рюкзак - пришел на физкультуру без формы»
Но нам бы тут как раз стоило задуматься, а как мне призвать природу на помощь ребенку?
Как мне помочь ему найти то, что его привлечет и снова заинтересует?
Как мне давать ему пространство для поиска своих интересов?
Как я могу дать ему чувство безопасной базы, чтобы дерзать?
Как мне учить его, пока этого не произошло и делать то, что нужно?
Как мне преодолевать его противление день ото дня?
Как мне привлекать его внимание, которым он не управляет?
Как мне показать ему, что совершать ошибки - это естественно и переживаемо?
Как я могу дать ему место для выражения его негодования и злости по поводу учебного процесса и не потерять дома благоприятную атмосферу?
Уже в этом мае мы дадим ответы на эти вопросы.
Новый курс Института Ньюфелда «Покой. Игра. Учеба» расскажет куда направлять усилия, чтобы создавать условия для обучения дома.
http://course.neufeldinstitute.ru/homeschooling/ #хоумскулинг #институтньюфелда #семейноеобучение