Недавно был вопрос про то, как делить игрушки между детьми.
Мои дети тоже иногда сражаются за игрушки.
И да, есть игрушки старшего, подаренные ему до рождения младшей, и есть игрушки младшей, которые она успела приобрести на это время.
Также у нас есть общие игрушки: фломастеры, железная дорога, карточные игры.
И правило, что каждый может распоряжаться своими игрушками сохраняется. А общие игрушки по правилу - кто первый взял, тот и играет.
Это довольно не просто, так как младшие на волне похожести хотят все, как у старших, все забрать себя, чтобы им принадлежало все, что старшим принадлежит. И это нормально, так как функция привязанности - заставлять их тяготеть к такого рода вещам.
И первое время нам приходилось покупать прямо одинаковые игрушки. Это работало в обе стороны. Прорезывателей мы купили два - и это не было ошибкой, старшему тогда хоть что нужно было, и это все было замечено.
Иногда они хватают игрушки друг друга, и мне иногда проще попросить эту игрушку, чтобы старший не отбирал ее себе. Но, если могу, я даю ему возможность забрать обратно свое и утешаю младшую. Потом говорю ей, как братик ее любит, и что если она сильно попросит, то он наверняка согласится. И он согласен почти всегда.
Младшая не согласна никогда, но он уже может это переживать.
Иногда сначала злится на нее, но скоро занимается чем-то еще, адаптируется, отпускает ситуацию.
Иногда, старший забирает все, что бы ни взяла младшая, тогда я стараюсь его смягчить и говорю, может, хоть что-то ей оставишь поиграть, тебе же все сразу не понадобится, заинька?
И он от этого добра сразу может что-то отдать ей.
Нет, так нет.
Так что у нас все решается естественным путем, с небольшими поправками на мамино настроение.
Но я вполне себе представляю ситуацию, когда у старших есть проблемы с тем, чтобы отгрустить ситуацию, или могут быть проблемы с несдержанностью и агрессия только появившись сразу же реализуется на голову младшего, поэтому тут придется применять немного другие правила и практики.
Что еще я точно могу сказать, что если старший играет один, то это прекрасно и это обычная часть жизни, и младший тоже должен иметь такую возможность, это было бы хорошо.
Вообще, конечно, старшие многого лишаются с появлением малышей. Часто это своя спокойная игра в одиночестве. А эта игра невероятно важна для развития и она же является признаком происходящего развития.
Старшие лишаются игры, в которой бы они могли разложить свои штучки, расставить свое лего, настроить домов и сидеть во всем этом проигрывать свои ситуации.
Нам обязательно нужно сохранить какой-то уголок, полочку, на которой можно играть, куда младшие не имеют доступа. Нам надо стараться дать время и место для того, чтобы старшему никто не мешал и, чтобы не заходили в его комнату, если он не хочет. Чтобы он мог побыть наедине с собой, погрузиться в игру.