Играя с аутичными детьми

Mar 17, 2018 05:13

Мои заметки о свежем вебинаре, который провела преподаватель Институ Ньюфелда из Берлина Джул Эпп.

ОБ АУТИЗМЕ
Джул Эпп говорит о неполадках системы сенсорной фильтрации.
И о том, почему в итоге аутистам сложно фокусировать, приоритезировать свое внимание, убирать лишний шум, защищать чувства, не давая увидеть, где много уязвимого для них.

Лекция о гиперчувствительности, которую посвятил Ньюфелд в Москве в 2016 как раз подробно объясняет механизм гиперчувствительности. И это касается аутистов напрямую. Так много и беспорядочно пропускают фильтры, что в мозге начинается гражданская война. Мозг защищается от самого себя - использует для этого защиты привязанности, которые разворачивают инстинкты близости, и мешают в итоге той же самой привязанности, которая необходима ребенку.
Аутисты уходят в перенаправление привязанности на другие объекты, на действия, отчуждаются или уходят от зависимости от взрослого. Это не значит, что они не хотят близости, они просто не могут.

КАК ПОМОЧЬ
Конечно, мы много что можем сделать, смягчая ребенка, компенсируя работу его системы фильтров, и поддерживая взросление. Но есть метод, лучше всего работающий с аутичными детьми, позволяющими добиться того, что в реальной жизни невероятно трудно. Это игра.
И Джул рассказала из своего богатого опыта, как нам с аутистами компенсировать неполадки в системе фильтрации в игре. Как помочь развитию. Это ужасно интересная и богатая лекция со стройной структурой ньюфелдовского подхода.

ИГРА
Игра - это то, что не по-настоящему, менее уязвимо и это то, что идет изнутри, вымывая из нас те эмоции, которые нам сложно выразить вовне. Ньюфелд говорит: «Эмоции необходимы нам для эмоционального здоровья. А игра просто необходима для эмоций.» Джул называет это задней дверью, запасным выходом. И игра - это именно то, что аутичные дети сами не могут делать. Это и выход, это и вызов.

И вот всю лекцию она посвятила тому, что раскрывала темы игры и смягчения защит аутичных детей.

Я не хочу пересказывать ее лекцию, хочу отметить, что кое-что перекликается с тем, что недавно я видела в группе Тераплэй, в которой я сейчас состою, изучаю их подход к игре с детьми. В группе было выложено видео, где предлагалась игра на Структру. Там нужно было сдувать ватный шарик со своих рук в руки партнера. Объясняют это в видео так, что игры на структуру требуются, чтобы сосредоточиться, помочь собраться, там меньше визуального контакта, меньше эмоций, и больше сосредоточения, которое присутствует в играх на структуру.

КОМПЕНСИРОВАТЬ
И Джул в этой лекции говорит о структуре. Суть в том, что мы создаем понятную последовательность, которую ребенок аутист улавливает, понимает, что он находится в игре, более того, он понимает, что знает правила игры и с удовольствием идет на контакт, следуя за взрослым. Повторяя снова и снова одно и то же известное ему действие, чувствуя себя в этом моменте безопасно.
Джул объясняет, как это работает с аутичными детьми. Очевидно, что такие вещи имеют большое значение именно для аутистов.

Играя так, создавая структуру и оставаясь в ней некоторое время, мы как бы компенсируем его неработающую систему сенсорной фильтрации.
А именно, мы помогаем ребенку отфильтровать лишние шумы, заполняющие его мозг. Это помогает отсечь все лишнее, что его отвлекает. Это освобождает ребенка, очень успокаивает, дает ему возможность взаимодействовать со взрослым, делает способным к игре, и получению удовольствия от общения.

Кстати, она называет еще две важные грани той работы по компенсации sensory gating system, которую мы можем делать с аутистами. Помогаем системе внимания расставлять приоритеты, делая специальное игровое лицо, сигнализируя, позволяя запуститься игровому режиму ребенка. И упрощаем контакт для них максимально.

И третье, защищаем чувства ребенка, приглашая его теплом в глазах, искрящихся теплом и добром, и следим, чтобы взаимодействие не было чересчур перегружающим для них.
Это только то, что позволяет заиграть и оставаться в игривом режиме детям.

ПЕРЕЙТИ К ПРИВЯЗАННОСТИ
Дальше Джул поделилась тем, как снимать три реверсивные защиты привязанности, которые мешают самой же привязанности, будучи использованными не по адресу, из-за перегрузки.
Сказала, что придется работать заодно с защитами перепривязанности, чтобы войти в мир ребенка. Использовать его интересы, и участвовать в них, чтобы стать частью его мира. А если ребенок в защитной альфе, то имитируем его и следуем за ним, отдавая ему щедро лидерство, так как он нуждается в этом. Прекрасный пример установления контакта с началом через имитацию (кубики). Если ребенок отчужден от связи со взрослым, то соблюдаем его дистанцию, завладеваем недирективно, через говорящую игрушку, к примеру.
Это работает на то, чтобы начать танец привязанности через игру.

Ее спросили про методику floortime и она рассказала, какие ограничения у этой методики. Хотя она и на основе подхода развития.
Рассказала также, почему она не работает больше с детьми напрямую, а только как помощник или консультант для установления отношений между ребенком и родителем, которые жизненно-необходимы ребенку.

гиперчувствительность, ньюфелд, привязанность, игра, аутизм

Previous post Next post
Up