Sep 18, 2016 10:01
Очень частый вопрос, постоянно родители приходят к нему, изучая теорию развития Ньюфелда.
Существует алгоритм Гордона Ньюфелда, как помочь ребенку в его адаптации. В моей интерпретации он звучит так:
Шаг 1) Вовлечь ребенка в ситуацию, где бы он столкнулся с ограничением.
Например, отказать ему. Запретить что-то, наругать, наказать. Забрать что-то или ограничить, нарушить планы, ответить не так, как ожидалось, не оправдать надежды. Это когда вы сами источник, вы способствуете появлению некоторого количества фрустрации, которая не может быть выплеснута в изменения, а обязательно перейдет в тщетность. Такие ситуации нормальны для нормального ребенка и нормально проживаются много раз в течение жизни. Они необходимы для того, чтобы адаптационные механизмы развивались в своем темпе и человек становился адаптивным находчивым существом.
Шаг 2) Держать ребенка в ситуации прочувствования тщетности.
Буквально, сидеть вместе с ним в яме безнадежности до тех пор, пока не останется ничего, кроме того, как плакать. Тащить его обратно туда, где нет надежды, не давать мыслям обдумывать планы перемен, надежд на будущее, нарушения существующего порядка, поиска виновных и их уничтожения, анализа и самокопания, рационализаций и позитивных визуализаций. Всего того, что отвлекает от признания того, что сейчас есть горе, и от проживания конкретного этого горя, с тем, чтоб отпустить его в конце концов.
Шаг 3) Показывать где чувствовать грусть.
Рисовать, обозначать, намекать на то, что здесь вполне себе грустно. Горько, жалко, невыносимо, отчаянно. Утешающе подсказывать, где именно такая ситуация. Чтобы ребенок понимал, здесь это есть и замечал это сам. В простых ситуациях, легко быть открытым и мягким, чтобы заметить грусть через только что прожитую тщетность. В конце. Сказать, «ну и ладно, сегодня значит будет так». Там, где ему сложно с родительской подачи, ребенок мог бы увидеть эту грусть в каком-либо конфликте, инциденте, ссоре, запрете, потере. Но если ситуация задействует сильные эмоции, то это дается сложнее, так как есть позыв закрыться от ран. Грусть - очень уязвимо чувствовать. Чем сильнее повод - тем больше охота закрыться. Особенно, если родители сами дали повод для фрустрации, если все это из-за них. Защиты чувствовать не позволят.
А эти переживания очень важны для взросления. Отсутствие защит от этих процессов в конце важно, чтобы оставаться достаточно чувствительным вначале. Во время возникновения фрустрации из шага 1. Иначе блок. Ребенок застревает, слез тщетности вы не увидите.
Поэтому Гордон Ньюфелд рекомендует с застрявшими детьми проходить эти три шага в обратном порядке, начиная с малого ощущения грусти, которое может тронуть их сердца в то время, когда они не защищаются, когда их не очень задевает за живое. Например, искать в себе чувства в ответ на наблюдения за окружающими. Потихоньку двигаться в указании на грустные моменты туда, где это затрагивает и их интересы. Через замечание грусти станет возможным смягчение ребенка и новые поводы для тщетности будут замечены им. Так он начнет проживать тщетность. Начиная с легких поводов.
Себя же родители должны подавать в такие моменты, как безопасную руку, на которую можно опереться, и которая проведет по этой уязвимой территории к выходу. Поможет пережить неурядицы и не взорвется злостью и упреками, если ребенок не сможет пройти прямой путь, а будет бросаться из стороны в сторону, то пытаясь изменить ситуацию, то кидаясь в агрессию и отчуждение.
И только смягчив ребенка достаточно, разблокировав способность к слезам и переживаниям родитель может снова становиться воспитателем, то есть давать поводы для фрустрации (шаг 1). Устанавливать свои правила, очерчивать, обозначать границы. Что-то требовать от ребенка и иметь шансы получить не истерику и непослушание. До этого лучше отступиться, это будет просто битва не на жизнь, а насмерть.
Именно поэтому, дисциплина не нужна, когда ребенок попутал все берега и вообще вас ни во что не ставит. Если нет возможности прочувствовать грусть от ограничения, то нет и смысла в ограничении (наказании). А вот когда ребенок вышел из защит, и вы с ним снова восстановили безопасные доверительные отношения, тогда ребенок очень хорошо откликается на вводимые правила и запреты. До тех пор, пока родители снова не испортят отношения с ним.
агрессия,
отношения,
Ньюфелд,
тщетность,
родители,
психология развития,
адаптация