Сентябрь. Дети пошли в школу. А в сети прошла волна паники по поводу сексуальных домогательств со стороны педофилов.
Что и как можно сделать для своего ребенка, чтобы уберечь его?
Дети должны иметь право на свое мнение, иметь право говорить «нет».
Возможно, раньше для выживания это было оправданно. В условиях современного города - это во вред. Слушаться всех подряд взрослых только потому что они старше нельзя. Этому не нужно учить своих детей, даже если бабушка прослезится от радости, вы оставляете этим слишком много власти для взрослых с дурными намерениями. Когда человек имеет право отказаться, если ему что-то не по носу, то в его зону комфорта особо сильно не влезешь, ему давление давит, а принуждение вызовет сопротивление.
Дети должны быть мягкими и чувствующими.
Во многих семьях проявления такого рода принимают за наивность и уязвимость. Не одобряется родителями слезливость, излишняя жалость, особенно к себе воспринимается, как слабость и раскисание. Но это - те же самые качества, которые делают человека сопереживающим, справедливым, добрым, помогающим, заботящимся. Быть мягким и легко замечать, принимать в себя чужие эмоции - это трудно, но оно того стоит, чтобы понимать лучше других людей, тем самым чувствовать кто есть кто. Открытость в эмоциональной сфере развивает детскую интуицию. Так как противоположность открытости - действие из защит, когда мы закрыты и общаемся только формально. Сложно заметить признаки опасности и тревожащие звоночки, если тонкие настройки выключены, а работают защиты. А интуиция и «чуйка» всегда подскажет, что с человеком что-то не то, что предложение не корректное, идея выходит за рамки приличий.
Они не должны соответствовать нашим ожиданиям.
Для этого они должны быть для нас достаточно хороши сами по себе, вне побед на конкурсах и соревнованиях, вне учебных успехов. Принимать ребенка таким, какой он есть - об этом много сказано. Но часто не понятно, что это значит. Это значит прекратить ждать изменений по вашему плану, подсчитывать и оценивать, не сравнивать с эталонами и планами преподавателей. Для того, чтобы ребенок не «подсаживался» на крючок соответствия чужим ожиданиям и желаниям, чтобы не было привычки таким образом состоять в отношениях. Чтобы не так он завоевывал расположение и дружбу. Научите его другим, более высоким отношениям, чтобы он мог оценить разницу, когда кто-то его любит за то, что он такой, какой есть, и когда кто-то любит его за то, что он хороший.
Дети должны проживать разные эмоции.
Их жизнь должна быть полной, они должны иметь опыт проживания разнообразных эмоций и знать их названия. Мы сами должны потренироваться различать свои эмоции, и помогать нашим детям называть то, что возникает в их лимбической системе. Понимать свои эмоции - это путь к взрослению, так как эмоция рождается, чтобы двигать нас куда-то. Поэтому не стоит запрещать ребенку злость, гнев, возбужденность, только потому что вам сложно выносить их самой. Иначе вы заблокируете им то, что должно их спасать. Например, человеческую «тревожную» систему предупреждения об опасности. Эмоция тревоги двигает нас стать осторожнее в том, что мы делаем. Вот оно, то, что вы хотели бы "привить" своим детям: сопротивляться, когда инстинкты привязанности не задействованы, быть осторожным - при столкновении с чем-то тревожащим. Избегать контакта с теми, к кому не привязан. Можно помогать ребенку успокаиваться, уравновешивать свои чувства, или выражать их недеструктивным способом, но не запрещать их вообще, стыдя или обесценивая, любые эмоции.
Дети должны быть в хорошем эмоциональном контакте с родителями.
Одна из важнейших потребностей ребенка - в привязанности, то есть в близости с кем-то, должна быть удовлетворена в семье. Это просто и сложно одновременно. Это не означает контроль над каждым шагом ребенка или вечное веселье и экшн с родителями, нет. Это о том, чтобы чувствовать себя в достаточно безопасных, теплых, доверительных отношениях, считаться любимым. Вот и все. Хотя бы это должно быть, и часто, не бывает в самых обычных семьях. И тогда родители спрашивают - о чем мне поговорить с ребенком, чтобы он не стал жертвой педофила? Да как бы не о чем вам говорить. Чтобы говорить нужны уши, которые вас будут слушать. А дети прислушиваются только к тем, к кому они привязаны. Бывает, что временно вы вне контакта, да, но отношения должны возобновляться, подпитываться вниманием и интересом, за это отвечают только родители. Человек должен быть уверен, что хоть кому-то нужен и это уже будет отсев-фактором для вступления в странную дружбу с добрым дядей.
Ну и самое тяжелое для нас - это принять в расчет то, что никто не застрахован от разного рода инцидентов, просто нереально уберечь своего ребенка от всего на свете, чем он старше, тем нереальнее.
Сделайте так, чтобы вырастая, ребенок становился еще и более стойким. Самое правильное - дать нашим детям расти в таких условиях, в которых у них разовьется способность легко и быстро восстанавливаться от жизненных неурядиц и травм.
Автор Валентина Ячичурова.