У меня давно зреет пост на тему отличий мальчиков и девочек. Но работа какая-то непосильная, скажу я вам. Так легко потеряться во всех этих разницах гормональных систем, отклика разных частей мозга на одни и те же импульсы, и скоростей реакций.
Так легко, используя фразу "Доказано, мозг мужчины отличается от мозга женщины", преподать свои личные взгляды и стереотипы о воспитании мальчиков и девочек. О разнице между мальчиками и девочками. Но никак не передать читателю и капли полезной информации.
Потому что я сама против разницы в воспитании мальчиков и девочек.
Это никак не связано с европейским маразмом в уравниловке полов. Я не говорю - сотрите между ними всю разницу, я говорю - воспитывайте их одинаково!
Я против разницы в воспитании, потому что для меня странно, что пол начинает играть какую-то роль в столь малом возрасте в 3-5 лет, когда и начинают разделять воспитание девочек и воспитание мальчиков.
Серьезно? Какая в таком возрасте половая роль? У детей может даже еще идентификации не быть, но они начинают подвергаться давлению окружающих. Вот именно это мне не нравится в первую очередь.
Но мозг же у них разный!
Каждый раз когда я сама читаю об этих отличиях мозга у меня возникает вопрос "Ну и что?"
Ну и что, что мужчины пользуются мозгом иначе?
Это может не мешать нам всем приходить к одним и тем же результатам при решении задачи. Даже если мужчины менее склонны видеть всю картину в целом, размышляя о специфичной проблеме, они все равно ее способны видеть, у них тоже половинки мозга соединены между собой и там происходит молниеносная передача и обмен информацией.
Ну и что, что у мужчин и женщин разные типичные половые реакции, у мужчин
одни, у женщин
другие, и за них отвечают разные отделы гипоталамуса?
А чем поможет знать, что, старея, женщины страдают памятью, а мужчины становятся более раздражительны, так как у женщин и мужчин со временем мозг "протирается" в разных местах. (количество нервной ткани уменьшается).
Ну и, конечно, тот важный факт, что у женщин
толще мозолистое тело, передняя и межталамическая комиссуры, а это говорит о том, что, возможно, словами выражать свои чувства легче именно женщинам. Чисто словесно высказывать мысль удается лучше. Ну и что? Дело практики и желания, как по мне.
Но вот и при чем тут гендерное воспитание?
Не каждый умник вообще поймет, что там именно за разница в мозгу, и не каждый сделает правильные выводы после прочтения исследований этой разницы. Часто это вообще окажутся домыслы. Мы с вами все их знаем.
Сына и дочку надо хвалить по-разному. (Серьезно, о похвале читайте лучше Элфи Коэна)
Надо читать мораль по-разному. (Да, мораль вообще лучше не читать никому)
Надо давать им разные игрушки, посудку только девочкам, а на деревья можно только мальчикам. (Хорошо бы дети сами выбирали, и их за это не стыдили)
Девочек надо приучать к чистоте, а мальчиков к спорту. (Пусть ребенок живет уже без давления)
Девочкам нужно проводить время с женщинами, а мальчикам с мужчинами. (Достаточно одного взрослого, с которым есть привязанность)
И много еще других разных стереотипов распространено в родительской среде.
Приглядитесь - это все о разнице в подходах к детям в зависимости от их пола:
Папа не уделяет сыну время, не берет на рыбалку. "Ай-яй-яй, мальчик вырастет слюнтяем" - комментируют окружающие.
А в два года нацепил мамины туфли - "это фу и позор, вырастет женственным не дай бог!"
"Девочка, а в грязной футболке, как можно? Не мальчик же, замуж не выйдет, неряха". Будет страдать в одиночестве, неспособная понравиться и создать уют в семье!
Я во все это не верю. Поэтому гендерное воспитание для меня лишено смысла. Я вижу, в чем подвох, где люди сами себя дурят.
Все дело в корневом отличии между отношением
психологии развития к тому, как "получаются" взрослые из деток и всей другой психологией, особенно
поведенческой.
Вот чего мы боимся, если присмотреться?
Что мальчик станет каким-то не таким, если ему говорить так-то, девочка станет какой-то не такой, если ее хвалить так-то, или если воспитывать такими способами, а не иными. Или если давать что-то за это, а не за то...
Вдруг вырастет не тем человеком, станет плохим, поменятся в худшую сторону, будет не с теми качествами, что мы бы пожелали...
Все это ведь о раскрытии потенциала ребенка. О том, какой личностью станет наш ребенок.
Каким станет наш ребенок?
Мы очень переживаем на этот счет.
И готовы выслушать рецепты. Добавить ложку заботы, пол стакана комплиментов, пакетик дисциплины...
Это было бы слишком легко. Потому и попадаются многие в ловушку этой воспитательной логики.
Многие книги о воспитании написаны именно об этом и многие книги о воспитании - это зло. Потому что дети и их развитие, и становление устроены совсем не так, как кажется этим авторам, не так примитивно.
У мальчиков и девочек совершенно одни и те же возможности для того, чтобы стать личностью и раскрыться, как человеку. Нет никакой зависимости от пола. Возможности личности может реализовать как мальчик, так и девочка, причем, никогда не угадаешь, кто из них как именно реализуется. Тут нет разделения на женский и мужской потенциал, на женские и мужские личности. Мы гораздо сложнее, чем два лагеря, в один из которых ребенка нужно загнать, воздействуя на определенные струны души.
(Да, мозг мужчин отличается от мозга женщин, но иные женщины отличаются строением мозга и мышлением друг от друга гораздо больше, чем женщина от мужчины)
Дело-то не в мозге. Мозги у всех разные. Потенциал от этого не зависит.
Так же как и от генов, пола, строения тела, наследственных болезней, научения, воспитания...
То от чего зависит, какая личность получится - так это степень зрелости мальчика и девочки ко взрослому возрасту.
Для зрелости у детей есть все, и это все одинаковое.
У них одинаковые эмоциональные проявления, у них та же самая эмоция удовлетворения, которая наполняет, когда ты делаешь то, что для тебя очень важно. У них та же эмоция тщетности, и девочки и мальчики испытывают одинаковую эмоцию, столкнувшись с тем, что нельзя ничего изменить в какой-то ситуации, она позволяет нам жить дальше. У них та же самая эмоция диссонанса, которая является ранним признаком взросления, и которая просто необходима, если вы хотите нормально жить в социуме.
И базовые потребности у них одни и те же в детстве. (Речь, конечно, в первую очередь, о потребности в привязанности к людям) Нельзя говорить, что у мальчиков одни потребности, а у девочек другие. В "хотелках" может что-то и отличается, как пример эти хотелки и приводят. Но, строго говоря, есть список базовых человеческих потребностей без которых не выжить. И они одинаковые. Продавцы модных методик и прочие дихотоманы добавляют в них каждый раз что-то новенькое, пользуясь вечной фразой "доказано, мозг мужчин отличается от мозга женщин, мужчинам надо того-то, а женщинам непременно того-то". И пишут и пишут свои
"рецепты" счастья и гармонии. И продают, как волшебные пилюли.
Эмоции - это двигатель взросления, как говорит Ньюфелд. Эмоции, их выражение, их принятие, и удовлетворение базовой потребности в контакте и близости - вот залог здорового эмоционального развития ребенка. Попросту, для воспитания гораздо важнее способность вашего ребенка на здоровые эмоции, и хороший уровень чувствительности его сердца, восприимчивость, неочерствевшесть, а не его пол, не его гендерные особенности в строении мозга. Природа даст ему все
"положительные" качества сама, если его сердце и эмоциональный мозг будут подготовлены за детство. Если не напрягать ребенка отношениями, не гнать вперед, не требовать достижений, не просить измениться согласно полу...
Различные черты личности мальчика или девочки разовьются сами собой, они имеют одинаковые возможности развиться, если у них будет такая почва, без почвы не разовьется ничего, сколько не принимай "рецептов", это будет поведенческий поверхностный подход. Лучше уметь быть самим собой, здоровым, получающим удовольствие от жизни, хорошо адаптироваться, чем всю жизнь гнаться за теми чертами и качествами, которых не хватает, без которых тебе не дают права на существование.
Валентина Ячичурова