У нас родилось небольшое спонтанное интервью о родительской поддержке с участницей нашей Владивостокской группы альфа-мам. У нее двое маленьких детей. Когда Лия первый раз пришла на встречу, она много рассказывала про своих родителей и по теме, которую мы обсуждали, что такое воспитание ей близко, потому что она сама так уже жила. Она прочувствовала на себе, что значит жить в принимающей семье, что это может дать для развития личности.
Было очень интересно ее послушать, тем более, что я до создания группы поддержки сама была ее клиенткой, и знала ее с другой стороны. У Лии свой бизнес по транспортировке грузов из Китая.
Лия, расскажи немного о семье, как я понимаю, у вас с родителями были особенные отношения.
Тебя поддерживали все время. В чем это выражалось?
Да, я бы сказала не просто поддерживали, а будто не сомневались, что я могу принимать верные решения, несмотря на свой юный возраст.
У нас не было в семье заведено проверять уроки, но это не значит, что родители не интересовались или им было некогда: они знали, что я сама заинтересована сделать все хорошо и тщательно и, если что-то мне непонятно будет, то я обязательно обращусь к ним за помощью.
В семье были хорошие отношения, не применялись наказания, с нами разговаривали по-доброму.
В 7 лет я записалась в музыкальную школу. Она находилась рядом с общеобразовательной, поэтому почти целый месяц родители не знали, что я туда хожу. Узнали только когда пришло время оплаты за музыкальную школу и им написали записку. Мама только спросила: "Ты определилась? хочешь ходить?". И я стала заниматься музыкой.
Я никогда не испытывала прессинга со стороны родителей, поэтому мне крайне удивительно было еще с детства слышать, что родители заставляют своего ребенка ходить на какой-то кружок.
В середине 10 класса, из-за недопонимания с учителем мне резко захотелось сменить школу! Конечно, это была блажь или проявление своего характера, я понимаю это сейчас, наверняка, это понимали и родители тогда, но они сказали: "Без проблем, дочка".
Вообще только недавно осознала такую вещь: никогда я не чувствовала, что родители гордятся моей отличной учебой или моими конкретными успехами, они просто гордились мною. Мне никогда не приходилось соответствовать их родительским ожиданиям, потому что они их не транслировали. Мне было просто очень комфортно!
А не было ли это чрезмерной передачей ответственности ребенку? Как ты думаешь, ты в состоянии была тогда решать за себя эти вопросы?
Сейчас, вспоминая школьные годы, с уверенностью могу сказать, что родители давали мне ровно столько ответственности, сколько мне было нужно и сколько я могла "освоить". Это тонкий баланс, который мы, как родители должны стараться соблюсти. Если выбор мне был не по силам, то мне помогали. Когда я захотела записаться в художественную школу, мама, зная режим занятий в художественной школе, категорично сказала, что тогда нужно выбрать что-то одно, музыкальную или художественную!
Как ты думаешь, твоя мама переживала за тебя? Чего ей стоило принимать те инициативы, которые шли от тебя и поддерживать тебя во всем?
Конечно, мама переживала!!! Папа, думаю, в меньшей степени, а мама моя - это паникер, волнуется обо всем, как она могла не переживать? Ей, думаю, это стоило многих бессонных ночей и испорченных нервов.
Интересно, что это так нетипично, волноваться за ребенка и при этом не перекладывать на него свои сомнения, чувство вины, оставаться объективными. Вообще, смотреть, как твой ребенок шагает по жизни, дать ему нужное пространство для маневра - этим ваша семья очень отличается от многих. Как думаешь?
В то время мне казалось, что у нас семья и отношения в семье как у всех! Но ты права. Уже во взрослом возрасте я была очень удивлена, что так устроены даже не большинство семей. Я попала на интересный тренинг в Москве "Работа с трудными клиентами". Один из блоков тренинга был посвящен работе с "родительскими установками, которые могут нам мешать жить". Тренер перечисляла, что нам оставили родители, что прочно засело в головах и мешает. Каково же было мое удивление, что все из присутствующих хотя бы одну из установок "узнали". Мне было это по-настоящему чуждо! Я выглядела белой вороной на том занятии: мне просто нечего было сказать по теме.
Я знаю, несмотря на внутреннюю энергию и способность жить своим умом, ставить себе задачи и цели, ты пошла по "обязательному" пути и поступила в университет на ту специальность по которой не работаешь теперь. Тогда это была все-таки установка от родителей, твой осознанный и разумный на данный момент выбор, или твое личное, но неудачное решение?
Выбор университета и специальности был полностью моим решением. Еще в 9 классе я решила поступать на факультет Международных Отношений и видела себя работником консульско-дипломатической службы. Я не могу сказать, что решение было прям неудачным: все же работа, которую в итоге я выполняю, напрямую связана с международными отношениями, просто несколько в ином ключе. Просто уже в более зрелом возрасте я смогла оценить сколько времени было потрачено впустую, но это касается не только времени учебы в университете, но и школьных лет. Кроме того, вопросы, сферы, которые мне интересны сейчас, совершенно были далеки мне в те годы, поэтому вряд ли в то время я выбрала какую-то другую специальность.
Какие отношения с родителями на данный момент? Взаимопомощь, поддержка присутствуют?
Отношения с родителями у нас, конечно, теплые и близкие. Хотелось бы еще жить в одном городе. Родители - это единственные люди, не считая мужа, конечно, которым я спокойно могу доверить своих детей и не буду при этом волноваться, и дергаться. Мама моя часто приезжает, чтоб помочь нам: позаниматься с детьми, помочь по хозяйству, вообще она всегда старается дать нам с мужем возможность отвлечься от быта и повседневности и посвятить время себе, своим интересам и друг другу. Конечно, она и просто скучает по нам, по внукам, впрочем, как и мы по ней. Дедушка приезжает не так часто, потому что работает полную рабочую неделю, но внуки всегда его встречают с такой радостью, будто всегда жили с ним вместе! Он всегда может заинтересовать детей, поиграть с ними, погулять. И, главное, всё общение со внуками происходит по инициативе моих родителей, с искренним интересом и готовностью. Мне не приходится просить, а тем более уговаривать «посидеть с детьми».
Делаешь ли ты все так же, как твои родители?
Приходится ли тебе изобретать воспитательные методы? Или в этом смысле все легко копируется с родителей?
У меня двое детей. И я не совсем все копирую, я не разрешаю детям кушать в комнате перед телевизором, а мне с братом это было дозволено. Если серьезно, я прежде не задумывалась, что я делаю так же как мои родители, а что иначе... Мне кажется, я стремлюсь интуитивно к подобному воспитанию. И это напоминает мне альфа-родительство. Когда я познакомилась с теорией привязанности и альфа-родительства, мне показалось все таким естественным. Читая книгу Ньюфелда, я то и дело думала: ну будто мама моя вот эту фразу написала, и вот эту, и эту...
Я думаю о будущем своих детей, и, как бы банально это ни звучало, хочу, чтоб дети мои были счастливы. А под этим уже каждый понимает что-то свое. Хочу, чтоб любили и были любимы, чтоб и сами не боялись своих чувств, эмоций. Хочу, чтоб занимались интересным, любимым делом, чтобы они были открыты для жизни, и жизнь была открыта для них. Хочу, чтобы они пробовали и находили себя. Хочу, чтобы, услышав про "родительские установки, которые мешают жить", они не поняли бы, о чем речь и что такое может быть.
Фото из архива автора.
Интервьюер Валентина Ячичурова