(no subject)

Jul 20, 2010 18:52


Ещё два дня назад мне казалось, что акварель - лучшая на свете техника живописи (просто потому что мне невыразимо нравятся акварельные городские виды и пейзажи, например, те, о которых я писала тут), но потом я решила, что всё это от недостатка знаний, а потому захотела разобраться и с остальными техниками.

И подумала, вдруг вам тоже будет интересно. Ну вдруг? И начну я всё-таки с акварели.

Акварель.

Это техника, в которой используются специальные акварельные краски, дающие при растворении в воде взвесь пигмента, засчет чего на бумаге достигается эффект воздушности и лёгкого перехода одного цвета в другой, причем для создания акварельных полотен зачастую используют увлажнённую бумагу (её кладут на влажную фланель или уже смоченную водой кладут на стекло).

В Китае акварель стала развиваться сразу после появления бумаги, в Европе же эта техника берет своё начало в технике фрески, где краски наносятся на сырую штукатурку. А этот заяц, изображённый Альбрехтом Дюрером (о котором я писала, когда рассказывала о Старой мюнхенской пинакотеке), считается одной из первых хрестоматийных акварельных работ:





Поначалу акварель была техникой, не заслуживающей особого внимания, поскольку рисование ею стало распространяться среди путешественников-непрофессионалов, которые делали зарисовки в своих путевых заметках. И так и продолжалось, пока стараниями Уильяма Тёрнера и Томаса Гёртина эта техника не заняла первые позиции, а в 1804 году в Англии было основано Общество акварелистов, которое существует и поныне и имеет свой официальный сайт.

И чтобы не быть голословной, вот примеры работ этих художников.

Тёрнер:




и ещё более сотни картин.

Гёртин:




и другие.

Что же до России, то у нас тоже было своё собственное Общество русских акварелистов, основанное в 1880 году, первым председателем которого был Альберт Бенуа, а первым известным именем в русской акварели стало имя Петра Фёдоровича Соколова.
В 1918 году Общество русских акварелистов прекратило свою деятельность, но спустя 80 лет по инициативе петербургской художницы Нины Дьяковой оно было воссоздано, правда называется оно теперь Обществом акварелистов Санкт-Петербурга. Сайта Общества я, как это ни странно, так и не обнаружила, зато один из его членов - Константин Кузема - создал галерею работ некоторых из чего участников.
Из которых, к сожалению или к стыду моему, мне понравилось очень немногое.
Вот, например, забавные картинки от Владимира Румянцева, нарисовавшего комиксы про колобка и оттакенного кота с гитарой:



А все мои личные симпатии принадлежат школе акварели Сергея Андрияки, которая, к слову сказать, находится в двух шагах от моего дома.
Сейчас галерея на сайте школы отчего-то лежит, но когда она поправится, обязательно посмотрите работы и самого мастера, и учителей, и студентов, вам понравится, честное слово.
Пока что я поделюсь тем, что из Андрияки лежит в моём личном кармане.


 

Да парой сайтов учителей школы:
Виктория Кирьянова:


 


и Любовь Лесохина


 


 


Кстати, до 1 августа в школе Андрияки проводится выставка работ Бориса Дехтерева - известного иллюстратора детских книг, на которую надо обязательно сходить.
А пока что пойдём в масляную живопись.

Масляная живопись.

Особенность этой техники состоит в том, что художник использует краски на основе растительного масла (это может быть масло из грецких орехов, например, или масло из льняного семени, или даже мака), а перед тем, как наносить масло на холст или бумагу, сначала их покрывают грунтом.
До недавнего времени считалось, что живопись маслом получила распространение и чуть ли не зародилась благодаря нидерландскому живописцу Яну ван Эйку. Так было вплоть до 2001 года, пока талибы в знак протеста не разрушили две гигантские статуи Будды в Бамианской долине Афганистана. После разрушения статуй на стенах пещер были обнаружены картины из жизни Будды, выполненные маслом. Так случайно выяснилось, что масляная живопись была изобретена аж в 7-ом веке до нашей эры, а вовсе не в Европе 15-го века.

Я честно пыталась найти примеры работ, выполненных в этой технике, но не обнаружила ничего, от чего бы захватило дух (ну, пожалуй, за исключением и так всем известной Джоконды), поэтому в целях просвещения приложу картину того самого ван Эйка, которая называется «Гентский алтарь»:



Темпера.

Название это произошло от итальянского tempera - смешивать краски - и означает, что краски для этой техники готовятся из сухих порошковых пигментов натурального происхождения или из их синтетических аналогов.
Здесь сгодились и куриные яйца, и нефть, и соки всяких растений.

Темперные краски, помимо всего прочего, являются одними из самых древних, например, именно ими расписывали гробницы фараонов, а в России это была преобладающая техника аж до конца 17-го века. Это, впрочем, объясняется тем, что именно темпера используется в иконописи. И немного во фресках, когда темперой пишут по влажной штукатурке.

И, разумеется, в качестве иллюстраций здесь было не обойтись без Андрея Рублёва.
«Спас из звенигородского чина»:


  А тут есть и другие его работы.

Гуашь.

Вторая моя любимая техника, хотя это легко объясняется тем, что она схожа с акварелью, просто здесь используются более плотные и матовые краски. Термин возник во Франции в 18-ом веке, правда в Европе гуашью пользовались уже в 16-ом веке.

А вот что предлагает викимедия по запросу гуашь.
К примеру, Eugen Dücker и Louis Kolitz, соответственно:


 

Пастель.

Пастелью называется группа художественных материалов, которые чаще всего выпускаются в виде карандашей без оправы или мелков, и ведёт свою историю с 16-го века, когда итальянские художники стали применять одновременно чёрный карандаш и красную сангину (это такие палочки из каолина и оксида железа). И раз уж речь зашла о сангине, то упомяну отдельный вид живописной техники, подвид монохромной живописи - когда картина выполняется в оттенках одного и того же цвета, как правило, сепии. Называется такая техника гризайль, и именно там хорошая сангина. Здесь можно посмотреть, как это выглядит на деле.

В технике пастели работали такие известные художники как Буше, Дега и Делакруа. В России же это Левитан, Венецианов, Серов и Кустодиев.
Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах» и Венецианов «Очищение свеклы»


 

Живопись по штукатурке.

Различают два подвида этой живописи: по сырой штукатурке - фреска и по сухой штукатурке - а секко.

Самым известным примером а секко, пожалуй, является Тайная вечеря, написанная да Винчи:



Сейчас фреской стали называть любую настенную живопись, независимо от того, в какой именно технике она выполнена (это может быть и а секко, и темпера, и масло), поэтому для отделения непосредственно фрески, как изначального наименования, от общего названия настенных рисований был введён в оборот термин «чистая фреска», и вот такие самые знаменитые чистые фрески сохранились по сей день:

Фрески на Вилле Мистерий, фрески в индийских пещерных храмах Аджанта, Сикстинская капелла и другие.
К примеру, «Афинская школа» в Станцах Рафаэля:



Граттаж.

Техника с, на мой взгляд, одним из самых забавных названий. (Понча и вовсе назвала его неприличным как бондаж. Наивная!)
А состоит она в том, что на бумаге или картоне, залитом черной тушью, выцарапывается рисунок.
В России граттаж первым широко стал использовать Добужинский.
И, как ни странно, эта техника особо популярна у детей и подростков. Такие работы я нашла на сайте одной из творческих мастерских, авторам всех работ от 12 до 17 лет:


 


Восковая живопись.

Среди восковой живописи различают восковую темперу, холодный способ (где используются краски на скипидаре) и энкаустика.
Отличительной особенностью этой техники является то, что краски в этом случае делаются на основе воска.
Живопись на основе воска частенько используют в иконописи.

В статье википедии на эту тему лежит изображение иконы, которую я не смогла не показать, потому что, ей-богу, она очень похожа на детский рисунок мамы и папы, а совсем не на икону. А называется икона «Мученик и мученица». Теперь вы понимаете, да.



Наиболее знаменитыми работами, выполненными в технике энкаустики, считаются фаюмские портреты (некоторые до ужаса похожи на наше всё, судите сами):





Тушь.

Тушью называют черную краску, изготовленную из сажи.
Особенностью рисунков тушью является их штриховое исполнение, кроме того, тушь используется в графической технике так называемой «сухой кисти».
Чаще всего, говоря о рисовании тушью, упоминают восточную живопись: это китайская тушь и японская живопись тушью, о которой я уже писала, называемая суми-э.

Кроме перечисленных есть ещё, конечно, масса техник, связанных с тем, чем пользуются художники при создании своих очередных шедевров, это и акрил, и клеевая живопись, и керамические и силикатные краски и много чего ещё.

И всё-таки акварель вне конкуренции.

do

Previous post Next post
Up