Кольский 2023 Часть 13 - Рыбачий-Мурманск

Sep 01, 2023 11:34





Первая остановка по дороге назад у нас была возле того самого желтого автобуса.

Там нас ожидал заказанный обед - плов и салат. Чай в термосе был у гида в машине.

Дорога от мыса Кекурского до ручья Червяного шла несколько другим путем, и там встретился и крутой подъем и длинный брод.
Сам я его сфотографировать не успел но вот он яндексе.


В таких местах водитель вел Патриот медленно, иногда открывал дверь и смотрел вниз. Как он говорит: "Если накрыло водой подножки, то надо сдавать назад. На всякий случай". За нами шел Дастер. Брат гида - молодой парень. Лет 30 наверное еще нет. Наш водитель остановил Патриот, вышел и смотрел как он проходит брод, потом стал махать руками. Дастер брод-то нормально прошел, но наш поругался: "Я тебе махал чтобы ты ехал медленнее. Ты чуть движок не утопил - ты волну почти по радиатор поднял. Еще бы чуть-чуть и затопил бы". По его словам в прошлом году в одном из таких бродов водитель словил гидроудар - не посмотрел глубину и рванул. Так что хоть и солнышко и в общем луж мало на дороге, но коварные места есть.
Местные не рискуют. Приезжих, по словам местных, иногда вытаскивают - то влетают в брод не туда, то машина в болотистой части тонет - а болота, несмотря на наличие скал, вполне есть - если поехали по-своему.

Из наблюдений: как правило по бездорожью водитель вел Патриот на второй передаче. Первая использовалась либо для трогания, либо на крутом подъеме. На третью переходил если дорога становилась лучше, а уж на местном "хайвее" и на четвертую. Но большинство пути 2-3 передача. На броде тоже зачастую вторая, просто медленно. На Стариксе - автомат - там он все решал.

Гид и наш водитель время от времени игрались в перегонки - где дорога позволяла или было несколько параллельных мест.
К месту перешейка между Рыбачьим и Средним мы шли впереди всех. Дальше была "лунная дорога", как ее называют местные. Перед перекрестком с дороги с севера Рыбачьего на дорогу с базы Озерко на перешеек мы делаем остановку на перекур, чтобы отдохнуть перед лунной дорогой.
На карте ниже это место старта ( красная точка ), а маршрутом показана "лунная дорога" - дорога по восточному берегу Среднего от перешейка почти до перевала на Титовку.


Пока мы курим подъезжают Старикс и за ним Дастер. Гид выходит из Старикса тоже немного передохнуть и тут наш водитель замечает: "А чего это у тебя колесо приспущено?"
Смотрят - да, правое переднее несколько приспущено. Наш водитель вытаскивает компрессор из Патриота, правда, по его словам, там сломан штекер в прикуриватель. Штекер просто обрезают, зачищают и подключают контакты прямо к аккумулятору Старикса. И так подключают и так подключают - компрессор не работает - дисплей не загорается.
Убирают.
Достают другой маленький компрессор под названием "Слон" из Дастера. Подключают к прикуривателю. Он качает, но до двух атмосфер этот "слон" накачивал наверное минут пятнадцать. Смотрят шину и так и так на возможный прокол - да вроде все нормально.
Садимся по машинам и едем.
Лунной местные называют эту дорогу не зря - она вроде как ровная, но вся в неглубоких ямках. Причем эти ямки расположены часто, поэтому машину постоянно раскачивает, причем чем быстрее пытаешься ехать, тем сильнее будет раскачивать. Ехать по ней можно нормально на скорости порядка 10 км/ч, местами снижая, поэтому путь от перешейка - а дорога порядка 18 км длиной - легко может выйти в 2-3 часа муторного вождения и укачивания пассажиров.
Ребята решают несколько сократить этот дискомфорт и объехать ее по глубине полуострова.
Поэтому мы проехав перешеек и чуть углубившись по дороге, сворачиваем направо и вверх и идем вдоль ручья Корабельного.
Мой друг замечает "Ага, дорога на скважину" и мы доезжаем до скважины "Пограничная-1" , ныне законсервированной.
Вот это по карте приблизительно в этом месте.


А вот само место, где скважина с табличкой. Виден распадок ручья Корабельного и вид на полуостров Рыбачий.


Табличка ближе.


Сама законсервированная скважина совсем маленькая.


Хотя по глубине она была 5 километров. Работы проводили не в СССР, а уже в новой России. Потенциально смотрели не найдется ли там нефть. Не нашлась. Работу свернули и скважину законсервировали.

После этого мы спускаемся со скважины на дорогу вдоль ручья, но ехать пришлось недолго.
На Патриоте мы ехали первыми но тут водитель останавливается со словами "что-то похоже случилось" и мы идем назад к отставшему Стариксу и Дастеру пешком, чтобы не разворачиваться.


А случилось там вот что:


После подкачки шина прожила буквально 7 км и просто порвалась. Либо ранее она была проколота на той колючей проволоке, либо каким-либо острым камнем.
Взяли домкрат с Дастера, но поскольку машина стоит на небольшом уклоне, то просто не хватило его длины.
Развернули и подогнали Патриот и вытащили из него более длинный домкрат - на нем и подняли и заменили колесо, взяв запаску из багажника Старикса.
Дальше проблем со Страриксом уже не было. А вот мы поехали в места, которые очень проблематично показать на яндекс-картах, ибо сначала дорога шла вдоль распадка рядом с ручьем - мы ехали и ручей был справа.
А вот потом наш водитель Патриота свернул несколько не там и поехал через крутой холм по дороге для квадроциклов, т.е. сначала был крутой подъем на который Патриот бодро взобрался, а потом более пологий но более длинный спуск.
Примерно это вот так, где красными стрелочками показан наш путь.


Уже по гугл-картам, так как там спутниковая карта более детальная. Место сугубо приблизительное - особых ориентиров там нет - я брал за ориентир потенциально похожую дорогу, по которой возвращались.

Так мы на время потеряли остаток группы - Старикс и Дастер. Рации, которые ребята взяли с собой в каждую машину, были бестолковы - мы находились с разных сторон холма. А сотовый тут тоже толком не брал - в районе двух братьев гид нам советовал либо выключить либо включить авиарежим, потому что там телефон цеплялся к норвежским базовым станциям и снимал деньги за роуминг. На Рыбачьем и Среднем в местах, где берет сотовая, это мегафон. Изредка Билайн. С Большого Озерка я звонил домой по кнопочному мегафону ибо на смартфоне с Билайном интернета не было.
А вот место, куда мы забрались, было интересное - там водопады. Пока остальные машины нас искали мы подошли к ним и пофотографировали.

То есть ты подходишь к ручью и видишь один маленький


Но если прогуляться дальше, то видно что за ним второй.


А если еще далее прогуляться, то будет тропка идущая назад вниз. И там будет сначала скамья из камней.


А за ней видны оба водопада.


Это пожалуй самый красивый водопад из тех, что мне попадались здесь на Рыбачьем и Среднем.
Минут через пятнадцать, когда мы уже все сфотографировали, вверху на холме появляются Старикс и Дастер и наконец находят нас. Первым осторожно спускается гид на Стариксе, и наш водитель идет его встречать. В это время спускается Дастер.


Стрелочкой я показал вершину холма. Там же дальше маленький это спускающийся Дастер. А дорога, по которой можно проехать быстрее идет примерно от Уаза влево, а потом вправо и выше.
Ну как дорога, скорее колея. Поэтому на картах она как таковая отсутствует. Можно ориентироваться разве что по спутниковым снимкам. А сами местные берут программу OsmAnd и дополняют ее треками по фактам своего перемещения - так и была сделана карта, что стояла на планшете в Патриоте. На Стариксе планшета не было - гид скорее полагался на свой опыт, но возможно на смартфоне карта на всякий случай была.
Еще минут десять ребята снимали водопады: и москвичи и гид с братом. Как сказал водитель Патриота, они эти водопады обнаружили недавно и случайно. Гид похоже их тоже не знал.

Далее мы собрались дальше и поехали уже по более короткой дороге. Чтобы дальше выбираться к перевалу надо было немного вернуться назад, спуститься в ложбину, переехать там другой ручей и ехать по холму с другой стороны - по тому холму вдали за водопадом на первом снимке маленького водопада.

И вот тут влип уже Патриот. Мы шли первыми и он забуксовал в колее, упершись в большой камень. Ну камень то не было видно из машины. Водитель попытался включить понижайку и полный привод и ... они выдали ошибку.
Гид и его брат вышли из машин, а он показывает им на ошибку и говорит "походу раздатка накрылась". Брат гида пошел в Дастер за автомобильным сканером для проверки кодов чека. Мы с другом вышли из машины.
В общем обошлось как-то без сканера - то ли ошибка пропала то ли что-то еще но Патриот сдал назад на газу и выехал сбоку от колеи. Также по зеленке объехал это место Дастер. И мы всей компанией тронулись другой дорогой к перевалу.

Дорога идет по холмам, передвигались мы от примерного места водопада примерно так:


В точке на которую показывает стрелка - необычное озеро. У него цвет был какой-то голубоватый. То ли из-за пород то ли из-за чего то еще. Гид попросил брата сфоткать и запомнить место.
Больше всего, конечно, на данном отрезке запомнились... грибы.
Дело было так: после того как Патриот выбрался из колеи и мы перебрались на другой край низины, то в какой-то момент мы едем и водитель останавливается, глушит мотор и выбегает наружу в сторону. Потом наклоняется раз, два, три и приносит несколько белых грибов в машину, показывая их с улыбкой шедшему сзади гиду на Стариксе. И дальше это уже становится навязчивой идеей: водитель едет посматривая по сторонам и время от времени останавливаясь, собирая грибы и широко улыбаясь гиду на Стариксе. Так останавливались мы раз десять точно, может больше. Старикс в конце концов нас обогнал. К голубому озеру на грибы уже посматривал и брат гида. Наш водитель гиду по рации: "У меня для тебя плохая новость - твой брат тоже грибник".

На конечной точке по данной схеме мы сделали еще одну остановку - там тоже есть водопады.
С этой точки уже видно губу Кутовую и примерное место перевала, а впереди - опасный крутой спуск с большими камнями.


С этого места уже видна дорога на перевал впереди.


Однако чтобы туда доехать надо несколько поветвлять - сначала спустится вниз к озерцам, потом налево пойти вниз к побережью на лунную дорогу и уже по ней, обойдя глэмпинг "Тундра Хаус" ( его за холмом не видно, он внизу возле губы ), зайти на перевал.
С места обзора это как-то так.


А по яндекс-картам вот так.


Ну а пока идем к водопаду. Он слева от машины и тоже двойной.
Маленький.


Большой.


Большой ближе.


Но предыдущий двойной мне больше понравился.
У скважины мы были примерно в шесть вечера, у этого водопада - уже в девять вечера. То есть на такой крюк с ремонтами и застреваниями у нас ушло три часа, хотя по расстоянию там ну примерно 13 километров. Грубо часа полтора езды со скоростью около 10 км/ч. Зато не качало как на лунной дороге.

Дальше до Титовки мы долетели где-то минут за 40 наверное, все уже к тряске привыкли. Чтобы отметить с другом поездку за алкоголем в Мурманск мы уже не успевали, поэтому взяли местную 30-градусную настойку, кажется брусничную, прямо в кафе в Титовке, пока наш водитель накачивал шины на Патриоте для езды по асфальту. Там же взяли и пару готовых вторых блюд чтобы перекусить. Там же выкинули мусор. Дело в том, что на Среднем и Рыбачьем легально выкинуть его некуда. На базе Большое Озерко тоже толком мусорных баков нет - оттуда просто не вывозят. Поэтому собирали в отдельный мусорный пакет и выбросили в Титовке, куда ведет асфальт.
Старикс с москвичами поехал в Мурманск раньше нас. Дастер чуть раньше наш - мы у брата гида брали компрессор для шин.

По дороге в Мурманск водитель показал разные ролики на своем смартфоне куда еще можно поехать: Кольская сверхглубокая, Дальние Зеленцы с заброшенным биологическим институтом и другое. Также, по его словам, есть одна заброшенная ракетная база на Рыбачьем, но туда лучше собирать экспедицию из пяти машин и ставить на них лебедки. Или, по его словам, БТР, а лучше два. Поболтали о том, что ему не хватает в Патриоте. А хотел бы он туда поставить двигатель от Тойоты Крузака с АКПП. Как он говорит - "там автомат регулирует чтобы было порядка 2000 оборотов, т.е. расход станет ощутимо меньше. Опять же не надо все руками переключать. А так - 18 л на 100 км."
Причем на трассе мы шли на четвертной передаче - на пятую он не переключал: "А толку от нее нет. Она почти такая же как четвертая". Уже на трассе ориентировался он используя 2ГИС, а не яндекс-навигатор.
Довез он нас прямо до Полярного института где-то в половину одиннадцатого вечера, где друг оставил машину. Там мы поболтали, покурили, друг записал телефон водителя - ну и после мы с другом посидели немного.

Итого: брали мы тур от фирмы "Север для Вас". Наш назывался "Средний и Рыбачий на 2 дня". По стоимости - порядка 30 тыс с человека. Часть денег надо внести заранее - этим мой друг занимался. Тур нам очень понравился.
И очень хорошо что мы не взяли тур на квадроциклах, которые предлагают другие фирмы - и стоит он раза в два дороже и вести надо самому. Оно конечно на квадроцикле можно вдвоем - один ведет, второй сзади пассажиром - но вымотались бы мы несравненно больше и меньше сил было бы любоваться красотами Кольского в тех местах, где были в первый раз. Плюс в дождик - а в него мы попадали - на машине комфортнее.
Второй раз, возможно, уже можно на квадроциклах, поскольку он может забраться в более дикие места и ему это будет проще.
Но имеет смысл брать его с какой-нибудь турбазы прямо на Среднем.

Следующий день у друга был уже рабочим в институте в Мурманске, а у меня рейс назад - вечером в 20-30. День можно погулять по Мурманску. Но об этом в следующий раз.

скважина, Мурманск, путешествия, водопады, Кольский

Previous post Next post
Up