От отеля Меридиан следующая часть маршрута шла в Титовку.
Ехали мы на Хундай Старикс ( Hyundai Starex ) с АКПП/дизелем версии 4х4 с внедорожной резиной. Нашими попутчиками была семья из Москвы - муж с женой и две девчонки подросткового возраста - которые в этом году уже посетили Камчатку и вот решили на этот раз побыть в Мурманской области - неплохой такой диапазон по расстоянию - через всю страну.
Надо сказать, что для шести пассажиров Старикс несколько тесноват, точнее теснее всего на заднем ряду, где мы с другом и сидели. Дело в том, что там если опустить подлокотники, то будет два комфортных места, а если их поднять, то будет три. Чтобы вместить шесть пассажиров надо их поднимать: один сидит рядом с водителем спереди, двое - напротив боковой двери в салон, чтобы иметь проход назад, и трое сзади.
Мне досталось место посередине сзади и оно было, пожалуй, самым неудобным, ибо подлокотники поднимались на этом Стариксе неравномерно, поэтому если я облокачивался назад то полспины касалось одного и чтобы коснуться полностью надо было сидеть неровно.
Впрочем ехать до Титовки - несколько больше часа ( чуть более 100 км пути ), причем далее потом по дороге облокачиваться было как раз вредно.
Первая наша остановка была еще не доезжая Титовки - в Долине Славы.
Вот это место по карте
Надо сказать, что место ... впечатляет.
Описание
Мемориальная трибуна.
На этой же площади установлен танк ИС-2 и пушка Зис-3.
Левая часть трибуны - список частей, принимавших участие в обороне начиная с 1941 года.
Правая часть - список частей, участвующих в разгроме немецко-фашистских войск в 1944.
По краям от от трибуны - карты боевых действий. Слева - карта оборонительных боев.
Справа - карта разгрома.
Причем разгром был достаточно скоротечным - всего три недели.
От трибуны идет дорога к местам захоронений.
Мемориал с именами погибших в Заполярье, около 15000 имен.
В конце мемориала - списки погибших иностранцев. В основном англичане и поляки, но встречаются даже индийцы.
Непосредственно в данном месте погибло более 2000 наших бойцов по официальным данным.
По карте боевых действий понятно почему именно в этом месте поставили мемориал.
По мере работы поисковых отрядов там появляются свежие могилы.
Отличие Мурманска от, скажем, Питера, в том, что подобные мемориалы размещены прямо на месте боевых действий, но до них еще не добралась цивилизация: если в Питере тот же ДЗОТ в Автово находится в окружении плотной городской застройки, то здесь все именно так, как и было во время ВОВ. Ощущения совершенно другие.
Следующая остановка по маршруту - сам Титовка. Точнее чтобы в нее въехать, до моста через реку Титовку, надо сначала пройти пункт пропуска - допуск в эту часть Мурманской области регламентируется. В этом плане удобнее ехать с тургруппой, поскольку туркомпания берет на себя обязательство подать заранее документы ( надо заранее сообщить ФИО как в паспорте ) и поэтому на пункте пропуска ограничиваются только паспортной проверкой. Паспорт, разумеется, обязательно должен быть собой.
После прохождения проверки и пересечения моста мы остановились возле кафе и заправки, где можно перекусить.
Кафе.
Заправка за парковкой.
Если немного присмотреться, то на склоне остались останки немецкой канатной дороги времен войны.
Информация для туристов и рыболовов.
В кафе есть местные расстегаи с рыбой ( весьма неплохие ) и чучело росомахи.
Дальнейший наш путь был уже вне асфальтовых дорог.
Но об этом уже в следующий раз.