Валерий Борщев в программе "Грани недели" , ч.2

Jan 16, 2014 11:35

Валерий Борщев в программе "Грани недели"
// Радио "Эхо Москвы",13.01.2014

В.КАРА-МУРЗА: Спасибо. Напомню, что сегодня гость нашей студии Валерий Борщев - член Московской Хельсинкской группы, лидер правозащитной фракции партии "Яблоко". Продолжаем наш выпуск.
С середины минувшей недели на территории Ставропольского края действует режим контртеррористической операции. Он введен после того, как в двух соседних станицах было найдено 4 автомобиля с шестью трупами. Три машины были заминированы. Близость к олимпийскому Сочи заставляет искать связь происходящего с терактами в Волгограде, произведенными в конце декабря. Не удивлен активностью террористов в самый канун Нового года журналист Юрий Сапрыкин:
- Это праздник, который проще всего испортить: совсем светский, безбожный и неправоверный. Когда люди веселятся, не пойми, почему. Связано ли это с грядущей Олимпиадой? Не знаю. Но понятно, что когда у тебя через месяц такое событие, где поставлен на карту престиж России и дееспособность государства, то это не может не влиять на чьи-то планы и активность, если мы говорим о террористическом подполье. Наверняка это тоже как-то принимается в расчет.


В.КАРА-МУРЗА: Не ищет логики в действиях террористов писатель Дмитрий Быков:
- Подполье не имеет логических и разумных оснований. Оно решило стране испортить праздник и радикально напомнить о себе, понадеявшись на то, что общие протестные настроения как-то от этого поднимутся, и подполье окажется оправдано в чьих-то глазах. Россия, слава богу, так устроена, что, довольна она властью или нет, ненавидеть и презирать террористов она будет всегда. И это совершенно заслуженно.

В.КАРА-МУРЗА: С приближением Олимпиады связывает оживление террористического подполья писатель Эдуард Лимонов:
- Вообще я думаю, Олимпиада нам, к несчастью, принесет еще немало неприятных известий, поскольку место проведения очень неудачное, мягко говоря. Рядом недавно замиренная Чечня, масса бродящих по горам боевиков в Дагестане, Чечне, Ингушетии, да и в других республиках: скажем, в Кабардино-Балкарии тоже временами появляются боевики. И рядом сочинская Олимпиада. Это, конечно, огромный соблазн для этих людей и возможность афишировать свое дело, свою проблему. Поэтому активизировались, чтобы напомнить: "Смотрите, мы тут! У нас есть шахиды". Кстати, этот феномен очень страшный, а у нас мало об этом думают. Совсем мало. Ведь человек идет осознанно на смерть, и, видимо, какие-то за этим должны стоять убеждения. Так разбрасываться и говорить: "Они злодеи и террористы"... Да, они злодеи и террористы, но все-таки интересен механизм, как это так, что за идея за этим стоит. Почему идея Аллаха получается выше? Это очень серьезно, если у нас такой враг.

В.КАРА-МУРЗА: Активизацией бандподполья не удивлен политолог Глеб Павловский:
- Основная часть террористического подполья - это исламисты, для которых Новый год и Рождество являются праздниками врага, когда они в наибольшей степени могут ударить по чувствам. Это просто нормальная логика врага.

В.КАРА-МУРЗА: Сиюминутные цели террористов считает достигнутыми писатель Михаил Веллер:
- Задача современного радикально исламского террора - навести как можно больше шороха, вызвать как можно больший шум, создать как можно больший резонанс. И здесь необходимо, чтобы, во-первых, это было показано по всем телеканалам, во-вторых, желательно, чтобы был испорчен большой праздник, потому что тогда просто эфира будет больше, естественно.

В.КАРА-МУРЗА: Террористы уже нанесли максимально возможный урон, признает писатель Виктор Шендерович:
- Задача террориста - нанести максимальный ущерб и привлечь к себе внимание. Ясно, что максимальный ущерб, по крайней мере, моральный, очевиден при террористических актах в крупном городе перед Новым годом. Террористы этого и хотели, они этого добились.

В.КАРА-МУРЗА: Не считает ситуацию в России уникальной публицист Антон Носик:
- Террористическое подполье абсолютно в любой стране (и в этом смысле Россия сильно не отличается от Израиля или США) активизируется тогда, когда оно может. У организаций, которые действуют средствами террора, нет никакого другого способа действовать modus operandi, кроме как взрываться. Они взрываются тогда, когда есть, кому, есть взрывчатка, есть возможность ее достать. Появилась возможность - они это делают, нет возможности - они этого не делают. На этом, собственно, основана и успешная борьба с терроризмом. Лишить их этой возможности, и они это перестают делать.

В.КАРА-МУРЗА: Напомню, что наш гость Валерий Борщев - член Московской Хельсинкской группы, лидер правозащитной фракции партии "Яблоко". Как вы считаете, Валерий Васильевич, чем можно объяснить активизацию террористического подполья в новогодние дни и канун Олимпийских игр?
В.БОРЩЕВ: Честно говоря, неожиданности в этом нет. Доку Умаров давно заявлял, что хочет сорвать нам Олимпиаду, что готовит некие террористические акции. Время и место, конечно, не назывались, но было понятно, что, чем ближе к Олимпиаде, тем опасность этих актов возрастает. Почему наши правоохранительные органы, спецслужбы, в общем-то, эту ситуацию проворонили (а они действительно проворонили), объяснить невозможно. Но дело даже не в этих рамках, это чисто психологическое воздействие. Но у рамок собирается столько людей, что это тоже удобное место для террористов, как, собственно, и произошло в Волгограде.
Я думаю, что, конечно, перед Олимпиадой, если власть была заинтересована предотвратить это, должна была быть проведена серьезная работа по борьбе с терроризмом. И не на уровне казаков, в форме расхаживающих по Волгограду, Краснодару или другим городам, а действительно серьезная кропотливая работа. Например, такая, какую ведут израильтяне. Они блестяще это делают. Они постоянно на пороховой бочке, но у них система отработана. Ну поучитесь у Израиля, как они это делают. Им труднее заслать своего человека, чем нам.
И потом: мы объявляем врагом, кого только угодно. И американцев, и гомосексуалистов, и еще кого-то. Вот величайшие враги. А о терроризме почему-то мы не говорим, что это главная опасность. Не было в обществе... Истерия была исключительно по поводу всяких либералов и прочих чуждых настроениях. Общество должно было сконцентрироваться на борьбе именно с этим злом. И общество, и, прежде всего, конечно, спецслужбы. Этого не произошло.
Сейчас те меры, которые предпринимаются перед Олимпиадой, конечно, избыточные. Когда вопреки требованиям международных норм, согласно которым 100 грамм жидкости можно пронести в самолет (а это лекарство, как правило)... Кому-то надо делать себе укол - например, сахарный диабет, а лететь несколько часов. Он не может не сделать его. Кто-то астматик. У нас все, нас теперь лишают полностью - ничего нельзя допускать. То есть это тоже обман, иллюзия, имитация порядка. Вот, дескать, спохватились.
Мне кажется, наши спецслужбы оказались несостоятельны в предотвращении тех терактов, которые готовились. Доку Умаров говорил об этом. И это не было неожиданностью, и можно было предположить, что зонами риска будут южные города: и Волгоград, и Ростов, и Краснодар, и, конечно, Ставрополь. Вот места, где должно было быть сосредоточено внимание. Этого не произошло. Я не знаю, о чем говорил Путин в Волгограде, и распекал ли он своих коллег по спецслужбе. Думаю, что он должен был это сделать и весьма сурово. Думаю, что должны были быть и кадровые перестановки, потому что это, в сущности, серьезный прокол. Это серьезная беда, что был допущен такой теракт. Я надеюсь, что все-таки в период Олимпиады... Там, конечно, жалуются сочинцы на невероятные условия: и проверяют документы, и кого-то забрали, а затем потребовали доказать, что этот телефон его, а не кого-то еще. То есть прелести полицейского произвола там в изобилии. Но надеюсь, что они это предотвратят. Хотя какие гарантии? Сейчас они спохватились. А если там заложены бомбы давным-давно: не сейчас, не месяц назад, не два. Техника террора разнообразна. Поэтому у меня вызывает тревогу ситуация, что будет с нами, что будет в период Олимпиады, потому что у меня такое ощущение, что наши спецслужбы не готовы.
И потом действительно надо сотрудничать с другими странами. Американцы объявили награду за голову Доку Умарова. Да я бы на месте всех наших борцов с либералами, прежде всего, по телевидению объявлял, что такую-то сумму получит тот, кто даст информацию о Доку Умарове. Нет, у нас борются с американцами, демократами, либералами и гомосексуалистами. Терроризм - главное зло. И здесь действительно должна быть консолидация в борьбе с этим и профессиональная борьба. Прежде всего, профессиональная. Пока профессионализма не достает.

В.КАРА-МУРЗА: Большое вам спасибо за участие в нашей сегодняшней программе. Напомню, что гостем нашей студии был Валерий Борщев - член Московской Хельсинкской группы, лидер правозащитной фракции партии "Яблоко".

Самым обсуждаемым и необычным событием новогодней теленедели наблюдатели единодушно сочли обращение президента к народу, записанное на этот раз в хабаровском Доме культуры. Откровенным провалом кремлевских политтехнологов считает организацию поздравления политолог Глеб Павловский:
- Новогоднее поздравление было откровенно неудачным в обеих своих версиях, с моей точки зрения. И само наличие двух версий, я думаю, признак неуправляемости в этой сфере. И Путин был не в лучшей форме, это было заметно. А в такой ситуации лучше этого не показывать.

В.КАРА-МУРЗА: Путин должен был встретить этот новый год вместе с жителями Волгограда, убежден писатель Эдуард Лимонов:
- Конечно, наводнение в Хабаровске - это было неприятное, страшное бедствие. Но все-таки взрывы в Волгограде, совсем свежие, были важнее. Надо было, конечно, ему вначале появиться в Волгограде, отдать дань только что пролитой крови невинно убитых людей, а потом уже поехать. Если он хотел поехать в Хабаровск, почему он ждал так долго? Мог бы слетать давным-давно. Неправильно! Там кто-то, что-то сделал неправильно. Думаю, не он сам. Если бы я был главой государства, меня бы никто не сбил: я бы, безусловно, немедленно появился бы в Волгограде, принял бы какие-то очень серьезные меры, попытался бы людей обнадежить и выразил соболезнования немедленно.

В.КАРА-МУРЗА: Противоречивые чувства испытал при виде нестандартного новогоднего поздравления журналист Юрий Сапрыкин:
- Картинка была какая-то неказистая, и режиссер сработал непрофессионально: там какие-то не те головы в кадр попали. И то, что во время исполнения гимна постоянно включали кадры с молчащим и явно испытывающим какую-то неловкость президентом... В общем, действительно на техническом уровне (уровне картинки) там можно найти множество недочетов. Но, по-моему, все они полностью перекрываются тем эффектом неожиданности, который имело это поздравление. Когда действительно (впервые на моей памяти) президент обращается к народу в новогоднюю ночь не из кабинета и не из какой-то студии с нарисованными на заднике кремлевской башней и елочкой, а из Хабаровска - какого-то конкретного места, где вокруг стоят непонятно какие люди, перепуганные и недавно пережившее стихийное бедствие. В общем, для меня все недочеты и неловкости, которые были в этом обращении, полностью компенсируются самим жестом: "Ребята, я вижу, что всем нам трудно и плохо, поэтому я вылез из своего кабинета, уехал в Хабаровск и вот разговариваю с вами оттуда". Это довольно сильный жест. Надо отдать в этом президенту должное.

В.КАРА-МУРЗА: Не столь давние времена, когда народ исполнял бутафорскую роль театрального реквизита, напомнила новогодняя мизансцена писателю Виктору Шендеровичу:
- Даже не Брежнев, это уже Черненко. Это уже что-то такое... Музей мадам Тюссо, восковая копия народа, который там стоял в виде декорации. Это очень симптоматично. Народ как декорация. Они сказали этой картинкой больше, чем, наверное, хотели. Это не был народ,
это не были субъекты. Можно было заменить их картонкой. Они стояли в страшном перепуге, в параличе. Привезли живого Путина, они окаменели, эти крепостные. И это очень симптоматично.

В.КАРА-МУРЗА: Не требует от президента соблюдения чистоты жанра писатель Дмитрий Быков:
- Мне кажется, Владимир Путин вступил уже в тот период своей деятельности, когда он может произнести новогоднее обращение в любом антураже: хоть на Черноморском побережье, хоть в цирке, хоть на водных лыжах. Эффект его будет один и тот же. И тут надо менять совсем не антураж.

В.КАРА-МУРЗА: Это все о главных новостях уходящих 7 дней. Вы слушали программу "Грани недели" на волнах радиостанции "Эхо Москвы". В студии работал Владимир Кара-Мурза. Всего вам доброго.

Валерий Борщев

Previous post Next post
Up