Пасынок системы
// "Профиль",02.12.2013
http://www.yabloko.ru/publikatsii/2013/12/02 В начале будущего года уполномоченный по правам человека в РФ, один из основателей партии "ЯБЛОКО" Владимир Лукин покинет пост. Несмотря на свой авторитет и добрые намерения, он не смог существенно изменить положение с правами человека в стране. Для этого нужны другие политические условия.
Сразу после Нового года со своего поста должен будет уйти главный правозащитник страны - уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Среди возможных претендентов на его место называют полпреда правительства в высших судебных инстанциях Михаила Барщевского, "детского" омбудсмена Павла Астахова и замсекретаря Общественной палаты Владислава Гриба. По тому, кто станет новым омбудсменом, можно будет уверенно судить, настроена ли власть на диалог с обществом или по-прежнему предпочитает слышать только то, что ей хочется.
Владимир Лукин, которому летом исполнилось 76 лет, проработал в должности омбудсмена два срока - почти десять лет. Все эти годы он был одним из немногих представителей истеблишмента, кто не боялся выступать в судах при рассмотрении самых резонансных дел и открыто высказывался по наиболее острым вопросам. Российский омбудсмен - человек с интересной судьбой. Сын репрессированных родителей, Владимир Лукин окончил исторический факультет Московского пединститута имени Ленина и работал журналистом в Чехословакии во время "Пражской весны" 1968 года. Он открыто выступил против ввода в страну советских войск, за что тут же был возвращен на Родину и стал невыездным на целое десятилетие. Работал в Институте США и Канады и в МИДе. В конце 80-х занялся политикой, был избран народным депутатом РСФСР. Уже после распада СССР, в 1992-м, Лукин был назначен послом России в США. В 1993-м стал одним из создателей "ЯБЛОКА" (в названии партии буква "Л" - это Лукин), неоднократно избирался депутатом Госдумы. И хотя свое членство в "ЯБЛОКЕ" Лукин заморозил еще в 2004-м, он признавался, что в душе по-прежнему остался демократом.
За годы работы Лукина в должности омбудсмена его взгляды нередко расходились с официальной позицией властей. Так, он открыто заявлял, что ни о каких массовых беспорядках на прошлогоднем митинге на Болотной площади не может быть и речи, а "закон Димы Яковлева", запрещающий американское усыновление, назвал безграмотным и усомнился в его конституционности. Лукин выступал за условно-досрочное освобождение участниц панк-группы Pussy Riot и предлагал амнистировать фигурантов "болотного дела". Омбудсмен также присоединился к критикам закона о митингах, когда оппозиция оспаривала его в Конституционном суде. Ходатайствовал об отмене взыскания с Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 17 млрд рублей. Пытался обжаловать поправки в закон об НКО - иностранных агентах. Именно Лукину удалось добиться, чтобы в Думу был внесен правительственный законопроект, наделяющий граждан правом на обжалование итогов голосования в судах.
Несмотря на то, что многие из ходатайств омбудсмена оставались неуслышанными, а иски - неудовлетворенными, правозащитники довольны работой Лукина. "Лукин пользуется известным влиянием, по итогам его встречи с президентом была создана рабочая группа по корректировке реформы уголовно-исполнительной системы, деятельность которой затрагивает интересы миллионов россиян, - рассказывает председатель правозащитной организации "Комитет за гражданские права" Андрей Бабушкин. - Кроме того, Лукин по целому ряду законов принял отрицательное заключение, и в результате они не были приняты". С такой оценкой согласна и член Общественной палаты РФ Елена Лукьянова. Она замечает, что, несмотря на отсутствие у российского омбудсмена особых полномочий, Лукин доказал, что деятельность уполномоченного может быть серьезной и объективной. "До него уполномоченные не очень оправдывали возложенные на них надежды, а Лукин очень серьезно повысил значимость этого поста, - считает Лукьянова. - Примеров очень и очень много. Начиная с того, что он присутствовал, как правило, на самых спорных судебных разбирательствах, отправлял очень много запросов, по его инициативе было разрешено очень много дел. В том числе Конституционным судом было вынесено решение по праву избирателя обжаловать итоги голосования".
Неудивительно, что прокремлевские политики иного мнения об уполномоченном и не раз критиковали ежегодные доклады Владимира Лукина. Они обвиняют омбудсмена в излишней политизированности и субъективности. Так, председатель комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас сказал "Профилю", что во многом работа омбудсмена сводилась к подготовке ежегодного доклада, который, по мнению сенатора, был достаточно поверхностным. "Его доклад сводился к перечислению самых распространенных претензий, которые ему предъявляли различные правозащитные организации, притом они не были подкреплены какими-то фактами. Хотя задача омбудсмена - влиять на ситуацию, в том числе через работу с Федеральным собранием", - разъясняет Клишас. Он считает, что уполномоченный по правам человека должен в первую очередь работать с парламентом: посещать комитеты и встречаться с депутатами и сенаторами, а не просто "собирать все то, что пишут правозащитники". Ведь омбудсмен, говорит сенатор, как никто другой знаком с проблемами людей и должен добиваться их решения в целом, на законодательном уровне.
Коллега Клишаса по верхней палате Константин Добрынин даже предложил избирать омбудсмена из числа депутатов и сенаторов сроком на два года, чередуя назначение между членами верхней и нижней палат парламента. В этом случае, уверяет сенатор, парламентарий-правозащитник сможет вносить законопроекты в Госдуму наравне с другими депутатами и сенаторами.
Впрочем, как рассказал источник "Профиля" в администрации президента, планов по изменению статуса и полномочий омбудсмена нет. Единственная интрига связана только с фамилиями кандидатов на пост уполномоченного по правам человека. Будет ли новый омбудсмен и дальше защищать в судах и в Кремле права общественных активистов, оппозиционеров, малых партий и заключенных? Или станет ручным "адвокатом власти"? Список кандидатур на должность омбудсмена должен поступить в Госдуму в течение месяца до окончания полномочий нынешнего уполномоченного от президента, думских фракций и Совета Федерации, то есть до 18 февраля 2014 года. Как утверждают правозащитники, в этом списке могут оказаться известные фамилии. Например, фамилия уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка в России Павла Астахова. Адвокат и телеведущий начал заниматься правозащитной деятельностью только в 2009 году. Как говорили тогда многие политологи, должность на госслужбе Астахов получил в награду за создание всероссийского движения "За Путина!". В первые годы на этом посту адвокат вместе со своими коллегами посетил более тысячи детских домов и интернатов, но знаменит он стал, скорее, благодаря закону, запрещающему американское усыновление российских сирот. Детский омбудсмен лично обратился к Владимиру Путину с предложением запретить международное усыновление в России в целом и американское в частности. Астахова не смутило даже то, что иностранцы ежегодно усыновляют каждого третьего российского сироту, а с принятием "закона Димы Яковлева" более двухсот американских семей не смогли завершить процесс усыновления российских детей. Некоторые из них на прошлой неделе даже обратились с жалобой на Россию в Страсбургский суд. Возможное назначение Астахова на пост омбудсмена многие правозащитники воспринимают как катастрофу. "Если Астахов станет уполномоченным по правам человека, то он будет чисто декоративной фигурой, - утверждает Андрей Бабушкин. - У него отсутствует правозащитное мышление, и он не умеет работать с правозащитными организациями".
По словам Елены Лукьяновой, среди претендентов на пост омбудсмена также называется и кандидатура 41-летнего замсекретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба. Так же как и Астахов, Гриб - профессиональный юрист. Он - вице-президент Российского союза юристов и бывший член Научно-консультативного совета при Высшем арбитражном суде РФ. В Общественной палате РФ Гриб с 2006 года. Вначале он являлся руководителем рабочей группы по соблюдению законности при проведении массовых мероприятий, затем был в составе комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению. С 2012 года входил в рабочую группу по подготовке ежегодных докладов о состоянии гражданского общества, а также - в рабочую группу под руководством начальника внутриполитического управления Кремля Олега Морозова, которая обсуждала поправки в закон об уполномоченном по правам человека. Кстати, там Гриб настаивал, что омбудсмен должен получить процессуальный статус истца и право подавать иски в защиту неопределенного круга лиц. Сейчас такими полномочиями наделены только бизнес-омбудсмены.
В отличие от Павла Астахова, имя Владислава Гриба не связано с какими-то публичными скандалами, но, как замечает Елена Лукьянова, "он не такая мощная политическая фигура, как Владимир Лукин". "У него гораздо меньше опыта, и справится ли он, я сильно сомневаюсь, - поясняет она. - Это действительно должна быть авторитетная личность с очень активной жизненной позицией. Кроме того, омбудсмен должен быть в оппозиции власти, а не поддерживать ее".
В списке возможных кандидатов на пост омбудсмена также фигурирует и фамилия полномочного представителя правительства в высших судебных инстанциях Михаила Барщевского. Заслуженный юрист России, конечно, известнее, чем Владислав Гриб. Он - член клуба знатоков "Что? Где? Когда?" и постоянный ведущий эфиров на радио "Эхо Москвы". Однако, по словам самого Барщевского, с 2001 года его задача - "быть адвокатом правительства". Сможет ли он после двенадцати лет работы на власть начать критиковать ее решения - это большой вопрос.
Независимо от того, какая из этих трех фамилий будет внесена на рассмотрение Госдумы, критики Лукина в Совете Федерации наверняка будут довольны. Ведь они как раз и настаивали на том, чтобы на месте омбудсмена оказался в первую очередь юрист, который помогал бы им дорабатывать и разрабатывать законопроекты. А вот правозащитники, напротив, считают, что независимо от того, кто из профессиональных адвокатов займет пост уполномоченного, он все равно будет худшей альтернативой Владимиру Лукину. "Значимость института уполномоченного по правам человека удерживалась на личном авторитете Лукина, - отмечает руководитель правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков. - Очевидно, что уполномоченный мог бы быть гораздо более влиятельным и эффективным, но только в иных политических условиях".