Защита прав работников при фактическом введении контрактной системы в сфере культуры

Dec 02, 2013 13:06

Что должно быть в поправках к Трудовому кодексу о "конкурсе" / "переизбрании" для представителей творческих профессий, которые в эти недели рассматривает Госдума?
Как вообще защитить социальную сферу от коммерциализации?
Один из возможных вариантов ответа дает режиссер и член бюро "Яблока" Александр Гнездилов: http://smartpowerjournal.ru/competition-for-creative-figures/

Цитата из статьи:

"В законе необходимо ясно прописать критерии, по которым творческий работник подлежит «переизбранию» или же его бессрочный договор продолжает действовать без каких-либо конкурсов. Министерство культуры должно выработать эти критерии в сотрудничестве с профессиональными сообществами.
(...) Это выведет из-под возможного удара всех тех, кто действительно востребован в профессии, даст им уверенность в завтрашнем дне.
(...) Одновременно сохранятся относительная независимость работника и его право голоса по проблемным вопросам, не появятся лазейки для увольнения людей со своей точкой зрения, порой неудобной начальству.
Конкретные критерии и цифры можно обсуждать и варьировать, но само такое решение кажется мне очень простым и логичным. Мы максимально устраним возможность для злоупотреблений и сосредоточимся на той конкретной проблеме, для решения которой обсуждаемый законопроект, по словам его авторов, и предназначен - на решении вопроса с годами, систематически невостребованными работниками.
Конечно, тем, кто хотел бы уничтожить, например, репертуарный театр и сэкономить на этом денег - эти предложения не придутся по душе.
Так же, как и тем, кто хотел бы бесконечно долго сохранять неадекватную современности советскую систему прикрепления творческих работников к месту работы...
Между тем, сила этого решения не в том даже, что оно может быть компромиссом между консерваторами и реформаторами. Мы получаем ясную систему координат прежде всего для работников и работодателей в сфере культуры, возможность и для тех, и для других планировать завтрашний день, не стоять на месте творческому коллективу и не превращаться его участникам в перекати-поле. (...)
Но по-настоящему гарантировать Ваши права можете только Вы сами, создавая сильные, смелые, сплоченные профсоюзы.
(...) Пока такого профсоюза нет - нет и достаточного уровня гарантий, нет и уверенности в будущем, может произойти всё, что угодно. Потому-то собственно и возникает, к примеру, страх возможного уничтожения репертуарного театра в Москве и России в целом.
Важнейшие вопросы остаются целиком отданными на усмотрение чиновников и депутатов. И это не проблема властей, это недоработка общества, отдельных граждан, каждого из нас. Если мы передоверили свою судьбу чиновникам и уклоняемся от обсуждения глобальных вопросов, например, в нашей отрасли - значит, эти чиновники берут дело в свои руки и принимают решения сами, исходя из своих приоритетов, своего понимания ситуации, своего уровня бескорыстия и профессионализма. И если этот уровень часто недопустимо низкий, а приоритеты ошибочны - это опять же вопрос к нам, теперь уже ко всем москвичам, ко всем россиянам, ко всем избирателям, формирующим власть своим голосованием на выборах.
«Права не дают, их берут». Если бы в случае закрытия одного театра или при сокращении библиотеки работники всех остальных театров и библиотек (хотя бы в пределах региона - скажем, в Москве) начинали бессрочную забастовку - ситуация была бы совершенно иной. Пока такой солидарности и сплоченности, основанных на индивидуальном, личном чувстве ответственности, нет - не на кого жаловаться, кроме самого себя.
«В борьбе обретешь ты право свое» - более 100 лет назад возник в нашей стране этот лозунг. И сегодня он остается вполне современным. Другого пути, другого способа человечество не придумало."

Александр Гнездилов, культура, социальная политика

Previous post Next post
Up