Про достижения и классиков.

Dec 17, 2013 18:17

Я отношусь к себе с сочувствием и пониманием, но при этом мало что себе прощаю, и еще меньше тех вещей, которыми я действительно горжусь. Не потому, что мало достижений, а потому что во-первых, планка слишком высоко, а во-вторых, у меня короткая память на достижения.

И, тем не менее, есть некоторое количество достижений, которыми я могу гордиться постоянно и довольно продолжительное время. Например, после написания некоторых кусков диплома я испытала прямо таки гордость. К сожалению, пока не защитила главного показать не могу. Могу показать кусочек из диплома, передающий особенности мировоззрения одного из приводимых авторов, гармоничность логических построений которого вызывает неизменный восторг.

За такую красоту обоснований я готова простить Вундту даже то, что он классик :)

Вундт убежден, что « …научное исследование нравственных норм, конечно, должно исходить именно из всеобщих элементов нравственных представлений, насколько они вообще существуют» [], и потому его волнует вопрос о том «…существуют ли вообще признаваемые всеми элементы нравственного, или, может быть, единственный общий его признак ограничивается лишь тем, что повсюду какие либо известные поступки одобряются, а другие не одобряются, причем, однако, содержание действий подвергающихся различной оценке, может быть крайне различно» []. Очевидное противоречие межу универсальным нравственным единством и разнообразием наблюдаемых нравственных норм он разрешает через провозглашение принципа разного уровня развития элементов нравственности. «Изменение нравственных представлений может иметь свою причину в том, что все душевные явления подлежат развитию, а что, поэтому, те элементы нравственности могут считаться если не общепринятыми, то единственно действительными, которые продолжают оставаться мерилом нравственности на последней и высшей ступени её развития» [6, с.279].
«…нравственное осуществляется в форме развития. Но в этом бесконечном процессе единичное сознание по его понятиям представляет из себя только фактор переходящего значения. Действительным носителем нравственной жизни является скорее всеобщая духовная жизнь, раскрывающаяся в историческом существовании человечества и отдельными формами которой являются искусство, религия, государство и правовой порядок, и в особенности самый процесс истории» [].
« Прежде всего, индивидуальное сознание всецело черпает из сокровищницы идей, получаемых им извне - идей, общих ему с окружающими. Но оно постепенно перерабатывает все это самостоятельно, и таким образом в нем развиваются волевые импульсы, которые хотя и подготовляются и в общем направлении воли, но ещё там недостаточно выражены, чтобы стать деятельными в качестве актуальных сил. Тут индивидуальной воле принадлежит свойство более энегического и самоосознательного сосредотачивания на определенных целях, каковое отсутствует у общей воли, если эти цели не указываются отдельными индивидуумами, сосредотачивающими в себе направление воли их времени и среды. На этом основывается огромное значение руководящих душ или передовых умов (вожаков) »[].
«Человек индивидуализируется из состояния социального безразличия; но он индивидуализируется не для того, чтобы навсегда освободиться из общения, из которого он вышел, но для того, чтобы снова отдаться ему с богато развитыми силами, стало быть, насколько нет нужды предполагать отдаленных мотивов или сложных соображений, чтобы объяснить эгоистические поступки, настолько же мало нужды прибегать к таким предположениям при самых простых проявлениях заботы о других или при самых примитивных проявления чувства общественности»[]..
Согласно Вундту, существует два закона развития нравственности: закон трех стадий или последовательного выделения и отъединения нравственных понятий и закон гетерогонии целей. Закон гетерогонии целей заключается в том, что «воля всегда проявляется так, что результаты поступков более или менее далеко выходят за пределы первоначальных мотивов воли; благодаря этому, возникают для будущих поступков новые мотивы, которые, в свою очередь, производят неожиданные результаты с подобными же последствиями» []. Закон гетерогонии целей объясняет возрастающее богатство нравственных воззрений, в которых и проявляется нравственное развитие.
«Действительность всегда богаче теории. Здесь дозволительно разве только в общих чертах догадываться о том пути, по которому пойдет будущее»… все конечные цели, ради которых мы работаем, остаются для нас сокрытыми» []. Нравственная цель предстает как бесконечная задача, разрешая которую мы узнаем только её часть.
Previous post Next post
Up