практика привязанности

Aug 23, 2023 14:00

нашла прекрасное руководство к действию - что происходит с ребёнком в разном возрасте, как в этом участвовать и зачем. это мотивирует и даёт смыслы.

автор - Anna Chirva


КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА
Укрепление уровней привязанности.
Пошаговое руководство.
Теория привязанности (парадигма Ньюфелда), совершенно гениально демонстрирует периодизацию развития ребенка, как этапы, следующие друг за другом в определенном порядке, и связанные между собой по вертикали. То есть каждый последующий этап базируется на удачно выстроенном предыдущем. И наши отношения с ребенком, наполнение этих отношений и их работа, как исправного механизма, будет зависеть от силы нашей связи на каждом уровне.
Это именно о том, будет ли ребенок “наш”. Будет ли стремиться быть хорошим для своих близких. Будет ли свободным в проявлении себя, в рамках установленных нами границ. Захочет ли он быть как мы, и слушать нас и выполнять наши порядки. Будет ли он заинтересован следовать за нами и легко принимать заботу. В итоге - будет ли нам легко его воспитывать.
И если что то идет не так, что-то не работает, то это всегда о качестве связи. Человеческой связи родитель-ребенок. Той связи, которую невозможно построить за 5-10 минут в день. Как бы этого не хотелось тем, кто пишет, что это возможно.
Тут у меня есть две новости - плохая и хорошая.
Плохая - невозможно стать близким ни с одним человеком на планете за 5 минут в день. Даже если этого человека мы сами родили. Он все равно больше, чем можно технически познать за 5 минут в день.
Но есть хорошая новость - можно отведенное нам совместное время наполнить наиболее качественно, зная, что важно нашему человеку и в чем он сейчас нуждается, исходя из его возраста и этапа развития на котором он находится. Конечно, каждая личность индивидуальна в своих интересах, но есть закономерность. И если ее учитывать - можно наполнить совместное время наиболее качественно, делая акцент именно на важном и нужном в этом возрасте. Да-да, это еще и с подрастающими детьми важно - чтобы не остаться на уровне кормления и терморегуляции с ребенком, которому 40 лет. 🙂
❤️ Итак про уровни привязанности с прикладной точки зрения. Инструкция. Мануал. Что делать конкретно.
Итак, каждый уровень дает нам понять посредством каких акцентов и своих действий мы можем приблизить ребенка и дать ему сигнал, что он важен, значим и любим, а мы - взрослые и нас можно (нужно) слушать и уважать. Для младенца, например, это только органы чувств, а с развитием личности ребенка развиваются потребности и соответственно способы сотрудничества. Но при этом более низкие уровни (с первого) никогда не теряют значения. Лучше всего в каких - то проявлениях и элементах отношений каждый день “проходиться” по всем уровням, как по струнам 🙂.
🔺 Собственно уровни привязанности:
❤️ Уровень 1. Привязанность через органы чувств.
Этот уровень наиболее важен и единственно доступный в первый год жизни. Не теряет важности никогда, немного отходит на задний план, фоном присутствует, конечно, всю жизнь. Это телесный контакт, зрительный, слуховой, обонятельный, много тактильности.
На этом уровне привязанности мы строим связь на контакте через органы чувств. Если ребенок уже не младенец (у младенца все понятно) то важно:
🔺 акцент на одобрительных взглядах. Взгляд с улыбкой. Глазной контакт перед тем, как обратиться, особенно если хотим высказать просьбу к ребенку, обратиться к нему, получить его внимание. Много улыбающихся одобрительных взглядов во время приема пищи, когда сделал что-то новое и смотрит - ищет одобрения. Даем ответ глазами, улыбкой.
🔺 Массажи. массажи с игрой (рельсы-шпалы), угадай что я нарисовала (Можно делать друг-другу по очереди) и т.п. Может сделать ритуалом перед сном или во время просмотра знакомых мультиков. Некоторые дети любят массаж маслами пахучими.
🔺 Рисовать на теле. Рисование специальными красками татуировок, клеить татуировки, рисовать на теле, рисовать тайный рисуночек в школу. Например на плече сердечко или самолетик от мамы (заскучаешь-посмотри). Можно рисовать до купания красками тигра из ребенка. Можно иногда делать игру в грим, рисовать усы и брови друг другу...
🔺 Ну и основное - телесные игры. Много есть в статье про телесные игры. Лучше какие-то хоть бы мелкие каждый день. Постараться касания сделать “нормой жизни”. Не только через специальное приглашение обняться, а через игру. Это важно особенно для мальчиков. Потому что наступает возраст, когда как буд-то нежности лишние. А игра - это всегда игра. Она идет в обход сопротивления.
❤️ Уровень 2. Привязанность через похожесть. Начинается примерно с 2 лет ребенка.
Безусловно, обычно, этот уровень активируется сам. Это видно сразу на втором году жизни - ребенок хочет повторять и быть похожим на тех, кто для него важен. При этом, важно подьрасывать ребенку (и себе тоже) маяки и опоры - обращать внимание, активизировать возникающие импульсы. Ну и конечно очень важно для тех, кто этам этот прошел, но стал забывать кто он и чей:).
🔺 Демонстрируем ребенку элементы нашей похожести, во внешности, одежде, действиях, поведении, пристрастиях и вкусах. Тут мы активируем встроенную программу - ты как я. И держим ее подогретой все время.
🔺 Акценты в речи, в различных ситуациях - точно! и я так же. Я тоже люблю это! Иногда и мне это не вкусно! Со мной бывало также. О! Сегодня ты выбрал как я рубашку в клетку! Точно! И мне с утра неохота никуда идти. как я в детстве - ужасно не любил вытирать пыль. Потому что у тебя волосы как у папы. Когда ты родился был похож на маму (например), а теперь на папу. Конечно тебе нравится это - ты в этом как папа, такой же склад ума. Когда мы поем сразу понятно, что мы очень похожи… Ты сегодня скучал? О, и мне было в какое-то время скучно. Ты злился? Со мной тоже был такой эпизод… Тебя наказали ни за что? Я тоже попал в ситуацию несправедливости…( тут же использовать как повод для открытости, откровенности, рассказывать и о себе что-то, вообще не обязательно что-то глубокое, можно привести любой пример, показав что и я испытываю такое же). И так часто, прямо эти обороты в речь вкручивать, как привычные. (Постараться не использовать акцент на похожести в отрицательных характеристиках.)
❤️ Уровень 3. Привязанность через принадлежность. Активизируется в 2-3 года.
Именно на этом уровне происходит самая заметная ориентация и придание ценности в отношениях. Это как раз где появляются важные и сверхважные друзья. Важно на этом уровне постоянно делать акценты, чтобы ребенок понимал на кого ему ориентироваться в важных делах. Принадлежность в том числе обозначает кто помогает ребенку, кто о нем заботится, на кого он ориентируется, чьи правила считает своими, с кем советуется и к кому идет за утешением и помощью, вообщем чей он.
🔺 Первое что появляется и очень заметно, это страстное делание обладать уже если не всей мамой (близким), то ее вещами - пить из ее чашки, есть из ее тарелки , носить ее вещи, примерять к себе ее важные дела и способы действий. Ну и конечно , бесконечная - это МОЯ мама! Это МОЙ папа!
🔺 На этом уровне становятся важны семейные традиции, семейные правила (акцент на у нас принято так, мы делаем так, мы едим это, а играем в это). Тут все что делает вашу семью уникальной. Также акцент на дом, правила дома, удобство дома. На принятую в семье пищу, способы общения, досуга, игры, занятия, увлечения. (Наше, понятно, все самое лучшее!)).
Этот уровень похож на углубленное продолжение похожести. Похож, и принимаешь это как твое, как важное, как ценное и нужное лично тебе.
🔺 Ритуалы. Очень важны на этом уровне. Тут праздники. Способы принятия пищи - за столом все вместе. Семейный обед выходного дня - отличная штука. Как встреча в пятницу вечером (со всеми приготовлениями , подготовкой стола, с маленьким букетиком, скатертью, покупками (для ужина!), приготовлением пищи, определенных самых любимых блюд и т.п. После ужина - настольные игры.) .Ну вообщем любые ритуалы - посещения родственников, празднования дней рождений, подготовки подарков к празднику, приготовление воскресных блюд (например пицца по утрам в восресенье для всех, или оладушки-блинчики) и т.п.
🔺 Семейные истории-легенды, семейные альбомы и фотографии, видео.
Просмотры и рассказы обо всем, что связано с ожиданием, появлением и вставанием на ноги ребенка.
❤️ Уровень 4. Привязанность через важность, значимость.
🔺 Придавать значение словам, идеям, чувствам, эмоциям. Именно тут очень важно не отрицать проявление эмоций - слезы (мол это пустяки), страхи (мол нечего там бояться), обиды - ай, из-за чего ты обиделся, ерунда какая-то. Важно показывать ребенку, что мы признаем любые его проявления как значимые. Потом уже обсуждаем что с этим делать и как реагировать. Но первая реакция - я понимаю твои чувства. Даже если это касается отрицательных эмоций и проявлений к кому-то из семьи. Я понимаю, ты разозлился, но мы не лупим сестру в связи с этим, давай найдем другой способ.
- Мне важно, что ты не хочешь это и не любишь то. И важно, что ты хочешь так провести выходные… Вообщем вначале даем понять, что это важно, а потом свое мнение - например, но у нас такие планы, а в следующий раз обязательно твоя идея.
🔺 Рассказываем в семье друг другу как легенды важные проявления ребенка - успехи, навыки, новый опыт, события.
Спрашиваем мнение, учитываем там , где возможно.
🔺 Даем зоны ответственности - игрушки, порядок, полив цветов, корм у мышей, нести свой рюкзак.
🔺 Помним, что для ребенка важно!!!! Никогда не даем брокколи тому, у кого рвотные позывы от его вида. Часто готовим и покупаем любимое и желаемое( в рамках допустимого).
🔺 Конечно, стараемся не раздражаться и не обесценивать даже самые чепуховые важности ребенка - сколько можно этих идиотских динозавров смотреть!
❤️ Уровень 5. Привязанности через любовь.
Это самое приятное - тут первые сознательные сформированные плоды. Ребенок начинает рисовать и лепить нам сердечки, конвертики, подарочки про любовь… В основном этот уровень о том, что ребенок созревает проявлять любовь. Важно поддерживать и развивать эти порывы ребенка.
❤️ Уровень 6. Привязанности через знание. Я тебя знаю!
Зачастую бывает очень сложным уровнем. Требует много искреннего интереса, времени, вникания в детали, удержания в памяти и своевременного отображения. Вообщем, да, требует искренне интересоваться новым человеком, его личностью и ее проявлениями.
🔺 Здесь важно обращать внимание на свои фразы, действия, обращения, поступки с позиции - что я знаю о данном конкретном ребенке в контексте происходящего. Например, если он не ест котлеты, то я не кладу на тарелку и даже не спрашиваю будешь ли ты это есть. Если он не любит носить шапки-ушанки, то я не покупаю и даже не предлагаю такие, покупаю другой тип. Если он терпеть не может какого-то приятеля, я не спрашиваю хочет и он его сегодня пригласить домой и т.п. Когда есть необходимость внести в жизнь что то из того, что он не любит - говорю вначале - я знаю, что ты не любишь малиновый сироп от кашля, но….
🔺 Это множество проявлений, связанных с искренним интересом. Ребенок любит мультфильм Алладин - демонстрируем, что мы об этом знаем - музыка из мультфильма, игры на эту тему, элементы любимых героев - покупаем книги, приносим,упоминаем, готовим поделки. Любит динозавров - конечно торт на день рождения Динозавр, а не Дюймовочка.
🔺 Одежда, покупки, досуг - вокруг интересов ребенка.
🔺 Ребенок любит вредные дурацкие ужасные компьютерные игры? Именно здесь на этом уровне (плюс уровень значимости) портал для входа к нашему ребенку. Подсаживаемся и спрашиваем в чем суть, что хочет этот страшный с автоматом и как они все спасутся. Это нелегко, но можно понемногу, иначе все равно его, ребенка не понять. Если ему это важно, значит нам важно знать что это и почему.
Чудо понимания этих процессов в том, что их можно применять ко всем детям всех возрастов, даже когда нам кажется, что все пошло не так. И когда все хорошо тоже. И даже можно попробовать с другими взрослыми людьми. От нежных взглядов в глаза до искреннего интереса. Работает. Безотказно. Со всеми.

думаю и осознаю, восторг, дети

Previous post Next post
Up