(Котик во время занятия обосновался в только что построенном небоскребе :) )
Вынесу отдельным постом свой ответ на вопрос преподавателя иностранного языка, получилось длинно, может, кому-то ещё будет полезно :)
"Вы ставите себе цели перед началом урока, какие темы вы бы хотели изучить вместе с ребёнком или все более свободно? Больше всего интересно то, как вы совмещаете игру, психологическую работу и само обучение. Что важнее из перечисленного в вашей работе?
Я, например, в своей работе как раз чувствую жесткие рамки, которым я следую - где пробелы, что изучить, и т.д. Я прислушиваюсь к ребёнку, но чаще ориентируюсь на то, что считаю более полезным для него в этот момент. Хотя, конечно, не принуждаю никогда. Вот от этих рамок я и хочу избавиться."
***
Первый фокус внимания на том, что урок - это прежде всего продолжение жизни ребёнка здесь и сейчас. А не так, что ребенок вырван из контекста своей жизни, из чего-то, что ему нравится, чем он живёт, ставя свою эту жизнь на паузу, начиная от "не есть, не пить, не двигаться - не дышать буквально, а только слушать-запоминать-отвечать", словно замирая, умирая на это время и потом, возвращаясь в свою жизнь, напрочь забывая всё, что было на уроке и отрыгивая то напряжение, которое пришлось испытать вместе с изучаемым предметом. Поэтому основное - это чтобы ребёнок жил: дышал, был расслаблен, чувствовал себя раскованно и свободно, мог пить, есть, чувствовать свои потребности (телесные, эмоциональные, умственные), мог выразить свои чувства и настроения. Если нужно, покричать, если требуется, помолчать. Как минимум - это разрывает школьные шаблоны, даёт отдохновение от системы, включает естественную потребность ребёнка (и взрослого, просто сложнее и дольше) развиваться и учиться новому, зажигает любопытство, вдохновение предметом. Как максимум - радость, ощущение свободы, ощущение "я всё могу", творчество, в которое язык как раз тоже попадает. Если в процессе урока ребёнок "долго" пил, гладил котика и пищал, как птичка, английский от этого только выигрывает. Не всегда сиюминутно, но в долгосрочной перспективе обязательно.
Второй фокус внимания на том, чтобы ребёнок не был пассивным "учеником", чтобы не чувствовал себя "снизу". Убираем обращение на "Вы" (те, кто может, обычно, более старшие дети уже не могут, к сожалению). Убираем постепенно, что вот он мол ничего не знает, а сейчас кто-то большой придёт и научит его чему-то. Хочется вернуть ребенку право чувствовать, что он хочет учить, как он это хочет учить и в каких объёмах, учитывая то, что ему больше нравится и чем он сейчас живёт. Если интересно сейчас переодевать Барби, то изучим одежду, как вариант, ну или сообразим по ходу, как нам эту Барби вплести в урок, потому что в этом сейчас вся жизнь :) Пусть ребенок смело высказывает свои пожелания, довольства и недовольства, и, исходя из своих пожеланий и ощущений, принимает участие в том, чем сегодня будем заниматься и что изучать (примерный план действий, материала и последовательности, конечно, есть, но так часто жизнь вносит свои коррективы и ещё ни разу я не жалела о том, что пошла у неё на поводу ;) ). С разными детьми это выглядит по-разному, но уже вскоре дети как минимум могут высказать, что бы они хотели делать из всего для урока заготовленного, что нет, или высказать пожелания последовательности: сначала посмотрим видео, потом почитаем, потом уже грамматику :) Как максимум, начинают предлагать своё, делятся открытиями о том, через что им, оказывается, легче запомнить слова или какие упражнения дают им больше уверенности в речи и наоборот, что угнетает, ослабляет интерес к языку и обучению в общем. Тем самым усиливается исследование себя, своих способностей, возможностей, которые, может быть, пока в силу возраста не осознаваемы в полном объёме, но в долгосрочной перспективе сослужат верой и правдой, когда рядом не будет "большого и взрослого, которые придёт и научит".
Третий фокус внимания на состоянии. Если у ребёнка раздрай и сейчас вообще не до английского, его просто некуда, потому что усталость, злость, всё надоело и ничего не радует - значит, важно сейчас об этом и про это, и да, можно сказать, что мы потратили 20 минут не на английский, а на душевное состояние, но зато оставшиеся 40 прошли с пользой, чем если закрыть на это состояние глаза и 60 минут утрамбовывать английский, насилуя ребёнка и себя.
Четвёртый фокус внимания на "я могу говорить на английском уже сегодня". Мне кажется, что одна из проблем в преподавании и изучении языка - это мысль о том, что я всё-всё выучу и тогда смогу говорить. Но так получается, что учим, учим, читаем, пишем, слушаем, а говорить - когда? Так и не… И чем дальше, тем ещё больше это не… Поэтому мне кажется важным позволять ощущению "я говорю на английском" быть уже сегодня и с каждым днем его только укреплять. Да, сегодня я говорю тремя известными мне словами, завтра десятью, послезавтра предложениями. Но я говорю! В то же время как часто встречаются люди с углубленным в школе, дорогими курсами в Лондоне, годом в англоязычной стране, и даже с аспирантурой на английском и кучей дипломов в шкафу, но с ощущением "я по-прежнему не могу, я хуже других, я не могу выразить свои мысли, я боюсь говорить" и тд. Поэтому важно, очень важно чувствовать радость от того, что я говорю прямо сегодня, тыкая пальцем по комнате: cat, couch, ball, - именно это станет платформой для умения завтра поддержать умную беседу на английском, совершенно, может, не помня о том, с чего всё это начиналось.
Что касается рамок и шаблонов, от которых хочется избавиться и тому, как я к этому пришла. План занятия, понимание, что нужно сделать сегодня, конечно, всегда есть, но это на втором месте чуть в стороне. На первом месте ребёнок, человек и то, кто он, как себя чувствует и чем живет. И здесь, чтобы видеть и чувствовать другого человека, нужно прежде всего видеть и чувствовать себя. Иначе - невозможно, не работает. Особенно дети чувствуют натужные улыбки и мнимое хорошо. И здесь мне ещё и ещё раз хочется поблагодарить практического психолога
Мию Шерер, потому что без её работы со мной в индивидуальном порядке, на тренингах и практиках, не было бы меня той, какая я есть сейчас. И я смело рекомендую попасть в её драгоценные руки. Вообще на мой взгляд - работа с собой, избавление от своих шаблонов, рамок, детских травм и тд. под чутким руководством профессионала и человека с огромной душой, как Мия - это лучше любых дипломов, образований и всего этого вместе взятого. Работаешь с собой - каждый новый шаг к себе и виток в развитии сказывается и на качестве взаимодействия с миром во всех проявлениях, профессиональная деятельность в том числе, будь это преподавание или что угодно другое.