«Афродита» и «Дионис»: Экспрессивное переживание мира.
Взяла у
Stana Bart Мифологические аспекты отношений.
«Дочь критского царя Миноса Ариадна полюбила афинского героя Тесея. С её помощью Тесей вошёл в знаменитый лабиринт, убил Минотавра и сумел найти путь обратно. Затем Тесей и Ариадна отплыли в Афины, но герой вероломно бросил девушку на острове Наксос, и она бы покончила с собой от отчаяния, если бы её не спас Дионис и не взял себе в жёны. Ради Диониса Зевса сделал Ариадну бессмертной. Она очень близко ассоциировалась с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису». [1, 249]
«Дионис встретил Ариадну во время своих путешествий, когда проезжал через остров Наксос. Её бросил на этом острове Тесей, которому Ариадна помогла убить минотавра и сбежать с Крита. По пути в Афины Тесей оставил спящую Ариадну на пустынном берегу Наксоса, где её и нашёл Дионис. Он полюбил девушку и проникся уважением к ней. Ради Диониса Зевс даровал Ариадне бессмертие: вечную жизнь и вечную молодость.
Эротические взаимоотношения с мужчиной-Дионисом сильны и экстатичны. Ощущения слияния, которое он легко воспроизводит, создаёт у него самого и у партнёрши чувство необычайной близости, - и всё же в этом опыте часто отсутствует личная связь. Эти переживания так и остаются безличными, или трансперсональными (как многочисленные взаимоотношения Диониса с менадами), пока он однажды не ощутит сострадание и сопереживание по отношению к какой-то определённой женщине, - вероятно, нечто подобное бог-Дионис почувствовал, обнаружив на пустынном острове брошенную и обманутую Ариадну. Лишь после того, как он научится ощущать свою связь с любимой не только в те моменты, когда они занимаются сексом, мужчина-Дионис выходит за пределы роли архетипического любовника и начинает строить глубокие личные взаимоотношения».
Способ знакомства.
Как правило, им достаточно первого взгляда друг на друга, чтобы понять и принять силу притяжения друг к другу. В гармоничном развитии они оба совершенствуют друг друга, залечивая душевные раны. Часто «Афродита» становится путеводной звездой, выводящей «Диониса» из мрака его душевных травм и тревог. «Дионис» в свою очередь избавляет свою избранницу от гнёта правил и изнуряющего стремления к совершенству, позволяя ей оставаться собой.
Наиболее часто они встречают друг друга в стихии творчества - на концертах, выставках или выступлениях друг друга. С развитыми архетипами их может сплотить ритм ночной дискотеки или музыкального фестиваля. Долгое время они могут оставаться просто друзьями, особенно учитывая тягу к свободе у обоих архетипов, или даже иметь сексуальные отношения друг с другом без обязательств.
« - Спасибо, что пришла…
- Не за что…
- Сегодня я впервые увидел, как ты танцуешь. Не знал, что танец может быть таким… таким красивым.
- Я не умею… отпускать… А ты делаешь это очень хорошо.
- Видимо, слишком хорошо.
- Иногда…»
( «High Strung», 2016)
Аспекты сближения.
Всепоглощающая страсть - к пище, творчеству, сексу, любви, природной свободе от ограничений - всё это роднит эти души. Они находят друг друга по внутренней экспрессии - в них говорит творческий голод души, а не зов плоти. Неразвитая версия архетипа Афродиты притягивается к «Дионису» в качестве архетипа нимфы, при этом и сам мужчина-Дионис может быть неразвитой версией себя в лице архетипа сатира. Слияние архетипов сатира и нимфы носит в этом отношении более приземлённый характер: она хочет танцевать и получать удовольствие, он с радостью участвует в этом танце. Подлинное же развитие «Афродиты» и «Диониса» во многом сложнее: им приходится сталкиваться со всеми аффектами личностей друг друга, но эти проявления схожи.
Их роднит искренность в своих ощущениях и их открытое декларирование: связанные с природой наиболее запретного из всех удовольствий, они не склонны стесняться своих выражений чувств. Открыто признаваемые лишь в современном обществе (и то - не во всей полноте) эти архетипы Эроса являются аффективными: общество стремится побороть и изолировать их, будучи неспособно справиться с их властью над первородными инстинктами. Их искренность не ценится в светской среде, чувственность - придаётся осуждению, а накал эмоций - карается мерами заключения. Они становятся общественными изгоями, если не могут реализовать себя в доступных обществом рамках, и это одиночество также часто приводит их друг к другу.
Аспекты разобщения.
Погружённый в мрак Аида на протяжении половины года, мужчина-Дионис перенимает черты угрюмого «Гадеса», придавая его мрачности собственное экспрессивное выражение чувств. Если «Афродита» сталкивается со своим «Дионисом» в пучине его депрессии, она может не сразу разглядеть под обликом нелюдимого уязвлённого и агрессивного изгоя образ подлинно тонко чувствующего мир творца. В этом случае им обоим предстоит пройти длинный путь самопожертвования «Афродиты» и обретения благодарности к ней «Диониса».
« - Безумная идея, но ты можешь поучаствовать в этом конкурсе от фонда Питерсона. Победитель получает двадцать пять тысяч долларов - так ты сможешь купить новую скрипку и получишь полную стипендию в Манхетонской консерватории искусств, которая предоставит тебе студенческую визу.
- Мне не нужны подачки от какой-либо консерватории.
- Что не так с консерваториями?..
- Оу, ничего, если ты избалованный богатый ребёнок, готовый подчиняться правилам и политике элитной школы, продвигающей тебя к успехам в искусстве.
- Понятно… А ты выше всего этого в своём метро, где ты действительно заботишься о своём искусстве?
- Я играю где хочу и когда хочу.
- Я… не понимаю тебя. У тебя - дар, но ты играешь с такой злостью! Я удивлена, что есть храбрецы, слушающие тебя.
- Я не для них играю.
- А для кого ты играешь? Для себя? Знаешь, музыка - она… как танец, она - проводник к душе. Она может заставить людей смеяться, может заставить их плакать… Она… она может вдохновлять! С такой силой почему ты не хочешь поделиться этим с миром?
- Полагаю, я не такой, как ты…» ( «High Strung», 2016)
На теневой стороне своей личности «Дионис» может проглядеть момент примирения с возлюбленной, сама же «Афродита» может отреагировать более болезненно. Склонные жить чувствами, а не разумом, они часто ссорятся и мирятся согласно сиюминутному порыву, но иногда они слишком рано переключаются в состоянии обиды на другие отношения и не возвращаются друг к другу. В моменты проявления теневой стороны архетипа, мужчина «Дионис» склонен отдаляться от бурного течения жизни, в то же время в жизни «Афродиты» такие моменты случаются значительно реже, и это несовпадение требуемых пауз может нарушить течение их отношений.
Слияние в интеллектуальном плане.
Идеи в таком союзе исходят не столько от разума, сколько диктуются чувственными порывами. Основными темами для обсуждения становятся искусство, кулинария, чувственные впечатления… Экстравертивная «Афродита» подталкивает интроверта «Диониса» к презентации своего дара в обществе, выступает его музой, побуждая всё больше творить, стимулирует к обретению своей миллионной аудитории.
« - Но, как же кабаре, твоя игра и мой голос - мы лучшие в Лондоне.
- Так значит, станем лучшими в Нью-Йорке…» («Мисс Петтигрю», 2008)
Вместе с ним она хочет танцевать и радоваться жизни в окружении любящих их людей, и идеи «Диониса» здесь получают необходимое развитие. Часто «Афродита» помогает одиночке «Дионису» понять себя и выразить накопившуюся душевную бурю через доступные средства: она помогает осознать и саму эту бурю, её ощущение, незаметно поглощающее «Диониса». Рядом с такой партнёршей, мужчина примиряет в итоговых идеях обе грани своей личности и обретает воссоединение с пугающим его внешним миром.
Слияние в сексуальном плане.
Эрос - природа обоих этих архетипов. В нём зарождается их потенциал любви, который затем передаётся ими в творчество. Слияние в сексе достигается в такой паре легче, чем в любом другом архетипическом союзе: нагота для них - естественное продолжения приветствия. Они открыты - как партнёру, так и своим желаниям и новому опыту, границ для них практически не существует. Их миры строятся на доверии к партнёру и своим желаниям: в постели они не хищники, а не природные элементы, алхимически сплетающиеся в новое целое. Они раскрепощены друг перед другом и это лишает их желания двусмысленности. По-детски искреннее любопытство к миру добавляет в их отношения игривость и тягу к экспериментам, в которых они получают представление о своих скрытых желаниях.
Слияние в эмоциональном и психологическом планах.
Творчество «Диониса» стихийно, всепоглощающе и непокорно, его идея - не в облечении в правила. В то же время «Афродита» творит более спокойно и приземлённо: её потребность нравиться миру и быть в числе его икон настраивает её на поиск наиболее приемлемых обществом средств выражения. Сумев преодолеть кризис теневой стороны «Диониса» и усмирив буйный темперамент «Афродиты» (в том числе реализующиеся через поиск партнёров на стороне), они смогут услышать друг друга.
Идея постоянства противна их природе от её рождения, что влечёт за собой значительные сложности в построении их отношений: сталкиваясь с первыми сложностями и непониманием, они предпочли бы тотчас разорвать договорённости и отправиться на поиск менее обременительных отношений. Стремление жить и сейчас, руководствуясь словом «хочу» вместо «нужно», они не склонны подстраиваться под чьи-либо желания, кроме своих собственных. Слияние становится возможным при обретении совместной свободы отношений, в точке реализации двух «хочу» при минимально требуемом «надо»: совместный отпуск или дом, выбранный обоими, общий бизнес, требуемый творческих, а не управленческих решений, или еженедельный ужин-сюрприз.
Облик пары в глазах общественности.
Желанные посетители вечеринок и звёзды танцполов - в развитой архетипической версии проглядеть такой союз крайне сложно. При большей погруженности «Диониса» в себя главную роль начинает играть его партнёрша, подталкивающая своего парня в центр зала. В идеале они оба становятся яркими творческими персонами, умеющими поддержать беседу и симпатизирующие окружающим. Их союз - та пара, что приходит в голову при поиске идеальных светских собеседников, способных скрасить любое мероприятие.
Лодка быта.
Ориентированные на спонтанное творчество и друг друга, они крайне редко подлинно вникают в бытовые реалии. По этой же причине и соседи либо готовы терпеть ритм их жизни, убаюканные их очарованием, либо методично стучат им по отопительным трубам и вызывают полицию. Хаотичность здесь сочетается с генеральной уборкой творческого беспорядка. И дети здесь попадают скорее в условия желанности появления, нежели в условия организованного под них пространства.
Скалы ревности.
В отличие от агрессивного темперамента «Ареса», «Дионис» предпочитает являть свой тестостерон исключительно в постели с возлюбленной, что может сильно разочаровать «Афродиту», если та тяготеет к физическому соперничеству мужчин.
« - Да врежь же ты ему!
- Что!?
- Я же пианист, черт побери, я же мог сломать себе пальцы!» («Мисс Петтигрю», 2008)
Склонность обоих к смене партнёров также может затруднить спонтанные отношения, когда те начнут в глазах одного из партнёра начнут превращаться в нечто большее, нежели случайный секс.
«Я схожу по тебе с ума, ты об этом прекрасно знаешь, но у каждого есть определённая грань - я достиг своей. Больше никаких игр, больше никакой лжи, никакого Фила, Ника, либо я и только я, либо всё кончено. И я никогда тебя больше не увижу…» («Мисс Петтигрю», 2008)
Кризис в отношениях.
В отличие от «Афродиты», в природе архетипа «Диониса» сокрыта помимо Эроса сильная тенденция Танатоса, что в значительной степени может привести к краху этой любовной идиллии. «Афродита» не испытывает постоянной потребности в сильном выражении разрушительных тенденций (это грань личности «Диониса» проще реализовать богине Ночи - «Артемиде»), поэтому резкие перепады настроения своего возлюбленного она не всегда сможет безоговорочно принять. «Афродита», заметив подавленный настрой своего возлюбленного, может решить устроить ему вечеринку-сюрприз, позвав своих многочисленных друзей, и столкнуться с актом агрессии «Диониса». Нарушение цикличности кризисов друг друга может разрушить такой союз.
Согласно легендам, богиня Афродита ежегодно совершала обряд восстановления собственной девственности, окунаясь в воды моря, её породившего. Подобно своей архетипической сущности, такая женщина нуждается в цикличном восстановлении себя как женщины - с той же долей неопытности и чистотой новых окрылённых надежд в любви. Это естественный кризис архетипа «Афродиты», всегда затрагивающий мужчину, с которым она существует.
Партнёру следует увидеть в этом возможность фактического начала их отношений с начала, без обид и недомолвок прошлого, с благодарностью принимая дар очищения, подаренный возлюбленной. В повседневной жизни ритуальное содержание подобного ритуала может быть утеряно, особенно, если возрождение «Афродиты» совпадает с «подземным» кризисом «Диониса».
Кризисы отношений в такой паре значительно отличаются от кризисов других пар: они исходят извне в незначительной степени. Это не кризис характеров, это - кризис глубинных сущностей. Преодолеть их возможно при принятии этих периодов в жизни друг друга. Отношения здесь базируются на предоставлении другому свободы быть собой - это и усложняет, и упрощает их.
Доверяя партнёру, они могут разделить своё жилище и жизни, оставив в них место не только совместному быту и досугу, но и территории для самовыражения себя и своих желаний. При подъёме настроения «Афродита» может отправить на вечеринку с друзьями, приняв право утомлённого «Диониса» провести вечер в тишине дома. «Дионис» же может найти поле для выражения теневой стороны своей натуры, не затрагивая таким характером творчества свою партнёршу.
« - Вы потеряли человека, который любит Вас за то, какая Вы есть, а не за то, какой Вы притворяетесь.
- А кто Вы такая, чтобы говорить мне, какой выбор сделать, а какой нет?
- Я никто.
- По всей видимости - эксперт в любви.
- Нет. У меня никого нет. Я не эксперт в любви, я эксперт по отсутствию любви, Делисия. Я знаю, что такое жизнь без любви, и это та судьба, от которой я так ревностно желаю Вас уберечь».
(«Мисс Петтигрю», 2008)