Сегодня в мега-комплексе «Гринн» прошла встреча творческих людей Орла с одним из лучших дизайнеров России, экс-руководителем Пермского центра развития дизайна и арт-директором «Студии Артемия Лебедева», Эркеном Кагаровым
kagarov.
Темой обсуждения стал небезызвестный проект брендирования Перми, планы и опыт реализации дизайнерских идей в реальном городе. Недавно в Перми сменилась власть, что повлекло за собой значительные изменения в приоритетах развития. Сейчас проект «П» остался в стадии анабиоза: не понятно, будет ли он дальше реализовываться, и если будет, то как.
Тем не менее, сам прецедент интересен: обычный российский город замахнулся на то, чтобы стать столицей современной российской культуры. Получилось ли это или получится в будущем, вопрос спорный. Однако, статистика показала, что до начала проекта по брендированию Перми, 80% молодёжи хотели переехать из города, а через 3 года после начала реализации проекта лишь 20% молодых людей задумывались о переезде. Однозначно сказать невозможно, насколько сильно на это решение повлиял дизайн городской среды, но то, что влияние было - бесспорно.
Эркен Кагаров, являясь руководителем Пермского центра развития дизайна, арт-директором проекта «Лица улиц», стал непосредственным участником реализации пермского проекта. Поэтому его личные рассуждения на тему брендирования городов оказались очень интересны. Кроме того, для себя я тоже услышала ответы на некоторые волновавшие вопросы дизайна и творчества.
По большому счету, многие спорные вопросы пермского бренда свелись к двум: на кого и на что должен быть ориентирован дизайн? Может быть это должна быть классика, понятная большинству, эстетика, проверенная временем? Или это смелые решения, ставка на постиндустриальную эпоху интеллектуальных, творческих людей?
Признаюсь, что эти же вопросы и меня волновали не один раз. Кто должен говорить последнее слово в дизайне? Где граница того, что красиво или нет?
Эркен дал исчерпывающий ответ, на мой взгляд: «Город, чтобы развиваться, должен стремиться сохранять у себя самых умных, талантливых и богатых. И профессиональные решения должны приниматься лучшими из этой группы умных, талантливых и богатых: медицинские решения - лучшими врачами, дизайнерские - лучшими дизайнерами, а не большинством населения. Если решения будет принимать большинство, то искусство останется в состоянии стагнации». Не надо делать, как раньше, надо делать - как сейчас!
В Перми наблюдался забавный феномен, очень хорошо знакомый Орлу. Многие арт-объекты были встречены в штыки жителями города, тогда, как приезжие, наоборот, улыбались и хвалили эти же творения. В ту же секунду в зале возник вопрос, что Эркен думает о нашем «орле из веников» на Привокзальной площади. Ответ был неоднозначный, но заставивший задуматься, Эркен не успел рассмотреть птицу по-хорошему, но если бы в городе не было орла, он бы сильно удивился, а так - всё нормально.
Так, что, товарищи, кого орёл не устраивает - смело предлагайте лучшие решения, но птица в нашем городе должна быть :)
Пермские арт-объекты:
Пермские ворота- арт-объект известного российского лэн-арт художника Николая Полисского. Расположены около железнодорожного вокзала. Сделаны из необтёсанных брёвен.
Пермские прозрачные остановки. Идея тут несколько. Во-первых, согласно исследованиям, объекты со сложной графикой дольше остаются в первозданном виде, не подвергаются нападкам вандалов и отпугивают расклейщиков объявлений. Во-вторых, это красиво: все остановки имеют уникальный дизайн. А в-третьих, насколько это удобно, особенно для гостей города, такую остановку сложно спутать с предыдущей или следующей.
Таблички для транспорта. Настоящие энергосберегающие технологии. Для подсветки таблички используется внутренний свет салона автобуса. Таким образом, надпись видна лучше, а дополнительно энергия не тратится вообще.
Скульптуры из скотча можно встретить в самых неожиданных местах.
Красные человечки высотой от 2,5 до 4 метров. Созданы дизайнером Андреем Люблинским. Делают жизнь города веселее. Такие скульптуры можно встретить и на площадях, и на крышах зданий. Человечки недороги и экологичны, т.к. сделаны из деревянных брусов.
Фреска, скрывающая фасад, нуждающийся в реконструкции. 4 этажа, 2 500 кв. метров.
Один из любимых арт-объектов пермяков. Слепой Гомер смотрит в зеркало.
Яблоко.
Это и еще многое другое, но уже в Перми.
Подводя итоги, встреча была полезной, познавательной и увлекательной. Надеюсь, что Эркен не последний раз в Орле, и все желающие смогут встретиться с ним в другой раз.