ПОРТУГАЛЬСКАЯ РАПСОДИЯ. ЧАСТЬ 2.

Jul 21, 2015 19:09

ПОРТУГАЛЬСКАЯ РАПСОДИЯ. ЧАСТЬ 1.

3. ЛИССАБОН - ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ.

До того, как я поведу вас на эту встречу, я хочу дополнить кое-какие детали, о которых я не рассказала вам в прошлый раз.
Как вы помните, страна Португалия стала богатой и великой при Генрихе-Мореплавателе, который этому хорошо поспособствовал, снарядив и отправив множество экспедиций на открытие новых земель, впоследствии присоединенных к Португалии и позже утерянных в силу разных исторических обстоятельств. Одна Бразилия с ее несметными богатствами в слитках и камнях чего стоила!
Но были в Португалии и бедные люди и цельные бедные времена. Вот когда особо хвалиться было нечем, люди хвалились друг перед другом тем ценным, что есть у бедняка. А что такого ценного есть у бедняка, кроме его цепей того, что на нем? Вот все богатство и вывешивалось на веревку для просушки. Эта традиция сохранилась и сейчас.


Кстати, я не исключаю, что эта традиция пошла от мавритан. У нас, на востоке, вы тоже можете увидеть вывешенное на всеобщее обозрение белье.

Это бедный район. Здесь лиссабонцы по возможности не живут, а сдают дома внаем. Ну, в общем-то, понятно, почему. Отопление в таких домах печное, в холод дом целиком не прогревается.


Зато отсюда, сверху открывается охренительный вид на Тежу и город.






Город расположен на холмах, мнения о количестве которых путаются и расходятся. От 7 до 15 холмов, это то, что я там услышала. Причем, это не так себе холмики, а неслабые такие подъемы в горку. Есть одна улица, чтобы перейти с одной ее стороны на другую используют подъемник Санта Жушта.


(с) Фото http://www.awaytravel.ru/content/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-4-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83
Мы на него не полезли. Люди пользуются им, как городским транспортом, поэтому доступ усложнен очередью.

А знаете, что это такое?


Ну, давайте же, тужьтесь, рожайте!
Да сморщите, наконец, репу!
Что, никак? Тупая сила... это, дорогие мои, вывеска на приемной кардиолога. Ага. Видите сердце?
Даже боюсь представить вывеску на дверях гинеколога.
Помните байку?
Когда известному глазному хирургу академику Филатову коллеги на 50-летие подарили большущую картину - огромный глаз с портретом юбиляра в центре зрачка, он воскликнул,
- Как хорошо, что я не гинеколог...

А это тот фонтан, с которого я сняла обугленного петуха. Я вам его показывала крупным планом в прошлой серии. Это если вы вдруг еще не догадались, что мыльница моя многосерийна до ужаса, и я всегда могу вернуться к тому, о чем забыла рассказать прежде.


Но я обещала вам встречу с прекрасным. Потерпите еще немного, а может и много. Я помню, помню... просто прекрасного море. Впрочем, там океан всякой всячины. И как оно уместилось все в такой маленькой стране? Португалия вполне сравнима по протяженности с Израилем, разве что, пухлее вдвое. Впрочем, и у нас, не смотря на размеры, полно всего. Но мы, ясен пень, пуп земли... хотя я называю Израиль перекрестком всего на свете - времен, народов, эпох, культур и даже климатических зон.
Если меня не остановить, я так и буду отвлекаться...

Оказывается, португальцы очень набожны. В Португалии множество монастырей, храмов и памятников святым.
И да, по воскресеньям ходят в церковь. И молодежь.
Памятник Святому Винсенту, покровителю всея Португалии вообще и Лиссабона в частности.


У него есть и собственный монастырь и церковь Св. Винсента(Сан-Висенте-де-Фора), строительство которого продолжалось с 1582 года до 1704. Церковь Св. Винсента имеет итальянский фасад в стиле ренессанса с башнями-близнецами. Купол церкви был перестроен после землетрясения 1755г.


(с) Фото из интернета

И тут уместно рассказать о Святом Винсенте.
Это герб города Лиссабона.


На нем изображен золотой щит с черным кораблём и вóронами на носу и корме. Хмм... а у меня на корме только корма. Зато какая!
Диакон Винсент жил в конце III - начале IV века в городе Сарагоса (Испания). Император Диоклетиан, правивший в то время в Испании, христиан, мягко говоря, не одобрял. Упертый диакон отказался приносить жертву языческим богам, за что в 304 г. был схвачен и умучен по приказу императора-неодобрямса. Его тело бросили на съедение собакам хищникам, но якобы, появился ворон, и те его, видимо, испугались. Наверно, это были трусливые львы из страны Оз.
Когда в 711 году Испания попала под мавританскую юрисдикцию, то мавры (вот тут я немножечко не поняла, где валялся труп несчастного четыреста с гаком лет), положили останки святого (и что там, интересно, осталось от того святого через 409 лет, кто их ему считает?) в лодку и пустили в открытое море. Однако, лодка не готова была плыть в океан, поэтому сама собой причалила к мысу Сагрэш, Португалия (Cabo Sagres). Король Альфонсо Энрикеш (D. Afonso Henriques), в середине XII века, приказал привезти мощи св. Винсента в Кафедральный Собор Лиссабона ((Sé de Lisboa - Сэ дэ Лишбоа), в который мы не попали из-за перерыва на сиесту.
Я не понимаю, в те времена трупы мумифицировались, что ли? Не египетский фараон, чай!
Всю дорогу вороны охраняли корабль, перевозивший мощи. Так корабль с воронами стал символом Лиссабона. А потомство этих воронов ещё многие века жило во внутреннем дворе монастыря Собора.



"Se" в названии говорит о том, что это резиденция патриарха или как там его называют.

Ну вот и настало время долгожданной встрече с прекрасным!
Как войдешь, сразу наискосок. Не помню, где стоит этот красавец. Вроде бы, чур не линчевать меня, это Церковь Святого Антония, куда мы заскочили буквально на минуточку.
-Девушка, можно вас на минуточку?
-А успеете за минуточку?
-Долго ли умеючи!
-Ну, умеючи-то долго.
-Ну, уж как-нибудь...
-А для как-нибудь у меня и муж есть!



Церковь святого Роха - иезуитская церковь, где говорят на португальском.
Более 200 лет там была иезуитская община пока их не выпер из Португалии маркиз де Помбал. И поделом! Нехрен было заниматься казуистикой и строить козни против монархов.
Во время землетрясения 1755 года здание практически не пострадало, и было передано дому милосердия. Святой Рох, покровитель больных и паломников был также известен, как исцеляющий чуму, что сомнительно в медицинском плане. Но мы ценим его не только за это!


(с) Фото из интернета

Церковь построена, как первая в своем роде аудитория.


(с) Фото М.Кац

Удивительная разномастие наблюдается в этом здании: маньеризм (переходный стиль от средневековья к новому времени, характеризующийся нарушением ренессансной плавности и появлением перегруженности в композиции, доходящей до гротеска), барокко, позднее барокко, романское барокко.
Интерьер! Я такого интерьера еще не видела. Богато и блескуче, но достает до самого сокровенного! Интерьер украшен слоновой костью, ценными породами дерева с резьбой в баррочном стиле, мрамором и полудрагоценными камнями, такими, как аметист, лазурит, яшма, агат. В храме также имеется коллекция церковных одежд и утвари.
Главный алтарь заслуживает восхищения. В нем скульптуры известных иезуитов, таких как основателя ордена Игнатия Лойолы и его правой руки Франциска Ксаверия, Алоизия Гонзага и Франсиско Борджа.
Впрочем, в обиталище святого Роха буквально все заслуживает большого "АХ!".



Капелла Иоанна Крестителя, стиль романское барокко. Самая интересная и красивая часть церкви, изготовленная в Италии по заказу императора Жуана V. В ее создании принимали участие такие именитые архитекторы и скульпторы, как Луиджи Ванвителли, Никколо Сальви, Фредерико Лудовиче. Работали более 10 человек в течение 8 лет, между прочим.
Капелла сделана в оригинальном архитектурном стиле под названием рокайль, представляющем собой сочетание классики с витиеватой орнаментарной декоративкой в виде фестонов, ангелочков, фестонов и раковин.
На то время это была самая дорогая капелла в мире (Это что, есть еще дороже и богаче?). На уникальных мозаичных панно изображены Троица, сцены Крещения, и Благовещения. К сожалению, невозможно все показать. Придется уж вам самим туда добираться.


(с) Фото из интернета

Люстра, отделанная яшмой и бронзой, уникальное творение рук итальянских ювелиров.


Оформление потолка.




Капелла святого Роха.


Святой Антоний с младенчиком.

.
Об этом святом я расскажу чуть позже.

Христос почти обыкновенный, за исключением некой чернявости, а посему не совсем португальский. Вы потом поймете, о чем я.


Капелла Девы Марии (я так думаю, поскольку ничего об этой капелле не нашла).


(с) Фото http://www.otzyv.ru/read.php?id=161122

А этого персонажа я так и не определила. И так уже голова трещит.


(с) Фото http://www.otzyv.ru/read.php?id=161122

Иезуитский орган. (Да не Орган, а оргАн, мать вашу!) Слоновая кость, мрамор.


Монастырь Жеронимуш - впечатляющий символ власти и богатства Португалии в эпоху Великих географических открытий. Построен Королем Мануэлем I по прозвищу Счастливый (не самим Счастливчиком, а по приказу, разумеется) в 1502 году в память о путешествии Вашку да Гама и в благодарность примазавшейся к его успехам Деве Марии. Построен он на месте дома, основанного принцем Генрихом Мореплавателем, где Вашку да Гама и его команда проводили вечера в молитве перед отъездом в Индию.
В Монастыре жили монахи ордена святого Иеронима (Hieronymites), чья работа заключалась в том, чтобы давать духовные советы морякам и молиться за душу короля.

К монаху Жеронимушу (Иероним в русской транскрипции) зашел на огонек хромой лев. Но знатный дрессировщик Ж. не испугался, как остальные монахи, а не то сам, не то приказал другим вымыть и перевязать льву потраченную колючками лапку. Благодарный лев полюбил Жеронимуша, как родную мать, и везде его сопровождал. Как-то льву поручили сторожить осла, на котором возили дрова. Лев не уследил, осла спиздили, а монахи решили, что осел пошел льву на обед. В наказание льву плюнули в душу и попали, заставив его возить дрова собственноножно. Оскорбленный до глубины души лев нашел и вернул в стойло блудного осла.


С тех пор святого Жеронимуша всегда изображают со львом. Альбрехт Дюрер не исключение.







Это яркий образец стиля Мануэлино и один из триумфов готической архитектуры, занесенной ЮНЕСКО в список памятников всемирного наследия.


Спроектированный Жуаном ди Каштилью сетчатый свод выдержал даже землетрясение 1755 г., а вот шатёр монастырской церкви рухнул, и в XIX в. её в нарушение стиля увенчали куполом.



Гробница Вашку да Гама у входа в монастырь.


В вечность великого путешественника сопровождают искусно вырезанные на саркофаге каравелла, армиллярная сфера и тамплиеровские кресты. Вообще везде, где изображают Васко-Вашку да Гама есть и эти кресты.
Поддерживаемые скульптурными слонами в ренессансном хоре, созданном Жераниму ди Руаном, высятся гробницы королевской четы и пустой саркофаг легендарного короля Себастьяна.


В монастыре еще полно саркофагов, включая королей, инфант и даже поэта, воспевшего путешествие Васки да Гама. Но, я думаю, что вам и одного выше крыши.

Святое семейство - богоматерь, обманутый муж простофиля-Иосиф и ребенок-Иегошуа.


(с) Фото из интернета

А вот и сам виновник торжества с веслом крестом практически наперевес.



Португальский бог-сын почему-то изображается по всей Португалии не то мавром, не то индусом. Черты его лица несколько раскосы и сам он излишне черняв. Кроме того, он одет почему-то во все черное. Я впервые столкнулась с подобным изображением. Мне всегда Христос представлялся рыжеватым шатеном с изможденным лицом. А тут он совершенно другой. Я его даже не признала поначалу. Возможно, сказались индийские мотивы после открытия Индии.

Святой Антоний с младенцем Христосом на руках.


Хозяину дома, в котором проповедник-Антоний как-то ночевал, было видение - сияние, внутри которого Антоний с младенцем дивной красоты. Естественно, глюк был понят в том ключе, что младенец, конечно же, Христос и никто другой. Кто же еще мог вызвать такой свет? Поэтому в иконографии св.Антоний часто изображается с маленьким Христом на руках.

Это Дева Мария, как же без нее?


Честно говоря, я устала. Да и вы, наверно, тоже притомились. А прекрасного еще есть и есть. Поэтому продолжу в следующей серии.

На последок велели потереть влот эту колоду, типа на счастье.


ПОРТУГАЛЬСКАЯ РАПСОДИЯ. ЧАСТЬ 3.

This entry was originally posted at http://ya-tanechka.dreamwidth.org/490918.html

португалия, путевые заметки, путешествия

Previous post Next post
Up