Рисуночный тест «Семья животных». Образец интерпретации

Jan 17, 2017 15:28

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: у проективных тестов есть большие проблемы с валидность и надёжностью (честно говоря, эти проблемы есть у большинства тестовых методик, которыми пользуются наши психологи). Обязательно прочтите статью по ссылке, прежде, чем заказывать интерпретацию. НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ ТЕСТ ДЛЯ СКОЛЬКО-НИБУДЬ СЕРЬЁЗНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, скорее всего, получите откровенную ерунду на уровне гадания на кофейной гуще.

Психологические рисуночные тесты - один из самых популярных инструментов психологической диагностики и личностного тестирования.

В основе идеи проведения таких тестов лежит идея о том, что испытуемый, выполняя задание, сам того не зная («бессознательно»), спроецирует на бумагу некоторые свои особенности, восприятие ситуации и другие интересующие исследователя данные.

Более подробное описание психологических тестов вы найдёте в статье, посвященной тесту "Несуществующие животные".

В данной статье показан образец интерпретации теста «Семья животных», выполненный по книге А.Л. Венгера «Психологические рисунчные тесты. Иллюстрированное руководство».

Этот тест выявляет иерархические отношения (точнее, их восприятие испытуемым) в семье, степень эмоциональной близости между её членами, восприятие их личностных особенностей и другие данные.

Инструкция

Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.

Пример расшифровки тестовых данных

Исходные данные

Рисунок:




Описание со слов испытуемой: сверху слева лев - это муж. За ним лиса - это старшая дочь. Под ней я - хамелеон. А рядом панда - младшая дочь.

Порядок изображения: Первую нарисовала лису, потом нарисовала панду, потом льва, а потом себя (над собой думала, и вначале хотела нарисовать лань).

Сведения об испытуемой: нет.

Процедура тестирования: тестирование проводилось заочно.

Интерпретация

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: если Вы хотите пройти тест «Семья животных», НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРОМ ДО ТОГО, КАК ЗАКОНЧИТЕ РИСОВАТЬ! Дело в том, что в этом скрытом тексте содержатся указания на конкретные диагностические признаки, и если вы будете их знать, то ваше бессознательное может сильно исказить результаты.

==============================
ЕСЛИ ВЫ СНАЧАЛА ПРОЧИТАЛИ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРОМ, А ПОТОМ НАРИСОВАЛИ РИСУНОК, ТО ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕКОРРЕКТНЫ И НЕ ПОДЛЕЖАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
==============================

И ещё раз, для тех, у кого успела развиться баннерная слепота: пожалуйста, не читайте текст под спойлером до того, как закончите рисовать. Если вы сначала прочитаете, а потом начнёте рисовать, то тест покажет фигню, имеющую малое отношение к реальности. Спасибо.

Основные характеристики, явно следующие из рисунка:

[Если хотите пройти тест, не читайте, пока не нарисуете свой рисунок.]

1. Предположительно - нарушение внутрисемейной иерархии (расположение животных на листе). Старшая дочь стоит выше матери. Точно сказать, является ли это нарушением, не представляется возможным, поскольку неизвестен возраст матери и дочери. Но, вероятнее всего, это именно нарушение.

2. Ощущение семьи как некоей защитной структуры (звери выстроились в «черепаху»). При этом не наблюдается гиперопеки или чрезмерного влияния членов семьи друг на друга: все имеют достаточно широкую автономию, не означающую, однако, отдалённости (расстояние между животными).

3. Муж воспринимается как глава семьи - сильный, активный, властный (выбор животного);

4. Старшая дочь, возможно, воспринимается как соперница (большой хвост у лисы). Выбор животного говорит о том, что испытуемая наделяет этого ребёнка такими качествами, как высокий уровень социальной приспособленности, возможно, граничащей с приспособленчеством, хитростью, склонностями к манипуляциям. Именно эти качества, по мнению испытуемой, обеспечили высокое иерархическое положение старшей дочери в семье.

5. Младшая дочь воспринимается как инфантильный объект, ребёнок в самом непосредственном смысле этого слова (выбор животного, техника исполнения).

6. Себя испытуемая воспринимает как малоэмоционального члена семьи (холоднокровное животное). К тому же, старающегося подстроиться под настроение и эмоциональный фон других членов семьи (хамелеон).

7. Наиболее значимы для испытуемой дети, особенно старшая дочь (порядок изображения животных).

Дополнительные характеристики. О них можно лишь сделать предположение, они не следуют явно из материала теста, но на них имеются определённые намёки. Необходимо дополнительное тестирование с помощью других методик, чтобы оценить правомерность этих предположений:

1. Неудовлетворённая потребность в эмоционально значимых, глубоких контактах у испытуемой (лапки хамелеона);

2. Ощущение некоторой холодности в отношении себя со стороны старшей дочери и мужа (лапы льва и лисы);

3. Достаточно острое восприятие сексуальности старшей дочери (пышный хвост лисы). Демонстративность старшей дочери (уши, усы лисы).

4. Определённая эмоциональная отгороженность испытуемой («броня» хамелеона).

5. Ощущение недостаточной развитости социальных навыков и способности к контактам у младшей дочери (лапки у панды).

6. Возможно ощущение не очень высокой степени заботы членов семьи друг о друге (животные не обращены друг к другу).

7. Возможно, некоторое ухудшение отношений с мужем, переориентация на детей (замена классического партнёра хищника - лани на хамелеона).


Важное замечание: основываясь на данных этого теста, невозможно сделать вывод о том, изображена ли реальная ситуация или желаемая. Можно предположить, что реальная, но для обретения требуется использование других методов.

Литература

1. А.Л. Венгер - «Психологические рисунчные тесты. Иллюстрированное руководство». М.: Владос-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.


 

Рисуночные тесты, pr, Портфолио, Психология, Проективные тесты, Реклама

Previous post Next post
Up