Психологические рисуночные тесты - один из самых популярных инструментов психологической диагностики и личностного тестирования.
В основе идеи проведения таких тестов лежит идея о том, что испытуемый, выполняя задание, сам того не зная («бессознательно»), спроецирует на бумагу некоторые свои особенности, восприятие ситуации и другие интересующие исследователя данные.
В данной статье показан образец интерпретации теста «Семья животных», выполненный по книге А.Л. Венгера «Психологические рисунчные тесты. Иллюстрированное руководство».
Этот тест выявляет иерархические отношения (точнее, их восприятие испытуемым) в семье, степень эмоциональной близости между её членами, восприятие их личностных особенностей и другие данные.
Инструкция
Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.
Пример расшифровки тестовых данных Исходные данные
Рисунок:
Описание со слов испытуемой: сверху слева лев - это муж. За ним лиса - это старшая дочь. Под ней я - хамелеон. А рядом панда - младшая дочь.
Порядок изображения: Первую нарисовала лису, потом нарисовала панду, потом льва, а потом себя (над собой думала, и вначале хотела нарисовать лань).
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: если Вы хотите пройти тест «Семья животных», НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРОМ ДО ТОГО, КАК ЗАКОНЧИТЕ РИСОВАТЬ! Дело в том, что в этом скрытом тексте содержатся указания на конкретные диагностические признаки, и если вы будете их знать, то ваше бессознательное может сильно исказить результаты.
============================== ЕСЛИ ВЫ СНАЧАЛА ПРОЧИТАЛИ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРОМ, А ПОТОМ НАРИСОВАЛИ РИСУНОК, ТО ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕКОРРЕКТНЫ И НЕ ПОДЛЕЖАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. ==============================
И ещё раз, для тех, у кого успела развиться баннерная слепота: пожалуйста, не читайте текст под спойлером до того, как закончите рисовать. Если вы сначала прочитаете, а потом начнёте рисовать, то тест покажет фигню, имеющую малое отношение к реальности. Спасибо.
Основные характеристики, явно следующие из рисунка:
1. Предположительно - нарушение внутрисемейной иерархии (расположение животных на листе). Старшая дочь стоит выше матери. Точно сказать, является ли это нарушением, не представляется возможным, поскольку неизвестен возраст матери и дочери. Но, вероятнее всего, это именно нарушение.
2. Ощущение семьи как некоей защитной структуры (звери выстроились в «черепаху»). При этом не наблюдается гиперопеки или чрезмерного влияния членов семьи друг на друга: все имеют достаточно широкую автономию, не означающую, однако, отдалённости (расстояние между животными).
3. Муж воспринимается как глава семьи - сильный, активный, властный (выбор животного);
4. Старшая дочь, возможно, воспринимается как соперница (большой хвост у лисы). Выбор животного говорит о том, что испытуемая наделяет этого ребёнка такими качествами, как высокий уровень социальной приспособленности, возможно, граничащей с приспособленчеством, хитростью, склонностями к манипуляциям. Именно эти качества, по мнению испытуемой, обеспечили высокое иерархическое положение старшей дочери в семье.
5. Младшая дочь воспринимается как инфантильный объект, ребёнок в самом непосредственном смысле этого слова (выбор животного, техника исполнения).
6. Себя испытуемая воспринимает как малоэмоционального члена семьи (холоднокровное животное). К тому же, старающегося подстроиться под настроение и эмоциональный фон других членов семьи (хамелеон).
7. Наиболее значимы для испытуемой дети, особенно старшая дочь (порядок изображения животных).
Дополнительные характеристики. О них можно лишь сделать предположение, они не следуют явно из материала теста, но на них имеются определённые намёки. Необходимо дополнительное тестирование с помощью других методик, чтобы оценить правомерность этих предположений:
1. Неудовлетворённая потребность в эмоционально значимых, глубоких контактах у испытуемой (лапки хамелеона);
2. Ощущение некоторой холодности в отношении себя со стороны старшей дочери и мужа (лапы льва и лисы);
3. Достаточно острое восприятие сексуальности старшей дочери (пышный хвост лисы). Демонстративность старшей дочери (уши, усы лисы).
5. Ощущение недостаточной развитости социальных навыков и способности к контактам у младшей дочери (лапки у панды).
6. Возможно ощущение не очень высокой степени заботы членов семьи друг о друге (животные не обращены друг к другу).
7. Возможно, некоторое ухудшение отношений с мужем, переориентация на детей (замена классического партнёра хищника - лани на хамелеона).
Важное замечание: основываясь на данных этого теста, невозможно сделать вывод о том, изображена ли реальная ситуация или желаемая. Можно предположить, что реальная, но для обретения требуется использование других методов.
Литература
1. А.Л. Венгер - «Психологические рисунчные тесты. Иллюстрированное руководство». М.: Владос-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.