Первое, о чём я должен, в порядке соблюдения интеллектуальной честности, уведомить читателя - уже несколько дней я не пью нейролептики. И, весьма вероятно, весь нижеследующий текст - следствие этого простого факта. Но, даже если это так, я не критичен к своим бредовым построениям, более того, они в данный момент представляются мне важными и интересными.
Для любопытных: нейролептики не пью потому, что «Лимипранил» пропал из наших аптек, его тупо негде купить, дорогущий «Солиан» мне не по карману, а на оланзапин или арипипразол, которые есть в моей аптечке заходить пока опасаюсь.
Закончив с этими лирическими отступлениями, перейду к сути сегодняшней статьи: мне кажется, я познал природу шизофрении. Ага, изнутри и снаружи. И, познав её, я попытаюсь изложить возникшую в моём воспалённом разуме теорию для оценки читателем.
Я понимаю, что эта теория ещё очень сыра, что она наверняка нуждается в уточнениях и дополнениях (если в ней вообще есть хоть какое-то зерно истины), но пока она есть в моей голове именно в таком виде. Я не претендую на полную завершённость, я просто хочу рассказать о ней и, по возможности, получить какую-то обратную связь.
Возможно, я изобрёл уже известный велосипед, и в этом случае - прошу читателя поделиться ссылкой на соответствующую литературу.
Новая модель психики
Да, именно так, ни больше, ни меньше. Разумеется, ту же самую теорию можно изложить в рамках имеющихся моделей - фрейдистской, юнгианской и др., но такое изложение было бы чрезмерно сложным и потребовало бы использования «ментальных костылей», поэтому я рискну предложить собственную, более удобную для целей настоящей статьи, модель.
Но прежде, чем перейти к изложению самой модели, считаю необходимым дать несколько определений. Точнее, даже не определений в строгом смысле этого слова, а просто ввести в рассмотрение определённые понятия, на которых базируются дальнейшие постороения.
Первое - это психическая энергия. Я честно стащил концепт этого понятия у фрейдистов, и не стесняюсь этого. Но в данном случае психическую энергию следует трактовать более расширенно, как некую абстракцию, отражающую движущие силы психического и соматического в человеке. Совершенно не важно (для наших целей), где находится её источник, в зависимости от собственной интеллектуальной ориентации, читатель может принять в качестве такого источника Бога, тело, каскады дофаминергической передачи в мозге, Мировое поле - тут важно не то, как именно будет восприниматься источник, тут важен сам факт его постулирования.
Второе базовое понятие - это надиндивинуальная часть психики. Опять же, идея честно украдена у Юнга с его архетипами и эгрегорами. И снова, в зависимости от личных предпочтений, читатель может вложить в эту абстракцию любой интересующий его смысл - упомянутые архетипы и эгрегоры, коллективное бессознательное, культурный код, совокупность социальных связей индивида, Святой дух, Самантабхадра, мировое информационное поле - что вам ближе. Суть в том, что это - абстракция, отражающая внеиндивидуальную часть психики человека, и именно в таком виде я её и постулирую.
Теперь, когда мы определились с базовыми понятиями, можно рассмотреть основанную на них модель психики.
Вот она:
Рис. 1 - Модель психики. 1 - Источник психической энергии. 2 - Психическая энергия. 3 - Надиндивидуальное в психике. 4 - Индивидуальная часть психики. 5 - Бессознательное. 6 - сознательное. 7 - Бессознательное интеллектуально-символическое. 8 - Бессознательное чувственно-сенсорное. 9 - Сознательное интеллектуально-символическое. 10 - Сознательное чувственно-сенсорное.
Рассмотрим предложенную модель подробнее. Первое, о чём следует сказать, что это - модель здоровой психики. Просто для удобства восприятия я решил начать с неё.
Как видите, в этой модели постулируется наличие индивидуальной части психики (4), состоящей из сознательного (6) и бессознательного (5), каждое из которых разделено ещё на две части - интеллектуально-символическую и чувственно-сенсорную.
Таким образом, индивидуальная психика в этой модели состоит из четырёх частей. Рассмотрим их подробнее, поскольку именно в терминах развития и реализации этих частей мы будем далее рассматривать шизофрению.
Первая часть - сознательное интеллектуально-символическое (9). Эта часть позволяет нам оперировать символами и абстракциями, именно благодаря ей мы можем говорить о психике как категории (а не о каждой индивидуальной психике), именно она помогает нам формировать концепцию Бога на основе смутного религиозного чувства, именно она даёт нам такой мощный аппарат, как математику, абстрактную математику, оторванную от вещественных носителей, само понятие числа, не привязанное к вещественным предметам, - плод именно этой части. Это аппарат, который даёт человеческому разуму власть над символами, создаёт эти самые символы, и делает человека Человеком. Когда мы о чём-то рассуждаем, когда мыслим логически, когда используем научный метод - мы используем именно эту часть психики.
Вторая - сознательное чувственно-сенсорное (10). Собственно, это те наши чувства (в широком смысле -и эмоции, и ощущения тела, послания сенсоров), которые мы осознаём. Мы гордимся, любим, ненавидим, чувствуем боль, холод и голод именно этой частью. Наша мимика и невербалика берёт (частично) своё начало тут - в той мере, в которой мы можем силой Эго управлять этими вещами.
Третья - бессознательное интеллектуально-символическое (7). Эта часть психики, как следует из её названия, не осознаётся человеком (точнее, его Наблюдающим Эго), но она по своей сути и функциям аналогична структуре под номером 9. Отсюда к нам приходят сны и смутные образы, здесь источник интуиции, именно сюда мы ныряем при приёме психоделиков, именно отсюда приходят интуитивные озарения. Эта статья - плод деятельности именно этой части.
И, наконец, четвёртая - бессознательное чувственно-сенсорное: те чувства (снова в широком смысле этого слова), которые скрыты от нашего Эго. Именно сюда я бы поместил фрейдовское либидо, именно здесь находится яломовский страх смерти, именно тут обрабатывается боль, которую мы не ощущаем.
Границы между этими зонами, разумеется условны. Это, скорее, некоторые области с центрами притяжения, чем жёстко ограниченные зоны, это тенденции, а не разделённые непреодолимыми преградами сущности, но нам в нашей модели удобно воспринимать их как отдельные сущности, и мы будем это делать.
Вокруг индивинуальной психики (4) находится область надиндивдуального (3). Трансперсональщики называют её мировым информационным полем, юнгианцы - коллективным бессознательным, материалисты - общностью архитектуры мозга у разных людей, верующие - Святым Духом, ну а мы, из скромности, не будем претендовать на знание истинной природы этой сущности, а просто обозначим её как надиндивидуальное.
Для нас важно, что в психической жизни человека эта область тоже играет свою, иногда роковую роль. Ниже я объясню, о чём речь.
Следующим важным элементом представленной модели является понятие психической энергии (2). Важно понимать, что даже в рамках этой модели, психическая энергия - не более, чем удобная абстракция. В реальности её не существует, как отдельной категории, но существуют её воплощения.
Этот механизм удобно отобразить следующим образом: психическая энергия, выходя из своего источника (чем бы он ни был, см. выше) воплощается (т.е. проявляется в объективном мире) посредством одной из вышеуказанных категорий - сознательной, бессознательной, коллективной или индивидуальной.
Визуализируя, можно сказать, что психическая энергия подобна воздушному потоку, который накачивает, надувает четыре (ага,
снова четыре!) воздушных шарика, соответствующих указанным областям индивидуальной психики, и тем самым проявляется в объективной реальности, данной нам в ощущениях.
Часть этой энергии попадает в надиндивидуальное психическое пространство, и реализуется там как вклад данного конкретного человека в это общее (духовным лицам, а также трансперсональщикам тут всё понятно, для материалистов же можно предложить два механизма такой реализации: во-первых, через реализацию паттернов мышления и ощущений, заложенных в архитектуре мозга, а, во-вторых, через восприятие коллективных норм и кодов и трансформацию их в категории индивидуальных суждений и императивов).
Собственно, всё. Вот так и работает психика: психическая энергия находит реализацию в этих четырёх областях, что приводит к тому, что наш человек мыслит, интуитит, чувствует, имеет вытесненные драйвы и т.д.
И главная фишка тут - в балансе. Я не имею пока теории количественного измерения силы потоков психической энергии, поэтому не могу рассуждать о пропорциях, в которых она попадает в соответствующие области психики здорового человека, но я могу говорить о некоем балансе. Для простоты (но без потери точности) я буду считать, что у здорового человека психическая энергия делится между указанными областями поровну.
Шизофрения
Но каждый школьник знает, что введение новых моделей - это плохо, и оправдано только в том случае, если без них действительно сильно хуже, чем с ними. Иными словами, модель оправдывает своё существование только в том случае, если она имеет некую объяснительную и / или предсказательную силу, либо практическое применение.
Собственно, начнём с объяснительной силы и рассмотрим новый подход к определению шизофрении.
Вообще говоря, многие авторы указывали на то, что шизофрения - не одно состояние, а некий кластер феноменов, имеющих нечто общее. Мне близка эта позиция, и я буду рассматривать три «вида шизофрении».
Моя классификация, в отличие, например, от классификации Крепелина, основана не на клинических симптомах, а на феноменологии и онтологии процесса, на его основных характеристиках, воплощающих его сущность.
Итак, первым типом мы можем назвать нарушения мышления по шизофреническому типу: выхолощенность, сбой и причудливость ассоциаций, паралогичность и т.д. В нашей модели оно выглядит вот так:
Рис. 2 - Нарушения мышления по шизофреническому типу. 1 - Психическая энергия. 2 - Бессознательное интеллектуально-символическое. 3 - Бессознательное чувственно-сенсорное. 4 - Сознательное интеллектуально-символическое. 5 - Сознательное чувственно-сенсорное.
Объясняется такое нарушение в рамках предложенной модели достаточно просто: психическая энергия накачивает сознательную интеллектуально-символическую часть психики (4). Иными словами, у больного увеличивается уровень абстракции мышления, удлиняются ассоциативные цепочки, возникают связи между понятиями, которые здоровому человеку кажутся бессвязными; отсюда и изменения речи - все эти соскальзывания, резонёрство и прочие феномены - простое отражение доминирования этой части психики.
Такие больные нередко имеют несколько уплощённую, выхолощенную эмоциональность, которая, зачастую прямо пропорциональна силе взлёта абстрактно-символического мышления. Что логично: энергия, которая раньше накачивала области 3 и 5, теперь уходит в область 4.
Следующим примером у нас будет психопродукция - бред, галлюцинации, паранойя, онейроиды и прочее. В нашей модели эти феномены объясняются так:
Рис. 3 - Психопродукция (позитивная симптоматика при шизофрении). 1 - Психическая энергия. 2 - Бессознательное интеллектуально-символическое. 3 - Бессознательное чувственно-сенсорное. 4 - Сознательное интеллектуально-символическое. 5 - Сознательное чувственно-сенсорное.
По сути, психопродукция - это усиленная накачка интеллектуально-символических областей - сознательной (4) и бессознательной (2) в ущерб остальным. И пусть читатель не смущается тем, что психопродукция может принимать вид галлюцинаций, т.е. образов из области чувств; в первую очередь, и по своей сути ¬- это именно символы. И абстракции. Когда больная испытывает голод и поедает обои со стен палаты, это работает именно бессознательное интеллектуально-символическое, ведь она таким образом символически заполняет внутреннюю пустоту.
Опять же, ещё большее уплощение аффекта на этом уровне объясняется достаточно просто - энергия перетекает из чувственно-сенсорных областей психики.
И, наконец, рассмотрим самое страшное проявление шизофрении - негативную симптоматику в её апофеозе: шизофренический деффект. Больной не контактирует с внешним миром, кажется, что в нём не осталось ничего человеческого - ни эмоций, ни интеллекта. Все тесты показывают резкое снижение мыслительных способностей перед входом в эту сингулярность, и считается, что здесь они схлопываются в точку, в ничто.
Но я предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны:
Рис. 4 -Шизофренический дефект. 1 - Психическая энергия. 2 - Бессознательное интеллектуально-символическое. 3 - Бессознательное чувственно-сенсорное. 4 - Сознательное интеллектуально-символическое. 5 - Сознательное чувственно-сенсорное. 6 - Индивидуальная часть психики. 7 - Надиндивидуальная часть психики.
В предлагаемой модели дефект - это состояние, при котором психическая энергия не накачивает области индивидуальной психики, а сразу уходит в надиндивидуальные сферы (7). Мне трудно объяснить способы функционирования этого механизма без привлечения метафизических теорий вроде Мирового информационного поля Грофа или Коллективного бессознательно Юнга, но это не останавливает меня от рассмотрения данной гипотезы.
Мой тезис - если каким-то образом заглянуть в разум дефектного шизофреника, то мы найдём там все основные элементы мирового коллективного бессознательного, мифотворчества, корни религий и состояние просветления. Этот человек вышел из своей индивидуальной реальности, и проявляется там, в коллективном, в надиндивидуальном, в трансперсональном.
Самое грустное здесь то, что даже если каким-то образом его оттуда вытащить, его память, вероятнее всего, не сможет ничего поведать нам о том, как же оно ТАМ, ведь он, входя в эти сферы практически утрачивает свои индивидуальные четыре области психики, и ему просто нечем воспринимать и запоминать. Фактически, он выходит из себя, теряя основы Эго. Но там - не Ничто, та Пустота - не отсутствие всего, как физический вакуум - не пустота, там своя, недоступная большинству из нас жизнь, в которую мы можем лишь издалека заглянуть с помощью психоделиков и психопрактик.
Таково моё представление о шизофрении.
Терапия
Но одной объяснительной силы новой модели явно недостаточно для оправдания её существования, поэтому поговорим о практических выводах. Тут следовало бы поднять вопрос о целесообразности и этичности лечения, как процесса возврата (или, в общем случае, приведения) человека к среднестатистическому режиму функционирования, особенно в случае дефектных больных, которых вообще можно было бы воспринимать как Просветлённых в соответствие с различными мистическими традициями, но я не стану этого делать. Просто предположим, что лечение - есть благо, и посмотрим, как его можно воплотить, пользуясь предложенной моделью.
Первый вывод, который напрашивается, говорит нам о том, что нужно найти дисбаланс в распределении потока психической энергии между индивидуальным и надиндивидуальным, а также между четырьмя областями индивидуального. А затем - найденный дисбаланс устранить: те области, которые накачиваются слишком сильно, надувать меньше, те же, которым недостаёт психической энергии, - больше.
И тут встаёт вопрос о методе переключения или, по крайней мере, изменения интенсивности потоков психической энергии. В качестве такого метода я предлагаю тренировку. Основания для применения этого метода кажутся мне очевидными: у нас есть доказательства наличия такого процесса, как научения, мы достоверно знаем, что нейронные связи, которые постоянно используются, закрепляются и повышают свою проводимость, а те, которые нет - разрушаются.
Я хочу проиллюстрировать свою идею аналогией: представьте себе ручей. Это - метафора нашей психической энергии. Если ручей долгое время течёт по одному и тому же маршруту, то он размывает себе русло, роет овраг. И при увеличении полноводности ручья бОльшая часть воды потечёт по тому маршруту, по которому всегда тёк ручей. Но если каким-то образом заставить его изменить русло, он промоет себе новый овраг, а старый со временем будет засыпан. Процесс это долгий и сложный, но он возможен.
Так и для шизофреников показана терапия, которая тем или иным способом заставит психическую энергию переходить в другое русло, активируя чувственно-сенсорные отделы психики. Из известных мне техник для этой задачи можно приспособить психодраму, арт-терапию (в хорошем смысле этого слова, а не в том виде, как она шла в нашем дурдоме), различные экспрессивные техники. Но это - лишь общая концепция, направления, наиболее подходящие технические приёмы терапии по этой модели лишь предстоит разработать.
Для больных же находящихся в дефекте помощь наиболее сложна. В настоящее время я имею лишь общее представление о том, в каком ключе можно осуществлять разработку методов помощи, но пока не вижу итоговой картины этих методов. Тем не менее, считаю возможным поделиться с читателем своими соображениями.
Итак, человек в дефекте - на самом деле активен и действенен, но в сфере другой реальности, в надиндивидуальных областях психики. И первой задачей терапевта на пути его возвращения к нормальности будет приглашение «духа» (метафора) этого человека в нашу реальность. А для этого её нужно сделать похожей на ту, в которой он в данный момент обитает, чтобы ему стало комфортнее и привычнее, чтобы он вошёл в неё.
Мне представляется, что сочетания психодрамы, аудио-визуальных представлений архетипических явлений, музыка и психоделики, будучи применёнными таким образом, чтобы отразить происходящие с участием этого человека в надиндивидуальном психическом пространстве события, вполне могут, не сразу, но постепенно, пригласить человека в привычный нам мир.
Главная сложность здесь заключается в том, что надиндивидуальное бесконечно разнообразно, и мы не можем угадать, какие именно образы сейчас воспринимает переживает человек. Но мы можем терпеливо последовательно пробовать разные. И различные технологии виртуальной реальности должны быть прекрасными помощниками на этом пути.
Научность гипотезы
Как честный человек, я обязан поставить вопрос о научности вышеизложенных гипотез. На Бритву Оккама я могу возразить, что предложенные модели, во-первых, не плодят новых сущностей, а, во-вторых, имеют некие преимущества в виде объяснительной силы и практических выводов перед другими моделями.
С критерием Поппера - сложнее. В текущем виде модели нефальсифицируема. Но не потому, что это её имманентное свойство (каким оно является, например, у христианского Бога), а простое следствие недоработки. В текущем виде модель явно не готова и представляет из себя, скорее, набор указаний на пути дальнейших измышлений.
Но я искренне верю в том, что она способна к развитию, развитию, в первую очередь методов, описанных в разделе «Терапия», которые, будучи доведенными до своего завершённого вида, вполне позволят поставить фальсифицирующий эксперимент.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_schizotypic/77229433/13554/13554_original.png)
![](https://ya-schizotypiclivejournalcom.push.world/59a4d9568962ce1ca9fab8cc85bd5a708107b73246326fbdc6124f94d18ed3bb.png)