Англия глазами Чарльза Диккенса Часть 1.

Oct 15, 2017 15:05

Англия девятнадцатого века выглядела непрезентабельно: канализационная система Лондона была построена ещё в середине XVIII века, с тех пор население увеличилось в пять раз, система водоснабжения находилась в таком же плачевном состоянии, хаотичное расположение зданий («Но какая неразбериха может сравниться с неразберихой Сэвен- Дайелс?... От площади неправильной формы разбегаются во все стороны улицы и переулки, но глубь их тонет во мгле нездоровых испарений, что нависла над крышами домов, туманя и искажая перспективу; и на каждом углу, словно торопясь глотнуть струйку свежего воздуха, которой удалось просочиться сюда, но уже не хватает напора, чтобы рассосаться по всем окружающим закоулкам, толпятся кучки людей, чей вид и времяпровождение могли бы удивить всякого, кроме исконных лондонцев.»- здесь и далее текст, помеченный жирным шрифтом является отрывками из сочинений Чарльза Диккенса).Западная часть Лондона ( Вест- Энд) представляла собой бесчисленное количество шикарных особняков, восточная часть ( за Темзой и на окраинах)- неприглядная нищета, способная соперничать разве только с Парижем того времени( достаточно вспомнить книгу Патрика Зюскинда « Парфюмер», Виктора Гюго « Отверженные», или широкие шляпы мушкетёров из книги Александра Дюма « Три мушкетёра»- широкие поля головного убора должны были спасти от льющихся помоев с верхних этажей).

Типичные улицы Лондона глазами Диккенса

Скотленд-Ярд многим известен по рассказам Конан Дойля «Шерлок Хомс», но во времена Диккенса это место славилось не только зданием сыскной полиции: «Скотленд-Ярд- это маленькая, очень маленькая полоска земли между Темзой и садами Нортамберленд- Хаус, упирающаяся с одной стороны в конец Нортамберленд- стрит, а с другой- в Уайтхолл- Плейс… Но лучшим уголком Скотленд-Ярда была старая распивочная на углу. Здесь, в комнате с потемневшими от времени деревянными панелями, уютно освещённой пламенем очага и украшенной огромными стенными часами с белым циферблатом и чёрными стрелками, подолгу просиживали дюжие угольщики.» Почему именно угольщики? Оно и понятно, рядом Темза, по которой постоянно сновали баржи с углём. Но вот старый Лондонский мост заменили новым, в Хангерфорде открылся рынок, уличное движение стало более оживлённым, пешеходы нашли, что путь через Скотленд-Ярд короче, и только после этого на Уайтхолл- Плейс обосновалась сыскная полиция.

Монмут-стрит «Обитатели Монмут-стрит- это особое, очень смирное племя. Живут они замкнуто, большую часть времени проводят в глубоких подвалах или в тесной комнате за лавкой, а на свет божий выползают только по вечерам, спадёт жара: в летние сумерки они сидят на стульях, вынесенных из дома, курят трубки или смотрят, как резвятся в сточной канаве их прелестные детки- беззаботная орава малолетних золотарей.»

Сент-Джайлс. Яркий пример лондонских трущоб в приходе Сент-Джайлс: « Убогие домики, где выбитые окна заделаны тряпьём и бумагой и где в каждой комнате ютится по целому семейству, а подчас и по два и по три даже: в подвале- мастера, изготовлявшие сласти и засахаренные фрукты, в передних комнатах- цирюльники и торговцы копчёной селёдкой, в задних- сапожник; торговец певчими птицами на втором этаже, три семейства на третьем и лютый голод на чердаке… Грязь всюду: перед самым домом - сточная канава, позади- выгребная яма, в окнах сушится бельё,, из окон льются помои.» Все (женщины, мужчины, дети) пьют спиртные напитки, курят, бранятся, ссорятся, словно они только для этого и родились.
Улицы в восточной части Лондона похожи друг на друга как братья- близнецы: грязные лавки подержанного белья, мясные лавочки, кабаки, кругом грязь и нищета.

Транспорт Англии глазами Диккенса

Городская карета- громоздкое угловатое сооружение с узенькими стёклами в широченных рамах с остатками герба на дверце (ранее хозяевами этого вида транспорта были люди обеспеченные, но карета отслужило своё и была продана кучеру- частнику). В неё впрягали две лошади и карета двигалась очень медленно, заплатив шиллинг за милю, можно было « насладиться» поездкой.
Омнибус-этот вид транспорта появился на улицах Лондона только в 1830 году, хотя кареты не вытеснил. В него впрягали трёх лошадей. Помещалось в омнибус двенадцать пассажиров( но порой вмещалось до двадцати), плата была фиксированной (шесть пенсов независимо от расстояния). В 1840 году омнибус модернизировали- на крыше появились два наружных места, а уже в 1850 их переделали на две продольные скамьи. «По- видимому, никто никогда не устанавливал точного числа пассажиров, на которое рассчитан омнибус. Но у кондуктора явно сложилось представление, что он с лёгкостью может вместить столько людей, сколько удастся ему заманить.» (Мне описание омнибуса у Диккенса напомнило наши маршрутки)

Кэб- двухколёсный экипаж был создан в 1823 году, но только в тридцатых годах XIXвека он стал общепринятым средством передвижения. Кэбы постоянно видоизменялись: первые были открытые (кучер сидел на специальном сиденье, прилепленном к кузову, рядом с пассажиром), позже он стал закрытым, дверца находилась в задней стене (пассажиры сидели друг против друга, место кучера стало на крыше кэба), и окончательно кэбы стали представлять собой увеличенную коробку на двух огромных колёсах с дверцей сбоку, тогда как место кучера стало находиться сзади коробки. «Посадка в кэб, если она проделана с изяществом и вкусом,- зрелище чрезвычайно эффектное. Начинается оно,- как только вы подходите к стоянке и подымаете глаза,- с пантомимы, в которой участвуют все восемнадцать извозчиков, поджидающих седоков. Потом очередь за вами- вы исполняете свой балетный номер… Наметив один из кэбов, вы устремляетесь к нему. Прыжок- и вы на первой ступени подножки; полуоборот вправо- и вы на второй; затем вы плавным движением ныряете под вожжи, одновременно поворачивая туловище влево,- и дело сделано».

Дилижанс- транспортное средство, рассчитанное на шесть внутренних мест, использовался как при междугородних поездках так и внутри города.

общество, #ятестируюновыйредактор, livejournal, welcome

Previous post Next post
Up