Тропой маячника к Воронцовскому маяку.

Nov 04, 2020 01:48

Продолжаю рассказ о нашем осеннем отдыхе этого года.

"Если есть на свете что-либо надежное, так это свет маяка.
В мире есть абсолютные вещи: морские течения и времена года.
И то, что по утрам восходит солнце. И то, что маяки светят."
Туве Янсон

В предыдущем посте про осенний отпуск этого года я рассказывала о том, какую милую свинку подсунул нам наш президент. Но нам все-таки повезло. Большая часть людей в нашей группе была одесситами. И им предложили экскурсию в середине октября. А вот гостей города было мало: человек 5-8. Нас организаторы присоединили к группе, которая должна была идти на маяк на следующий день. Конечно, группа получилась очень большая, что было не всегда удобно, и некоторые местечки мне не удалось нормально заснять. Но лучше все-таки так, чем никак. А то когда мы еще в Одессу выберемся! К тому же сейчас в порту строят новый мол, и через пару лет ощущения при посещении маяка будут совсем другими.



Ну, а теперь "к делу"! Забавно, но экскурсии на маяк тоже начались с чьей-то мечты. В один прекрасный день на стол начальника Одесского порта легло письмо. Автор письма, уже довольно пожилой человек, рассказывал о том, как с детства мечтал побывать на Воронцовском маяке. И бабушка с мамой уверяли его, что он обязательно побывает там, когда вырастет. Время шло, мальчик вырос, стал капитаном, мама с бабушкой ушли в мир иной, а недостижимый маяк все так же манил. Теперь автор письма уже на пенсии, и времени ждать у него уже практически нет. Так что он очень просит начальника порта все-таки исполнить его детскую мечту... Так в Одессе и появилась экскурсия "Тропой маячника".

И вот, наконец-то, сбыча моей мечты: автобус привозит нас на Карантинный мол.



Здесь под зданием ПРДС (поста регулировки движения судов) начинается наш путь.



Отсюда это самое здание ПРДС кажется не таким уж большим, а меж тем синяя «бочка» находится на высоте 16-тиэтажного дома.





Раньше здесь, на оголовке Карантинного мола, располагался маячный городок. Где на 5,5 гектарах были хаотично разбросаны дом смотрителя маяка (маячника), дежурная, сарайчик, различное навигационное оборудование и виноградник. После постройки контейнерного терминала здесь остался лишь ведомственный дом маячника и несколько деревьев.



Проход мимо дома маячника и старой метеостанции к Рейдовому молу похож на одесский дворик.



(фото стащено отсюда, мне не удалось снять его без людей)

Там даже кошка сидела! Правда, завидев нашу "компанию" (из 46 человек!) кошка поспешила ретироваться.



Метеостанция, к сожалению, сейчас выглядит ужасно. Но у нее другой хозяин, и порт не имеет права ни снести ее, ни отремонтировать.



Правда, недавно удалось разместить здесь щит, посвященный истории маяка.



Ну, а теперь немного истории.

Первый маяк (деревянный, высотой 26 метров) на Карантинном молу был установлен в 1845 году по инициативе Михаила Лазарева. Но в 1854 году во время обстрела города англо-французской эскадрой (эпизод Крымской войны) в него попала зажигательная ракета.

8 ноября 1863 году здесь сооружают новый маяк, уже чугунный и высотой 17 метров. Открытие маяка было приурочено к открытию памятника М. Воронцову на Соборной площади, отсюда и появилось название Воронцовский. Маяк был полностью электрическим, на тот момент, это был четвертый электрический маяк в мире.

В 1877 - 79 гг в Одесском порту был построен Рейдовый мол, продолжающий мол Карантинный. Он защищает акваторию порта от волн с юга, юго-востока и частично северо-востока.

В 1888 году маяк был перенесен на оконечность Рейдового мола и перестроен. Маячный огонь с осветительным аппаратом системы Френеля приобрели в Париже, а чугунные детали, из которых была сложена башня, были сделаны и доставлены из Кронштадта.



(фото найдено в сети)



(фото найдено в сети)

Этот маяк простоял до Второй мировой войны. К сожалению он служил хорошим ориентиром во время артобстрелов и бомбардировок, поэтому в сентябре 1941 года советскому командованию пришлось уничтожить маяк. Во время войны сильно пострадала вся территория Одесского порта.

После войны порт восстанавливают. И в 1954 году на оконечности Рейдового мола появляется новый Воронцовский маяк высотой 26 метров, с белой башней и красным фонарным сооружением (светит красным цветом), который служит до сих пор. Вблизи башня кажется каменной, но она, как и башня второго маяка, собрана из чугунных колец (тюбингов) отлитых в Кронштадте на судоремонтном заводе.



(фото найдено в сети)

Свет маяка виден за 15 миль. Маяк может бесперебойно работать на генераторах четверо суток. У каждого маяка свой код. У этого - три проблеска по 1,5 секунды, потом 4,5 секунды темноты.

Путь смотрителя по молу к маяку и обратно называют "Тропой маячника". Длина тропы 680 метров. Сейчас мол прилично облагородили.



А раньше он как-то так выглядел.





И представьте как "приятно" было здесь идти в плохую погоду. Так что работу смотрителей маяка легкой не назовёшь. Два служителя Воронцовского маяка были смыты бушующим морем...

Да, и сейчас в плохую погоду здесь весьма неуютно. Темный налет, которым покрыты камни, намокнув становится весьма скользким. Так что идти довольно сложно. Экскурсии, конечно же, в плохую погоду тоже не водят. Хотя в любую погоду перед посадкой в автобус все экскурсанты расписываются в том, что в случае чего администрация порта ответственность за тебя не несет.



Идя по молу к маяку, конечно же, нельзя не снимать.



То одно заинтересует.



То другое...



То еще на что-нибудь засмотришься.



Да, и виды на город отсюда открываются непривычные.







Часть людей, видимо, купили экскурсию с фотосессией. У них на руке особые браслеты, и девушка-фотограф время от времени их снимает. Но она и нам предлагает сфотографироваться вдвоем. На наш фотоаппарат. Мы, конечно же, соглашаемся. У нас не так уж много совместных фотографий.



Экскурсовод говорит, что в акватории порта очень много рыбы. Нравится, ей почему-то здесь. Поэтому сюда очень часто заплывают дельфины. Но нам попались только медузы. К счастью, были они только здесь.



Зато такого огромного корнерота я впервые увидела.



(слева медуза обычного размера, а справа - гигант!)

Бетонная тропа, ведущая к маяку - излюбленное место отдыха бакланов и чаек, люди здесь появляются не очень часто, и еды вдоволь. Но нам и с ними не повезло.



Зато маяк красив и погодка чудесная. И маяк все ближе и ближе.









И вот мы уже пришли.



Радиопередатчик Воронцовского маяка круглосуточно передает кодом Морзе в эфир свои позывные «ВР», что означает «Воронцовский радио». Огонь маяка включается по астрономическим часам от захода солнца до его восхода. Ночью, в туман, если не видно огней, включается сирена - наутофон (такое вот мудреное название). Ну, а раньше звонили в рынду (колокол). Представляете каково это было!? Кстати, если по вине смотрителя маяка происходило кораблекрушение, то его отправляли пожизненно на каторжные работы. Без суда и следствия!





На самом верху башни - фонарный отсек. Когда-то здесь была установлена зажженная спираль, которую нагревали факелами, потом ее сменила калильная лампа со специальной системой вращающихся линз. Теперь черед мощнейших светодиодных сборок. Рядом с основной лампой - лампа-дублер, которая включается в случае, если с основной лампой что-то случилось. Управляется маяк дистанционно с пульта, установленного в домике вахтенных служащих на краю мола у контейнерного терминала.

Под фонарным отсеком - вахтенное помещение. Когда маяк управлялся вручную, в вахтенной комнате не было ничего, кроме карты с указанием восхода и захода солнца, стола и стула - это помогало вахтенному не спать.

Не смотря на дистанционное управление за маяком все равно нужно ухаживать. За этим маяком ухаживает Иван Тимофеевич Цехович, старейший сотрудник одесского порта. Недавно ему исполнилось 87 лет!



(фото стащено отсюда)

И больше 60 лет он отдал маяку! Несколько раз тонул, добираясь до маяка в непогоду. Каждый раз, когда смотритель идет по молу, жена с наблюдает за ним через бинокль. И волнуется.

Площадка маяка вся в следах птичьей жизнедеятельности.



Внутрь маяка, к сожалению, не пускают - стратегический объект. Хотя в другой маяк мы как-то заходили, и даже поднимались наверх к лампе. И ничего страшного не случилось.

Но и вокруг побродить тоже здорово. К тому же у маяка есть еще и нижний ярус, на который можно спуститься по этой лестнице.



И обойти маяк понизу. ;) А также пофоткаться там.







Воронцовский маяк относится к так называемым створным маякам. Его пара расположилась на суше в... башенке пятиэтажного дома по адресу Преображенская, 5.



(фото стащено отсюда)



(фото стащено отсюда)

(Створные (работающие обязательно в паре) - служат для обозначения определённой линии на карте и используются для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт.
В этом случае используются два маяка разной высоты. Дальний маяк всегда выше ближнего - таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить, в какую сторону производить корректировку курса.)
(Из Википедии)

Нагулявшись вокруг маяка и позвонив в рынду, чтобы загадать желание, отправляемся в обратный путь. А Иван Тимофеевич гудит нам на прощание. ;)







Навигационный знак.



Вот и все! До свиданья маяк! Мы обязательно еще встретимся!



Надеюсь, кто-нибудь дочитал до конца этого монстра! ;)

Все посты об отпуске 2020 года.
Отпуск под Одессой (2020)
Не доходя до Санжейки
Про первый день отпуска под Одессой.

Дела давно минувших дней, Маяки, Путешествия, Одесская область, Репортаж, Фото

Previous post Next post
Up