Пархомовский историко-художественный музей.

Oct 13, 2015 03:12



В субботу были в удивительном месте - историко-художественном музее в селе Пархомовка. "Что же в этом удивительного?" - спросите вы - "Сейчас сельские музеи не такая уж редкость." Да, сельские музеи не так уж редки. Но дело в том, что в богатой музейной коллекции (около 6 тысяч экспонатов) есть подлинники Рериха, Врубеля, Пикассо, Ван Дейка, Бенуа, Кипренского, Малевича, Левитана и многих других всемирно известных художников и скульпторов. Согласитесь, такому собранию могут позавидовать многие музеи. А еще поражает то, что музей создавался с чистого листа не каким-нибудь богатеем, а простым школьным учителем во второй половине прошлого века. И это, наверное, самое удивительное.

А дело было так.
После войны осенью 1945 года в пархомовскую школу пришел новый учитель истории Афанасий Лунев. Молодому учителю было 24 года. За плечами у него было 4 года учебы в Киевском университете, 4 года фашистских концлагерей, а еще у него были большое желание учить и большое чувство ответственности за своих учеников, которым и так уже удалось многое хлебнуть.
Молодой учитель смог заинтересовать ребят историей родного села. И ребятня с энтузиазмом потащила в музей старые вещи, найденные на чердаках и в подвалах... Вскоре при школе открыли небольшой музей.



В него учитель принёс и свои личные вещи - картины Ярошенко, Аргунова, этюды Карла Брюллова.

Но откуда же у сельского учителя работы, стоящие целое состояние? Дело в том, что страсть к коллекционированию у Лунёва была ещё до войны. А поселившись в Пархомовке, он открыл для себя харьковскую барахолку при Благовещенском рынке (по-харьковски - на Благбазе). Тогда после войны она процветала. И там можно было найти все от гуталина и запчастей для примусов до предметов старины. Время было голодное и "картинки" продавались задешево... И молодой учитель оставлял там большую часть своей зарплаты, зачастую унося с барахолки вместо еды или одежды какую-нибудь акварель, книгу или картину. (Семья, кстати, была от этого не в восторге...)

Интерес к школьному музею рос, и тогда его основатель решил обратиться к руководителям известных музеев с просьбой помочь пополнить коллекцию. И музеи... откликнулись. Постепенно наладились связи не только с Харьковским художественным муземм, но и Эрмитажем, Пушкинским музеем, Третьяковской галереей и даже с Дрезденской галереей. На просьбу сельского учителя откликнулись многие известные художники и коллекционеры. Завязалась переписка со многими известными советскими художниками. Кое-что находили ученики или приносили местные жители. Любопытно, что идея создания сельского художественного музея захватила не только деятелей искусства. Люди самых разных профессий посещали Пархомовку, привозя с собой дары из личных коллекций.

Конечно, не все было просто. Были и сложности, наветы, и даже ограбления. Ведь по началу коллекция размещалась в здании школы и практически не охранялась. Потом коллекцию перевезли (тоже не без приключений!) в бывшую усадьбу местного помещика Подгоричани, где она размещается и сейчас. В 1987-м музей передали государству, сделав его отделом Харьковского художественного музея.



(К сожалению, снимать в музее нельзя. Поэтому эта фотография найдена в и-нете).

К сожалению, не все работы, хранящиеся в музее подлинники прославленных художников. Здесь много картин неизвестных художников, а рядом с некоторыми громкими именами стоит знак вопроса. При формировании коллекции некому было проводить экспертизы. Этим занялись только тогда, когда музей передали государству. (UPD Причем здесь, насколько я понимаю, не столько в подделках дело. А в том действительно ли это указанный автор, а не ученики или последователь работавший в той же манере и примерно в то же время...)

Долгое время разросшейся коллекцией живописи, скульптуры, керамики и предметов старины ведали ученики местной школы, члены клуба «Радуга». За 30 лет своего существования этот клуб стал источником творческой жизни сотен сельских ребят и жителей деревни. Да и нынешний директор музея Елена Семенченко тоже бывший член этого клуба.

Вот такая история. Правда, здорово?!

Те, кого заинтересовала коллекция и история музея могут узнать о ней побольше здесь и здесь.

Мечтать не вредно, Слобожанщина, Не могу молчать, Бывает же!, Усадьбы, Путешествия, Фото

Previous post Next post
Up