Dec 23, 2009 01:50
Двенадцатишаговое движение своими корнями уходит к Священному Писанию и самому началу истории христианской Церкви.
Во время Своего земного служения Господь Иисус не тратил время, создавая организацию с жесткой иерархией и дисциплиной, хотя многие хотели от Него именно этого. Большую часть Своего времени Он проводил с двенадцатью учениками - «простыми и малыми», как Он их называл. Три года они были вместе - делили еду и кров, путешествовали, вместе переживали невзгоды и радости, говорили о Боге, молились, служили другим людям. Иногда ученики испытывали терпение Иисуса, и Он на них сердился - но ведь никакие живые отношения без этого не обходятся. Конечно же, несмотря ни на что, Он любил их и нуждался в них - не меньше, чем они любили Его и нуждались в Нем.
В последние минуты перед арестом в Гефсиманском саду Иисус молился «не о всем мире, но о тех, которых Отец дал Ему». Он просил для них великого дара - быть едиными друг с другом, как Христос един с Отцом. Снова и снова Он повторял: «Да будут едино». Ведь именно этому Он и учил их три года, создавая глубокие, живые, искренние, равноправные отношения - койнонию.
Ранняя церковь
Апостольский опыт общения послужил основой для создания Церкви. Раннехристианская церковь состояла из небольшой группы верующих, собиравшихся в храме и по домам для взаимной поддержки и благовествования. Они вместе ели «в веселии и простоте сердца», вместе молились и славили Господа. Это снова была койнония - братство людей, объединенных вечерей любви. Такие отношения не могли остаться незамеченными, они привлекали людей извне - и церковь росла.
На протяжении столетий многие христиане собирались в малые группы, пытаясь воссоздать раннехристианскую модель общения.
Моравское братство
Один из наиболее ярких примеров - Моравское братство. В XVIII веке это движение возглавил граф Николас фон Зинзендорф (1700 - 1760). Он стремился восстановить чистоту раннего христианства и влиять на мир через малые группы. Моравские братья собирались для совместных молитв, исповеди, взаимной поддержки и благовестия. Это служение привело к мощному пробуждению, известному как «Моравская Пятидесятница», и появлению протестантских миссий по всему лицу Земли.
Джон Уэсли
Основатель методизма Джон Уэсли (1703 - 1791) многому научился у Моравских братьев. Он был поражен чистотой их жизни и стойкостью их веры. В числе прочего, Уэсли принял их концепцию малых групп. Вслед за Моравскими братьями Уэсли стал копировать модель христианских общин первых веков.
Методистские малые группы были сосредоточены на состоянии сердца, покаянии, исповеди и прощении. Уэсли считал, что такие встречи являются важнейшим средством проявления Божьей любви через обычных людей. Малые группы, основанные на принципах койнонии, восполняли глубинные духовные нужды своих членов, это приводило к исцелению, внутреннему росту и освобождению от вредных привычек.
Оксфордская группа
Следующим связующим звеном на пути к созданию программы «Двенадцать шагов» стало движение «Оксфордская группа» и его руководители: основатель движения лютеранский пастор Франк Бухман (1878 - 1961) и епископальный священник Сэмюэл Шумейкер (1893 - 1963). В 20-30 годах XX века это движение стало ответом на антирелигиозную реакцию первой мировой войны. Оксфордская группа задалась целью вновь зажечь живую веру в церкви, которая в то время слилась с государством и превратилась в формальный общественный институт. Новое движение объявило себя «организмом», а не «организацией». Члены группы встречались в частных домах и гостиницах, где вместе обедали и говорили о христианской вере.
Оксфордская группа, по примеру Уэсли, использовала малые группы (между собой они называли их «домашние посиделки») как основную стратегию для изменения жизни. Франк Бухман верил, что перемены должны происходить в каждом человеке, так как никто не может изменить мир, не изменив прежде самого себя.
Анонимные Алкоголики
В 1933 году лидер Оксфордской группы Франк Бухман был приглашен провести кампанию в американском городе Акрон (штат Огайо). Одним из членов новой акронской группы стал хирург Боб Смит, тайный алкоголик. Примерно в это же время в Нью-Йорке биржевой брокер Билл Уилсон, уже многие годы безуспешно боровшийся с алкоголизмом, начал посещать встречи Оксфордской группы под руководством Сэмюэла Шумейкера.
В мае 1935 года Билл Уилсон приехал в Акрон по делам. Там у него случились неприятности, он был взвинчен и раздражен. Алкогольные механизмы мгновенно пришли в действие, и Билл почувствовал сильную тягу к спиртному. Находясь в отчаянии, Билл позвонил в церковь и узнал адреса членов местной Оксфордской группы. В списке было десять человек, но дома оказался только один из них. Боб Смит в тот день был уже пьян и с великой неохотой согласился уделить странному незнакомцу не более пятнадцати минут. Их легендарная встреча, которую многие считают днем рождения «АА», длилась более шести часов! Билл и доктор Боб обнаружили: когда алкоголики делятся друг с другом и проблемами, и надеждой обретения трезвости, они понимают друг друга на таком глубинном уровне, на котором их не может понять ни лучший друг, ни любящая жена, ни священник, ни хороший врач. Это общение - койнония! - позволяет им сохранить трезвость.
В 1939 году вышла в свет книга «Анонимные Алкоголики». В ней излагались основные принципы Двенадцатишаговой программы - сочетание подходов, принятых в Оксфордской группе, и выводов из собственного опыта выздоравливающих алкоголиков. Билл Уилсон писал: «Раннее движение «АА» приняло свои идеи самоисследования, признания недостатков характера, возмещения причиненного ущерба и работы с другими людьми напрямую от Оксфордской группы и непосредственно от Сэма Шумейкера, ее бывшего американского руководителя, и ни от кого другого». «Двенадцать шагов пришли прямо из Библии» - утверждал Роберт Барточ, директор Национального совета по алкоголизму США.
Двенадцатишаговое движение
Двенадцать шагов не были придуманы хитрым психологом, вычислившим, какие именно приемы позволяют алкоголику оставаться трезвым. Они помогают человеку осознать свою потребность в Спасителе, примириться с Ним и с самим собой, найти контакт с другими людьми и вступить в койнонию. В этом процессе человек достигает духовного роста, и его вредные привычки исчезают - но это лишь «побочный эффект». Главное - отношения с Богом и ближними, оставить «выметенный дом» пустым нельзя, иначе «последнее будет хуже первого»! Для алкоголиков «побочный эффект» духовного роста чрезвычайно важен, для них это вопрос жизни и смерти, поэтому они продолжают духовно расти.
Выяснилось, что программа «Двенадцать шагов» универсальна. Она помогает не только алкоголикам, но и членам их семей - созависимым, курильщикам, наркоманам, трудоголикам, ВИЧ-инфицированным, азартным игрокам, «шопоголикам», жертвам инцеста, членовредителям, должникам, невротикам, рецидивистам, зависимым от компьютерным игр и Интернета, людям с расстройствами питания, сексуального поведения, с депрессиями, социальными фобиями, низкой самооценкой и другими эмоциональными проблемами. Сейчас в десятках стран работают сотни тысяч двенадцатишаговых групп. Миллионы людей - участники этих групп - используют Библейские принципы программы и обретают свободу, здравомыслие и радость жизни.
Еще две тысячи лет назад об этом писал святой апостол Иоанн: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
зависимость,
исповедь,
АА,
12 шагов,
общение