Священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов С любезного разрешения автора публикую отрывки из статьи о. Якова Кротова «Мужчины и женщины в церкви». Прочитайте
полностью, не пожалеете.
"Реакционность церковной субкультуры проявляется в огромном количестве книг о феминизме (обычно - против феминизма, во всяком случае, против феминизма воинствующего). И - ни одной книги о мачизме, тем более - против патриархального общества. Могут покаяться перед евреями (конечно, так, чтобы все равно оставить за собой право вступить в гитлерюгенд, если "обстоятельства потребуют"), но покаяться перед женщинами - ни за что. Результат - бесполость церковных администраторов. Во Христе нет ни мужского, ни женского, потому что в Нём сливаются они воедино, в христианских ханжах нет ни мужского, ни женского, потому что они вылили из себя и то, и другое, оставив пустотелость".
***"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, - писал апостол Павел, словно пел, - любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего". Последние слова не совсем понятны. Что такое - "искать своего" в любви?
"Своего" ищет в любви тот, кто не желает (не может, не умеет) выйти за пределы своих "мнений", предрассудков, суеверий. Между тем, любовь - как и вера - начинается именно там, где кончаются суеверия, где кончается исключительно человеческое и начинается Божие, высшее. Но если бы человеческое просто противостояло Божиему! Любовь потому всегда подвиг, что даже в Церкви, даже в вере возможно суеверие - и не только возможно, но всегда хоть немного присутствует, отравляя церковную жизнь. Люди способны извратить все, даже Божию заповедь, даже церковное Предание.
"Своего" ищут в Церкви мужчины, когда пытаются утеснить женщин. Достаточно много людей, которые, например, на вопрос: "Имеют ли мужчины и женщины равные супружеские права?" отвечают: "Нет. Муж есть глава семьи". Ответ совершенно точный, только ответ - не на тот вопрос. Да, муж глава семьи. При чем тут права? Главенство в семье никаких прав мужу не предоставляет. Глава семьи - это крест, это почетная, как говорили в старину, обязанность. Глава семьи - это "да убоится мужа своего", но нет у мужа права пугать жену, она его боится как тело справедливо боится не в меру инициативной головы. "Глава семьи" не означает "командир семьи", и муж, который попробует в семье командовать, очень быстро в этом убедится. Быть "главой семьи" - это, в конце концов, просто способ любить: люби жену, как любишь свое тело, как Христос тебя любит. Это разве право? Так что права у мужей и жен в Православной Церкви совершенно равные".
***"Конечно, женщина не должна быть священником - как женщина не должна рельсы таскать. Но если священство есть, как уверяет клерикализм, "высокое призвание", "пастьба народов", "образ Христа" - тогда женщины не только могут, но и должны быть священниками. Может быть, только женщины и могут соответствовать той высоте священства, о которой говорят люди, делающие из священства идола.
Клерикалы издеваются над женщинами, справедливо указывая, как мерзки и отвратительны "церковные бабы". Но ведь сами клерикалы и создали это церковное бабьё, изуродовали гармонию мужского и женского отношениями власти, зависимости и созависимости. Патриархальное общество сперва оплёвывает женщину, а потом тычет в неё пальцем и хохочет: "Вы вот эту-то, оплёванную, хотите в алтарь пустить?"
Священство есть не просто служение. Как служение оно вполне может быть и женским призванием. Священство есть - должно быть - тяжёлым и грязным трудом по сохранению плоти христианской жизни. Это умывание грязных ног, стоя на коленях, а не как сейчас - высокоторжественное помазание нижестоящих лбов. Священника каждый должен иметь возможность обидеть - а он должен простить и этим явить Христа. Готовы ли на такое священство женщины? Они об этом священстве мечтают? Нет, они видят священство как пастушество и удивлятся: "Разве мы не можем пасти?" Пасти - конечно, могут. Только священники не должны никого пасти, они подпаски. "Пастырство" - властолюбивая идея, которой не просматривается ни в Деяниях апостолов, ни в посланиях Павла. Бесконечно лукаво восхваление священства священниками как "самопожертвования". Саморасчёсывание, самоудовлетворение, да ещё под маской самопожертвования.
Настоящее священство ещё впереди у Церкви, хотя оно в каждом поколении в Церкви присутствует. Женщинам, возможно, такого, настоящего священства не нужно, как маслу не нужно масла. Мужчине священство ещё может понадобиться для восполнения пустоты, которую выедает даже в "нормальном мужчине" его положение в патриархальном обществе. Так ведь из священства делают нечто прямо противоположное, усугубляюшее властолюбие, а не изгоняющее его. Когда из Церкви уйдёт земное господство - а Господь его обязательно выгонит до Страшного суда - тогда снимется и проблема женского священства, тогда и мужчины не будут хотеть "рукополагаться", и в священники будут идти с такой же охотой, с какой Исаак шел за Авраамом в землю Мориа".