Эта история произошла в доме моего деда, которого мы (внуки) звали Батей, а бабушку - Мамкой: так было заведено в старину в наших краях.
В чулане
Батиного дома хранился гроб. Вот уже не одно десятилетие он ждал своего будущего жильца, но так и не дождавшись, безвременно был погрызен вездесущими крысами и вынесен на починку во двор.
Но так как у Бати, кроме гроба, были на очереди к верстаку всякие другие деревянные поделки, гроб, как вещь не срочно востребованная, был возложен на скамейку в сарае. День за днем починка будущей усыпальницы откладывалась, и куры, облюбовав удобную вещицу, свили в нем гнездо. Услышав громкое кудахтанье, оповещающее об очередном рождении на свет яйца, Мамка посылала меня за новорожденным: Сбегай, посмотри в гробу вроде там снеслась.
И вот в конце лета случился в Батином доме какой-то очередной праздник.
Что такое пирушка в Батином доме в 60-е годы - это надо знать! В дом набивалось полдеревни, как мне казалось.
с. Сажино - 1962 год. Праздник. Найдите меня на фото:-)
Сначала все чинно ели, пили бражку, которую разливали по гранёным стопочкам из носика железного чайника, потом пели песни под гармошку, затем с пола убирались половики и начинались пляски до упаду.
Когда все частушки были перепеты, бражка выпита, закуска съедена, а некоторые особые выпивохи выбывали из строя под стол, все гости, включая самих хозяев, весело перемещались в какой-нибудь другой гостеприимный дом.
Кто-нибудь из гостей громко приглашал: А пошлите к нам! Или еще круче: А пошлите к вам! И вся компания с песнями отправлялась кутить куда-нибудь в соседний двор или на другой конец деревни, в зависимости от того, где жили очередные хлебосольные хозяева.
И вот тут дети могли облегченно вздохнуть и вылезти из своих углов, в которых до этого прятались от веселых и любвеобильных пьяненьких дядек и теток, которые так и норовили то поцеловать в нос, то весело подкинуть под самый потолок, при этом один бог знал, сумеют ли поймать обратно в руки.
Помню свой ужас во время таких полётов в святки, когда огромная ряженая "баба" в широкой юбке, с волосами из соломы, подхватила меня и начала швырять под самую люстру, что-то там припевая басом. Душа моя скромно ушла и спряталась в валенки, а на поверхности крутились совсем не детские мысли по поводу ума пьяного дядьки.
Перспектива врезаться головой в лампочку или шарахнуться со всей дури об пол - просматривалась мной четко. Хорошо хоть мама, быстро подхватив свой хвост и обломав о чьё-то плечо бутафорский рог, метнулась сквозь галдящую толпу на мой крик и подхватила меня в метре от пола.
А в этот раз я почему-то осталась в доме одна, не считая спящих под столом "утомленных солнцем" гостей. Когда в доме всё стихло, я слезла с печи, на которой до этого пережидала, когда схлынет радость этого праздника, и пошла во двор по нужде. Все удобства в деревнях раньше были на улице. Лампочек в Батином открытом дворе отродясь не бывало, и я решила быстренько справить малую нужду в ближайшем сарайчике, так как до заветной будки надо было бежать через весь двор, а темноты я не то что бы боялась, а очень боялась Этот мой страх усилился после встречи с тёмным пятном.
Рассказ об этом ТУТ - в конце поста о доме деда И хотя папка много раз говорил мне, что в темноте нет ничего страшного, никаких чертей и темных сил, которыми пугают детей необразованные бабки, не существует, и надо просто идти на страх и он исчезнет, всё же я жутко трусила в темноте.
И вот зашла я в открытый сарайчик. Полная луна высветила ярким лунным светом гроб, стоящий у дальней стены, и мне стало сразу страшно. Днем я уже привыкла не обращать на него внимания, хотя раньше, лет в пять, я очень боялась этого гроба - тогда он стоял еще в чулане. Но так как я уже присела, срываться с места резона не было. Гроб почему-то сейчас казался обитаемым - не знаю почему, но я просто кожей ощущала, что в нем кто-то есть.
Мне вспомнился рассказ Гоголя о восставшей из гроба Панночке - стало совсем жутко.
Я уже была готова сорваться и убежать, но тут в голове словно зазвучали папины слова, что если я буду каждый раз пугаться своего богатого воображения, то никогда не отделаюсь от страха темноты.
"Я уже почти взрослая девочка, в конце концов, -стала убеждать я себя, - мне уже семь лет, а я все еще боюсь, как маленькая. Ну, чего бояться этого гроба? Еще днем я забирала из гнезда в нем свежие яйки. Надо туда просто заглянуть и убедиться, что ничего страшного нет".
Я встала и медленно пошла в сторону гроба. Шаг, еще шаг - ужас усиливался, мне стало казаться, что в гробу лежит чье-то темное тело. Полное присутствие какой-то нечистой силы стало физически ощутимым.
"Не может там никого быть, - упрямо прошептала я, - хоть и заметила, как шея двигается вперед уже совсем одна, а ноги наотрез отказались идти,- это просто тень, тень от..." - тут я замерла с выпученными глазами, так как не смогла найти объяснения этой похожей на человека тени. И вдруг гроб зашатался, в нем кто-то начал поворачиваться и раздался храп!
Я завизжала на всю деревню и бросилась в дом. Теперь я понимаю, что у меня всегда была очень крепкая психика многие на моем месте свалились бы в обморок.
Вскоре выяснилось, что в гроб прилег поспать один из опьяневших гостей, для которого он показался очень спокойным и уютным местом по сравнению с полным веселья домом: гнездо под головой и с боков не дует.
И как до такого можно додуматься - лечь живым в гроб!? Только спьяну, ей богу!
На следующий же день Батя починил это чертов гроб, будь он не ладен, и унес его в чулан. И я не могу похвастаться, что с тех пор перестала бояться темноты. Зато засомневалась в существовании нечистой силы: как-то всё гораздо прозаичнее и похоже, что всему есть разумное объяснение.