1952 год. У руля страны - И.Сталин. 7 лет как закончилась война с фашисткой Германией.
Моё село - Сажино. На фото - односельчане.
Одного из них знаю - наш родственник - Алексей Евдокимович Козионов - в первом ряду, в пальто и кепке.
Я родилась только спустя 10 лет после этого снимка. Соломенных крыш не помню.
А вот мои брат с сестрой, которые старше меня на 14 и 12 лет, помнят.
Но уточню, на снимке под соломенной крышей всё же сарай, а не жилой дом.
У нас сараи принято было строить из природного камня, которого в наших уральских горах много.
А еще у меня есть снимок (но он остался в родительском доме), где мне два года - 1964 год.
На том снимке есть соседка - тётя Маня - так вот она стоит в лаптях.
То есть крестьяне жили очень бедно даже спустя 19 лет после войны.
Дети, естественно, учились в школе. Вот так выглядел класс. На фото ниже - ученики 47-48 года рождения.
Печь-голландка, портрет Сталина на стене.
То ли праздник какой, то ли ради снимка в белые рубашки и фартуки нарядились - не известно.
1960 год. На полях в деревне работают и дети.
Во всяком случае, в нашем селе у школы было своё поле.
Не пришкольный садовый участок, как в моё школьное время, а целое поле.
У руля страны - уже Никита Хрущев, которого не зря так прозвали в народе - Никита Кукурузник.
Даже у нас на Урале выращивалась кукуруза не хуже, чем в Америке - двухметрового роста и с большими початками.
Как это удавалось в нашем суровом климате?
Честно скажу - не знаю. Видимо, по заданию коммунистической партии даже кукуруза выстраивалась в стройные шеренги и бодро рапортовала - всегда готова! :-)
Пятиклассницы
Видите, какие маленькие крестьяночки? Это одноклассницы моей старшей сестры Люды.
Она стоит со снопом кукурузы - третья справа - белокурая, трудолюбивая хохотушка Людмилка.
Толстенные снопы пшеницы девочки не только сами вырастили, но и урожай собрали.
Пшеницу жали серпами.
Вот такой урок ботаники:-)
Антонина Крашенинникова - именно у неё я разжилась этими старинными фотографиями.
Тоня
А тут они уже постарше - слушают инструктаж по выкапыванию картошки на поле.
Нет, деревенских детей не нужно учить копать картошку: сами прекрасно умеют.
Инструкция нужна лишь для того, чтобы знать, какое время отводится для работы, куда складывать мешки, кому считать, кто сколько ведер собрал, где чей участок и т. п.
И никто из них уж точно не станет халтурить или закапывать клубни в землю, чтобы поменьше работать.
Ведь это послевоенные дети. Им довелось много голодать - они знают цену и труду, и еде.
А их родители и деды крестьянствовали на этих полях задолго до них.
Преемственность поколений - штука серьезная. Голод - еще более серьезный аргумент.
Когда брат с сестрой начинают рассказывать об одном радостном событии, у меня наворачиваются слезы на глаза.
Однажды они украдкой сами слепили и сварили в консервной банке 5 пельменей.
Не помню, где нашли кусочек мяса и муку, но сам факт, что это считается до сих пор радостным событием детства, наводит на мысль, как же голодно жили люди. А еще у них праздником было, если мама перед каждым сыпала ложку сахарного песка - макали в него хлеб.
Но не будем о грустном. Продолжим повесть о труде:-).
Ниже две "великие труженицы" - девятиклассницы.
Справа - снова моя сестра, а слева Людмила Гостевских - её одноклассница.
Садят деревья вдоль деревенской улицы напротив пруда. Это субботник - то есть бесплатный труд на общее благо.
В шляпе, предполагаю, стоит учитель.
А вот и пруд, возле которого садила деревья с одноклассниками моя сестра.
Этот снимок еще более старый - 50-е годы.
Посаженные классом сестры деревья, сейчас уже большие.
На современном снимке эта аллея видна за прудом.
ДОСУГ
А тут наши труженицы причесанные и умытые:-) Сестра - крайняя справа. 9 класс - 1965г.
В клубе, что рядом с прудом, смотрели фильмы. Там же была библиотека. А на танцы ходила не только молодежь, но и взрослые люди. Возле Дома Культуры, как гордо именовался клуб, была еще и летняя танцплощадка.
Так что и отдыхали, а не только работали:-)
1964г. Односельчанка - Толкачева Тамара. Клуб - на дальнем плане.
Село росло и строилось
В годы моего раннего детства в селе действительно много всего было построено.
Подобрался очень хороший коллектив руководства села. Эффективная организация труда - половина дела.
Не даром говорится, что рыба гниёт с головы. Так вот в нашем селе "голова" была умная и крепкая.
Послевоенный энтузиазм был на подъёме многие годы.
Эту столовую строил мой отец - он тогда работал прорабом.
Столовая - белое здание с высокой лестницей
В начальной школе нас водили в столовую после уроков - перед продлёнкой. Это было в 1969-72 гг.
В столовой - буфет со свежей выпечкой. Мозаичный пол в зале. А как вкусно там кормили!
Для своих односельчан коллектив столовой старался. В селе все друг друга знают и халтурить было не принято. С сельскими продуктами уже проблем в те годы не было. Мясо, молочные продукты, хлеб, овощи, ягоды - всё своё. Если подавали пельмени, то они ничем не отличались от домашних.
Ещё были построены: сельмаг, где продавали одежду, косметику, парфюмерию; книжный, хозяйственный и обувной магазины. Это не считая продуктовых магазинов - их было пять.
И знаете, во времена дефицита родственники из города приезжали в наше село, чтобы купить хорошие книги, импортную обувь и одежду. Почему так получалось?
А потому, что хорошо работали местные товароведы. Чтобы получить с центральных баз нужные товары, требовались как пробивные способности, так и мобильность. Отец, будучи уже председателем потребкооперации (у него торгово-экономическое образование), сам много разъезжал по стране и даже ездил, помнится, в Монголию за дубленками. Под лежачий камень мартини не капает:-) Всюду нужны смекалка и труд на местах.
Был в селе и газцех (газировку делали свою), а на молокозаводе изготавливали мороженое нескольких сортов. Помню магазин со свежей выпечкой из нашего хлебзавода. Мягкие большие калачи с маком и булочки слоёные очень любила. А сколько сортов всяких шанег, турбинок, коржиков, пироженок-корзиночек! МММ...
И знаете, у нас был даже аэродром с двухэтажным зданием аэропорта. Два раза в день в столицу Урала летал самолёт. Билет стоил 10 рублей. Это было посильно даже нам, крестьянам. Но вот летать на этих "кукурузниках" Ан-2 не каждый мог физически: меня, например, укачивало. А бабушка отлично этот часовой перелет выносила. Зато не нужно было целые сутки добираться на поездах.
А еще в селе был большой больничный городок. Несколько каменных зданий. Было и родильное, и детское отделение, и стационар. В поликлинике вёлся прием больных со всего района. Был и стоматологический кабинет. Молодые врачи приезжали к нам на практику и кое-кто оставался жить. Но в основном работали свои специалисты, получившие профессию в городе.
ШКОЛА
Школа, в которой я училась в начальных классах и два последних года - в 9-10 кл.
В селе было на тот момент две школы.
С 6 по 8 кл. училась во второй - она была деревянной, зато рядом с нашим домом.
Вот ниже на снимке её видно на дальнем плане на горке.
Почта - на первом плане.
Магазины - на втором плане - проектировал тоже мой отец в годы работы прорабом.
И школа - на горке. У школы каменный центр и два деревянных крыла - справа и слева. 1970 г.
Но в последние годы моей учёбы её решили снести и построить большую по типовому городскому проекту.
В эту новую школу я уже приезжала только на вечер встречи выпускников.
Новая школа
У нас были всегда очень хорошие преподаватели.
Многие из них - с университетским образованием. В коллективе появлялись время от времени новые лица, но основной костяк учителей был неизменным с послевоенного времени и до окончания школы мной - то есть до 1979 года. Те, что прибыли молодыми в нашу школу в конце моего обучения, до сих пор в ней работают.
Коллектив учителей в послевоенные годы. Половину из них я не знаю: видимо, уехали потом в город.
Но часто городские учителя, которые приезжали по распределению ВУЗов, оставались в селе. Хотя планировали изначально пожить у нас всего лишь три года. Но выходили замуж, женились на местных, строили дома и оставались жить. Видимо, в нашем селе им было хорошо.
К примеру, когда моя сестра окончила филфак пединститута и вернулась с городским мужем в село работать, им сразу дали двухкомнатную квартиру в двухэтажном кирпичном доме. Но увы, они прожили всего несколько лет в селе: мужа потянуло в город - уехали. Хотя и пришлось им потом долго жить в городе вместе с родителями, но что поделаешь - не прижился у нас в селе зять.
Учитель географии - Петр Евгеньевич. Прекрасный преподаватель - это я вам говорю не только как его ученица, но и как бывший учитель и завуч школы. Преподавателей такого уровня еще и в городе поискать придется. Родился и вырос с нашем селе.
Духовой школьный оркестр - старшеклассники. Ребята 46-47 года рождения.
Мне кажется, поколение послевоенных учеников сильно отличалось от всех последующих.
Они были куда более "взрослыми" по сравнению с нами - с теми, кто родился в 60-ые и позднее.
Вот посмотрите сами. Разве скажешь, что перед нами 17-летние выпускники школы? Крайний справа мой двоюродный брат Виктор.
Это его одноклассники.
Даже не в парадной форме они выглядят взрослыми людьми.
Виктор по центру.
1969 - 79 гг. Когда я училась (а я младше брата на 14 лет), было всё иначе.
Поля своего у школы уже не было. Кормили нас куда сытнее. А детство наше было беззаботным. Во всяком случае, кукол всем хватало.
Ниже на снимке мои одноклассники в начальной школе.
Снимались во дворе Дома Пионеров. Что-то типа прощального праздника в первый день летних каникул. Всем раздали подарки. Внутри дома работали всякие развлекательные кружки всё лето. Во дворе этого дома стояли различные качели и можно было играть хоть до ночи, приходя сюда с друзьями. Двор не закрывался на ночь.
И у нас был большой пришкольный участок - сад-огород. Где росли всякие ягодные кустарники, грядки в овощами, а еще стояли школьные теплицы. В них мы выращивали огурцы, помидоры, рассаду капусты.
Причем, руководила всем учитель труда Мария Ивановна Лиссон - жена директора совхоза. Очень хороший, но строгий учитель и красивая женщина.
Собранные ягоды мы продавали односельчанам. К нам приходили и за рассадой. Деньги шли в копилку школы.
Мария Ивановна научила всех девочек не только всяким премудростям выращивания растений, но и кроить, шить одежду. Моя мама шила, но довольно-таки плохо. А вот в школе я многому научилась и до сих пор умею обращаться со швейной машинкой.
Но в крестьян мы по большей части играли, наряжаясь на праздники в кокошники, цветные платки и лапти.
А работали на полях и фермах наши родители.
Проводы русской зимы - 8 марта
Эту фотографию взяла у сестры моего одноклассника Людмилы Друговой
А вот и лапти - постановка "Золушка" - мои читатели уже видели этот снимок в прошлом посте о наших школьных спектаклях.
А ведь каких-то 20 лет назад, если считать от этого снимка, некоторые крестьяне моего села на самом деле ходили в лаптях.
Жизнь изменилась. И дело не только в том, как люди стали одеваться или питаться.
Идеология
Мы ведь играли не только в крестьян. В комсомольцев и пионеров мы тоже уже только играли:-)
Я не помню, чтобы кто-то серьезно к этому относился, в отличие от послевоенных детей.
Парни нашего класса носили в старших классах длинные волосы, расклешенные брюки. Мы учились играть на гитаре, слушали магнитофон, и в наших головах совсем не оставалось места для всяких собраний и смотров песни и строя. Это была принудиловка, которую нехотя исполняли. Не все, конечно. Наверняка и в наше время были "верные ленинцы", да они и сейчас еще есть среди современных людей.
Смотр песни и строя - 7 класс - 1976 г.
Но не в этом дело. Идеология идеологией, а вот кто из нашего поколения остался работать в селе?
Главный вопрос. Кто остался крестьянствовать?
Да почти никто не остался. Ответ прост. Рыба ищет где глубже, а человек живет там, где проще и приятнее. Сейчас в городе жить проще, чем в наших селах. Вот и уезжают в города крестьянские дети. Во время перестройки всё перестроилось на тот лад, что деревни нашему государству стали не интересны. А народившиеся предприниматели этот груз пока поднять не в силах.
А тут первый пост из рубрики "История в картинках" -
http://ya-nadegda.livejournal.com/15226.html