Почём детские слёзы. Или бизнес по-русски

Dec 17, 2013 23:24




Случилась  эта история еще в те дремучие времена, когда с голубых экранов бодро вещали  об успехах  в сельском хозяйстве,  на производстве, в образовании. Всё-то у нас в СССР было самое лучшее. А люди жили припеваючи и с энтузиазмом смотрели в светлое социалистическое будущее. Ну, во всяком случае, так говорили в новостях и писали в  газетах.

А у нас в деревне в конце 70-х буйным цветом начал расцветать бизнес. Да, да! Частный.  Мой отец был тем, кого сейчас называют частным предпринимателем. Не знаю, как это называлось  в те времена и под каким соусом подавалось. Вот нашла докУмент.
Конституция 1977г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Как-то так, наверное.  Мы - дети - в это не вникали. А взрослые пытались заработать, чтобы не только свести концы с концами, но и какие-то  деньги скопить.

Вообще-то, отец  после войны много раз пытался чем-то торговать. Однажды создал кооператив по починке швейных машинок. Или  вдруг начинал ездить по деревням на автолавке и продавать товары. Больших прибылей что-то не припомню:-) Но предприимчивостью он всегда отличался. Может,  гены "кулацкие" давали о себе знать. У нас ведь всех крепких крестьян после революции раскулачивали. И деду чудом удалось избежать высылки и расстрела, так как хозяйство было крепким, дом двухэтажным, земли и скота много. Спасло лишь то, что в империалистическую войну попал мальчишкой на фронт, а там ему  покалечили правую руку.

А, может быть, мой папа  в Германии  насмотрелся на то, как немцы трудиться умеют. Он во вторую мировую до Берлина дошел.  Там его и оставили работать еще  несколько лет. Пока служил, много с простыми немцами общаться приходилось. Помню, как он дороги тамошние хвалил.

Вернулся в СССР уже в 30 лет - на побывку или в отпуск - не знаю, как это называлось.

Моему отцу 30 лет



Надо было видеть, каким  франтом он из-за границы вернулся! По тем временам пять  костюмов - это было целое состояние! Деревенские девки сразу выстроились стройными шеренгами в полной "боевой" готовности:-)
Словом, дома его ждала засада. Влюбился в  двадцатилетнюю красотку Елизовету, да и женился.

Мама - слева - в тёмном платье. Это уже 1952 год. Двое детей к этому времени подрастали.




Ну сами посудите, разве можно было променять такую женщину на какую-то Германию! Серо-голубые глаза, белозубая улыбка, длинные кудрявые волосы (на снимке коса венком на голове лежит), красивая  фигура. Одевалась всегда со вкусом. Трудолюбивая была наша мамочка, терпеливая.  Мужа во всем поддерживала.  Да и характер не промах))) Всё жалела, что не выпустили мужа  с молодой-то женой за границу. Очень уж хотелось по "Европам" прогуляться. Но не судьба. Хотя,  больше маме  в этой жизни ни о чем жалеть и не пришлось.
Потому что прожили они до Золотой свадьбы душа в душу.

Но вернусь  к бизнес-теме. В мирное время папа пошел учиться - получил торгово-экономическое образование. И спустя несколько лет выбрали его председателем РАБКООПа - рабочего кооператива.  А в те годы, которые помню я, он уже был директором  хозяйственно-торгового объединения всего района - сокращенно - ХТО.

ХТО есть хто...

Место было "хлебным", и другой на его месте мог бы жить и не тужить. Но воровать мой отец не умел, а воров хронически не переваривал. Более того, крепко за этим следил, и многим желающим охоту к воровству отбивал. Ну сами понимаете, всем ли такой руководитель по вкусу!   А ведь из городов к нам приезжали, чтобы купить дефицитные по тем временам вещи, продукты, книги.

А  чтобы такое изобилие было на прилавках, приходилось директору  часто ездить в командировки. То в Монголию едет за дубленками, шубами. То за холодильниками - уж не помню куда. То еще за чем-то "охотится": добывает, выбивает, договаривается.  Под лежачий камень, как говорится, вода не течет. А я  очень по нему скучала!
Магазинов за время его руководства много было построено. И даже в качестве прораба для двух из них выступал.

Подробнее о том времени можно почитать тут - http://ya-nadegda.livejournal.com/25126.html

А жили мы весьма скромно. Зарплата была у родителей небольшая. На полу лежали половички, а мебель  мой дед мастерил, не смотря на покалеченную правую руку.  Работать честно и на совесть - это у Кузнецовых всегда в почете было.

Но  на пенсию отца  не просто проводили, а выпроводили. Он думал,  будет работать пока сил хватит. Крепкий  он у нас был! Даже в 82 года  машину без очков водил, на покосе лихо косил, и голова никогда  не подводила. А тут в 60 лет попросили уйти. Да еще пригрозили!  Даже не хочу рассказывать грязную историю, как его  выживали:  до суда дело  доходило.  Очень уж место завидное, а он и сам "воспользоваться не сумел" и другим "хорошим" людям не давал. Так что пенсия была законным  предлогом, чтобы он ушел.

На пенсии

И вот тут отец чуть было не сломался. Как перестал работать -  сразу заболел. Ноги отказали как-то вдруг. Еле-еле с палочкой ходил. А тут еще инфаркт приключился. Дело  ведь из рук вырвали. А чем заниматься активному человеку на пенсии... Видимо, жить расхотелось. Наревелись мы тогда с мамой. Сестра и старший брат уже давно в город жить переехали. А мне было всего  пятнадцать лет.

ПУШОК

Уж и не знаю, чем бы дело кончилось, если бы не ОН.
Это детёныш песца.




На одной частной звероферме выбраковали малыша. Хотели в расход пустить. А я как раз в гостях у подружки оказалась. И выпросила этого бедолагу.  Мне и отдали. Мол, всё равно помрёт - пусть девочка попробует вылечить.

А девочка была очень жалостливая!  Всех зверушек любила самозабвенно. Всех, кого могла вылечить, лечила. Ну и с Пушком (так назвала питомца) возилась, пока на ноги не поставила.
И вырос он в красавца песца!




Ручной был абсолютно. Играл со мной во дворе в догоняшки. В сугробах зимой  валялись. С псом нашим - Казбеком - дружно жил. Ко мне привязался, как к родной маме.
 ********************************************************************
И вот однажды папка наш как-то долго и пристально  смотрел, смотрел  на Пушка и вдруг оживился.
Ходил из угла в угол, потирал руки - даже на палку опираться забыл. Схватил тетрадку и начал что-то писать. Потом счеты взял - это такая счетно-вычислительная машина:-)


А на следующий день погрузил Пушка в сумку  и куда-то с ним отлучился, заверив меня, что с моим собачонком ничего не случится. Мол, вернет в целости и сохранности, а только  здоровье его проверит.

Вернулся папа  весёлый! Выяснилось, что наш песец  и не Пушок вовсе, а Пушинка!  Более того, он сосватал ей жениха. И они там на чьей-то звероферме уже и свадебку сыграли. И теперь осталось ждать, когда наш Пушок станет счастливой матерью. Имя менять  уж  не стали: мы же привыкли. Так и звали Пушком.

Мамой наша Пушинка  оказалась плодовитой. В первый же помёт принесла одиннадцать детенышей. И восемь из них оказались самочками! И только три самца.




Взрослеют  песцы очень быстро. И вскоре наша звероферма начала расти не по дням, а по часам. Каждая из самок выдала еще по десятку малышни. А вообще, они и по двадцать  могут родить.
Я была очень довольна, что папка  целыми днями занят.  Радостный такой - за работой песенки насвистывает. То клетки строит, то за рыбой едет - песцов ведь кормить надо. Хорошо хоть в те времена минтай был дешевым. Но морозильник  пришлось дополнительно  купить. А как же! В любой бизнес сначала вложить деньги и труд надо, прежде чем прибыль получить.

Но  чувства у меня были противоречивые. С одной стороны - радовалась, что отец воспрял духом и выздоровел. Но с другой - ведь  понимала, каким  образом шапки и шубы шьются.
И вот тут без слез дело не обошлось. Смотреть на "будущие меха" мне было невмоготу.

Кто никогда не смотрел шапке в глаза - загляните...




Я  к клеткам даже старалась не подходить, чтобы не привязываться к зверькам. Высокий забор прикрывал узников. Кормили их хорошо, обращались ласково. А уж как из них шубы будут делать -  старалась не думать. Отец  с кем-то договорился - зверей увозили, а нам возвращали уже выделанные шкурки.
Пушок, конечно, так и жила вольной пташкой и о грозящей беде её детям и внукам не подозревала. А вот я очень переживала, когда привезли первые шапки.




В те годы сами меха мы не носили. Да  и не хотелось. Это уж потом, когда из дома уехала, поняла,  что на Урале без теплой  шубы холодно живется.
Были на нашей звероферме и нутрии, и хонурики  (смесь норки с хорьком). Из нутрий шили в основном шапки. Наверное, люди постарше помнят такие? Формовка называлась.



Из цельных шкур  песца тоже шили  шапки, а на шубы шел мех с  хвостов  и лапок. А так как песцы бывают по цвету от чисто белых, серых до  темно-пепельных, то шубки получались полосатыми. Это сейчас покупатели  могут себе позволить дорогие шубы из цельных шкур. Тогда в провинции они  спросом  бы не пользовались: бедно люди жили.

Зато вскоре папа смог купить первую не служебную, а свою машину. До этого у нас был только мотоцикл. В семье начала водиться копейка. Не много, конечно, но все-таки не бедствовали родители до конца своих дней. И детям  всем троим помогали, чем могли.

Когда я поступила в институт, пришлось жить в общежитии. Стипендия была сорок  рублей. А так как я  особым прилежанием не отличалась, то не всегда её и получала. Зато научилась продавать шапки. В Свердловске (ныне Екатеринбург) был тогда еще стихийный рынок. Из-под полы можно было много чего купить. Но если попадешься, мало не покажется. Туда я только однажды съездила. Заниматься подпольной продажей побоялась. Но у меня прекрасно  расходился товар в институте.

Студентов способных купить себе натуральный мех, тогда было очень мало. Зато преподаватели и прочие сотрудники могли себе позволить эту покупку.  Триста  рублей шапка стоила. А зарплата у моего отца, например, перед пенсией была всего двести сорок  рублей.

А у студентки Надежды Кузнецовой "всегда можно было перехватить сотнягу до стипы" - так поговаривали подружки. Но это шутка.

Я - крайняя справа.



На самом деле разбогатеть в те времена с помощью частной зверофермы не удавалось. Все же это личный труд. Да и процент  отдавали тем, кто выделывал шкурки, шил изделия.

Но всё же  выручил нас Пушок! Я очень благодарна этому зверьку.  Если бы не он, не известно, сколько бы пожил мой папа и как сложилась бы его жизнь на пенсии. А отца стала уважать еще больше. Ведь сумел найти выход!
Жаль только фотоаппарата у нас в те времена не было. Благодарю неизвестных авторов за снимки песцов, которые я взяла в сети  для иллюстрации своего рассказа.

А тут  - "История в картинках. Послевоенный энтузиазм" -
http://ya-nadegda.livejournal.com/25126.html - это рассказ о моем селе, одноклассниках, сестре и брате.

воспоминания, отец, история в картинках

Previous post Next post
Up