Так выглядит моё село сейчас.
Давно собиралась написать об этом в блоге. Но так много материала, что трудно выбрать что-то одно. И все же решилась начать некий цикл, выстроить хронологическую линию. Задачу поставила непростую. Не только рассказать об исторических событиях, проиллюстрировав их личными историями нашего рода, края, а увязать в единую цепь те выводы, которые следуют из всех этих событий.
Сейчас в России происходит очередная "перестройка" в сознании людей. Многих интересует вопрос "Что делать и как мы докатились до жизни такой". Но ведь без осознания ошибок прошлого трудно избежать их в будущем. Без осознания основных заблуждений в собственном восприятии трудно изменить не только что-либо в обществе, но даже в самом себе.
Я в школе не любила читать учебники по истории. Не нравится мне "казенный язык".
А вот слушать рассказы очевидцев я очень люблю.
И все время приставала к бабушкам, теткам и дядькам, папке и маме, к соседкам-бабушкам: "Расскажи, как жили в старину".
А брата и сестру (они на 14-12 лет меня старше) просила рассказать об их послевоенном детстве.
Рассказов становилось всё больше и тут начала замечать, что об одном и том же времени люди делают разные выводы.
"Ну сколько людей, столько и мнений," - думала я.
Но вскоре противоречий накопилось так много, что уже невозможно стало не заметить, что все эти очевидцы одного и того же времени так различно воспринимали события, словно жили совсем в разных мирах.
"Ну как это может быть?" - удивлялась я. Оказалось, может...и еще как запросто.
После "гласности", которую провозгласил Горбачёв, всплыло многое из того, о чем рассказывали очевидцы сталинского времени: о лагерях для политзаключенных, о спецконтингенте, о коллективизации, коммунах. То, о чем боялись говорить наши старики, о чем рассказывали шепотом.
Стала понятнее "политика партии" и те ужасы, о которых рассказывали бабушки, тоже получили объяснение.
Но всё же многое оставалось неясным, всплывали новые вопросы. Например, почему мой отец, который родился в 1917 году и не мог не помнить годы коллективизации, совсем иначе рассказывает о том времени, чем, например, его мать. Его рассказ близок к рассказам в учебниках истории, а вот бабушка говорила о таких вещах, которые переворачивают его "историю" с ног на голову. И ведь очевидно, что оба говорили искренне! Тогда я начала поиски правды в архивах, в сохранившихся документах, которые могут косвенно опровергнуть или подтвердить их слова.
Тут я встретилась с трудностями. Это о большом городе и об известных личностях легко найти информацию: выходишь в Интернет и читаешь. А вот попробуйте найти информацию о какой-нибудь богом забытой глухой деревне...
Да и знать-то никому о ней не интересно, кроме тех, кто в ней родился и вырос. К счастью, остаются в реальных, а не виртуальных архивах всякие справки, налоговые листы, сведения о переписи населения, даты строительства, формирования каких-то организаций - ключевые моменты истории в документальных свидетельствах.
Я из тех, кому интересно узнать о своих прадедах и их жизни чуть больше.
Но какие "архивы" у крестьян? Это дворяне и "ученые" люди имели фотографии, сохранили какие-то документы, их имена «засветились» в российской истории.
А что нам - потомкам лапотников - остаётся? Особенно, если в роду не оказалось грамотных "графоманов" тех лет:-) Только устные рассказы, да и то, если внуки оказались любопытными.
Потому-то правнуки частенько ничего, кроме имени своих предков, не знают. А порой и имя-то не известно.
Мне пришлось сравнивать устные воспоминания и архивные документы об истории района и села. Вот в документах (между строк) можно найти правду. Факты - вещь упрямая.
Увязывая разрозненные воспоминания свой родни, соседей, сверяя с документами тех лет, воспоминаниями людей из соседних регионов, мне удалось восстановить, что происходило в нашем крае с дореволюционных времён.
Не надеясь на свою память, записывала. Дневников накопилось много, но они ведь все рукописные. Когда купили комп, начала потихоньку самое значимое переносить с бумаги на современные носители.
В блоге я расскажу лишь немногое из того, что мне известно. Может, эти сведения будут интересны моим родным, потомки которых раскиданы по всей стране и по заграницам, или односельчанам. Дам ссылку в Википедии на эту информацию. Там сын завел страничку о нашем селе.
Моя деревня
Сажино - так называется село на Среднем Урале, в котором я родилась. Сейчас это Артинский район Свердловской области.
Мой отец с 1917 года рождения родился в том же месте, но название было другим:
Пермская губерния, Красноуфимский уезд, Сажинская волость, д.Сажина. Вместо буквы «О» на конце была «А».
Название деревни от слова "сажа". В нашей местности добывали поташ для мыловаренного производства.
Справка
ПОТА́Ш (нем. Pottasche, от Pott - "горшок" и Asche - "зола") - углекислый калий, калиевая соль угольной кислоты. Белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Получается кипячением древесной золы в горшке (отсюда название).
Рядом с Сажино деревня Поташка. Углежоги, как понимаете, без сажи обойтись не могли:-) Отсюда - Сажино.
Экскурс в далекое прошлое
Кто историю знает, тот в курсе, что
русские деревни на Среднем Урале стали появляться в основном в 18 веке. До этого тут башкиры жили - коренные жители. Они почти все переселились дальше к югу. С исконных земель их потеснили Строгановы (первооткрыватели плодородных земель Урала и Сибири).
Строгановы и крепость первую на крутом берегу реки Уфы построили, чтобы отбиваться от набегов башкир, и назвали Красный яр. Но крепость, которую казаки охраняли, построена позже чем д.Сажина - в 1736 и сейчас это г.Красноуфимск - в 70 км. от моей деревни. А Сажина уже в 1700 году была построена.
Деревни в нашем крае чередуются: то русские, то татарские, то марийские, есть даже такие, где один край русский, а другой татарский, третий - марийский. Все рядом живут, дружно, но население почти не смешивалось. У всех ведь своя вера , свои обычаи.
Вот и мои прадеды сюда перебрались и поселились в русской деревне.
Кузнецовы - стало быть, от кузнеца какого-то род пошел.
Продолжение