Старички упорные, книги почитывают

Jun 01, 2015 14:09

Оригинал взят у arthoron в Старички упорные, книги почитывают
В начале 30-х в России пылали не только костры из икон, но и костры из книг.
Как говорят, "свежо предание, но верится с трудом". Какая-то адская смесь "Трудно быть богом" с "451 по Фарингейту".

- Да, хорошо, что теперь за старину взялись. Поздно только. Сколько раньше книг этих пожгли-то! Не понимали. Я и сам не понимал. Вот как в тридцать первом году моленную закрывали, так все книги и иконы пожгли. Я тогда секретарем сельсовета работал, глуп был еще. Сам жег. Бабы в голос ревели, отдать просили. А мы в поле вынесли, окопали, чтобы пожара не было, и в костер.

Мы слышали много подобных рассказов. И о директоре дома отдыха, который выложил древними иконами дорогу через грязь. И о том, как в сельсоветскую печку было брошено такое множество книг, что они вывалились, и сельсовет чуть не сгорел. И как подводы с книгами целыми обозами подходили к воротам картонажной фабрики.

И думалось: что же это такое? Ведь не злодеи, а простые, обыкновенные мужики правили лошадьми, впряженными в подводы с книгами. Ведь обычные отдыхающие (дом отдыха вовсе не привилегированный) ходили по иконам, которым молились их отцы, деды, прадеды и кто знает сколько еще "пра"-деды...

- Я вам людей укажу. Тут у нас кулугуров много. Старички упорные. Книги почитывают. Указать укажу, а пойти, извините, не смогу: ничего у вас со мною не получится. Помнят меня кулугуры. Я и потом в активе был. Перед пенсией пожарной командой заведывал.

Пожарник, жгущий книги! Оказывается, такое бывает не только у Брэдбери. И весь он был такой будничный, домашний, и рассказывал с приличной времени долей сожаления, но вместе с тем тоже как-то буднично. Так что до нас даже сразу не дошло, в каких зловещих делах участвовал наш собеседник.

В.Б. Кобрин. Кому ты опасен, историк? М., 1992

PS. Там были не просто книги, а уникальные средневековые рукописи. То, что осталось, потом собирали десятилетьями, отправляли к старообрядцам специальные экспедиции. Кобрин в них лично поучаствовал и очень увлекательно здесь описал, как у какой-нибудь старушки из бревенчатой избушки приобретали уникальные манускрипты XVII, XVI, а то и XV века. Такого было очень много еще 50 лет назад!
Не сомневаюсь, некоторая часть древнерусской литературы до сих пор где-то лежит на чьих-то чердаках.

А про "пожарника" - это вообще сюрреализм. Бредбери об этом знать не мог, но жизнь предвосхитила выдумку фантаста.
Previous post Next post
Up