9 мая. Мой дедушка.

May 09, 2010 11:30


Альбом: Для презентации

Альбом: Для презентации

Мой дедушка Ермаков Алексей Титович родился в деревне Замоща Смоленской области в 1921 году.Когда ему было 14 лет, начался голод. Дед перебрался в Москву, чтобы не быть лишним ртом для своей семьи. Там нашел работу и уже из Москвы в 1939 году был призван в армию и направлен служить на эсминец Гневный Балтийского флота.
             Эсминец, на котором служил мой дед участвовал в войне с Финляндией (14 декабря 1940 года обстреливал неприятельские позиции на острове Уте). К началу Великой Отечественной войны входил в отряд легких сил Красного Балтийского флота и базировался в Риге (Усть-Двинске).
             В первый день войны командир эсминеца моего прадеда получил приказ обеспечить прикрытие установки мин в устье Финского залива. В 3.45 23 июня 1941 года в 16 милях от маяка Тахкуна Гневный подорвался на мине. Удар был такой силы, что в живых осталось всего несколько человек, среди них и мой дед. Выживших с Гневного принял подошедший к нему эсминец Гордый. На нем мой дед продолжил свою службу на Балтийском флоте.
           Одна из самых известных операций, в которых участвовал эсминец Гордый была операция по перебазированию основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28-30 августа 1941 года ("Таллиннский прорыв"). Гордый входил в отряд главных сил.
           В ходе этой операции эсминец моего прадеда был поврежден настолько, что не мог передвигаться своим ходом. Эсминец Свирепый взял Гордый на буксир. Всю дорогу до Кронштадта они шли под постоянным обстрелом фашистской авиации. Отражая ее налеты, зенитчики Гордого; расстреляли весь боезапас. На эсминец было сброшено 267 бомб, но ни одна из них не попала в цель. Корабль дошел до Кронштадта.
           В ноябре Гордый был включен в состав отряда кораблей, предназначавшегося для эвакуации гарнизона Ханко. 13 ноября 1941 года он вместе с эсминцем Суровый, минным заградителем Урал, несколькими катерами и тральщиками направлялся к полуострову Ханко и ночью попал на минное поле. 14 ноября в 3.30 по левому борту раздался сильный взрыв, из пробоины вырвались клубы пара. Мина взорвалась в районе 1-го машинного и 3-го котельного отделений, все находившиеся там люди погибли. Корабль получил крен 20° на левый борт.
          В кормовой части образовался гофр, трещина в наружной обшивке и широкая метровая трещина в настиле верхней палубы. Помещения в районе 185-205-го шпангоутов быстро заполнились водой. Крен увеличился до 30°. При этом давление в котлах упало до нуля. Эсминец лишился электроэнергии и не мог использовать водоотливные средства.
         Через полторы-две минуты по мере затопления отсеков крен сам собой уменьшился до 10°. Хотя часть водонепроницаемых переборок сохранила герметичность, обеспечив тем самым некоторый запас плавучести, выход из строя средств борьбы за живучесть вынудил командира принять решение оставить корабль. Однако через несколько минут в корме в районе 4-го орудия главного калибра по правому борту раздался взрыв второй мины. Гордый лег на левый борт, а затем, встав почти вертикально, затонул носом вверх. Из экипажа удалось спасти лишь 76 человек, еще 12 , в том числе мой прадед, самостоятельно добрались до Кронштадта на шлюпке, пройдя за 20 часов 100 миль под парусом при 8-балльном ветре.
         Как и многие члены экипажей затонувших кораблей, мой дед был направлен в блокадный Ленинград для продолжения службы в числе защитников города. Там он был до окончания блокады в 1944г. После чего был направлен на Дальний Восток, где в составе тихоокеанского флота принимал участие в боевых действиях против Японии и в сопровождении америакнских и советских конвоев с поставками по лэнд-лизу.9 мая 1945 года война для него не закончилась, так как бои с Японией продолжались до 2 сентября 1945 года.
           За время войны он был награжден различными медалями, в том числе Ушакова, Нахимова и за оборону Ленинграда.
До Сегодняшнего праздника дедушка не дожил.

Фото, Память

Previous post Next post
Up