Дни Ямала в Москве благополучно стартовали - в понедельник, 22 ноября, открылась выставка, посвященная Ямалу, в аэропорту Шереметьево, терминал D. Выбор площадки на первый взгляд странный, но не случайный - пассажиропоток в этом зале регистрации - около 1 млн человек в месяц. И большинству людей в ожидании рейсов заняться нечем. То есть, было нечем. Теперь можно выставку посмотреть :)
Выставка в Шереметьево, терминал D
Получилось довольно симпатично. Много отличных фотографий - и Сергея Анисимова, о котором уже
рассказывали, и Бориса Беликова, и Сергея Черкашина, и Хабэча Яунгада. Ну и Брайана Александера, конечно - он хоть и не ямалец, а натуральный британец, но на Ямал ездит часто и охотно, снимает много. Не только на Ямале, кстати - по всему Северу. Пожалуй, самый известный в мире фотограф, специализирующийся на арктической теме.
Выставка работ Брайана Александера
Василий Самбуров, замечательный ямальский живописец, тоже представлен. Правда, только постерами. Но и по ним можно составить представление о его творчестве. Все связано с Севером - а как иначе? Север харизматичен, диктует художнику свою волю. Перефразируя классика: нельзя жить на Севере и быть свободным от него. Он въедается в каждую пору, входит в кровь - и даже если уехать и жить много лет на среднерусской равнине под среднерусским приплюснутым небом - все равно останешься северянином. Василий Михайлович, кстати, сейчас в Москве, и много-много его работ будут размещены в Доме кино в дни фестиваля «Арктика» - тогда расскажем о них и о нем самом подробней.
А работы Сергея Лукинина можно увидеть пока только в Шереметьево. Сергей Александрович - резчик по кости. И по бивню. И по рогу. И то, что он делает - на самом деле очень интересно и красиво. Большинство работ, показанных на выставке, посвящены ямальским мифам и легендам. Там ненецкие божества, и мелкий волшебный народец - сихиртя, живущий под землей и пасущий там «земляных оленей». Земляные олени - это мамонты, скелетов которых ямальцы навидались с избытком, когда весенняя вода подмывала берега.
На первый взгляд - миф в чистом виде. На самом деле, исследователи Ямала не исключают, что был и правда такой народ, живший на Ямале до прихода предков нынешних ненцев - самодийцев или самоедов. Будто были сихиртя невелики ростом, жили в землянках, промышляли охотой на море и на суше. По легендам, сихиртя то ли «в землю ушли» с приходом на Ямал самодийцев (как чудь, что «в землю закопалась» с приходом славян), то ли ассимилировались с некоторыми самодийскими родами, пополнив генофонд нынешних ненцев.
Сергей Лукинин по образованию зоотехник вообще-то, но резьба по кости интересовала его еще со школьных лет, а лет 10 назад отдался он ей со всей страстью. Сейчас он в своем деле на Ямале лучший. И один из лучших в стране. Ревниво уточняет, что на Ямале резьба по кости была издревле, не то что в некоторых других регионах, что находили в Салехарде много веков назад погребенные в земле резные предметы - и культового назначения, и вполне светского: навершия для ложек, рукояти ножей, украшения…
Конечно, есть на выставке и ненецкий чум. Настоящий поставить не получилось, места маловато, поэтому привезли макет - игрушечный чум с игрушечными ненцами внутри, с медным чайничком на очаге, с маленькими нартами… Здесь же малицы из оленьих шкур - одежда такая. Экспонаты из окружного музея, но во множестве ненецких семей такие же «экспонаты» носят по сей день - никакие китайские пуховики не заменят на севере одежду из оленьего меха, идеально приспособленного для свирепых морозов и пург. Это в городе есть теплые автобусы и автомобили, здания защищают от сумасшедших северных ветров, а в тундре ты шагнул из чума - и остался один на один с холодом, и лучше меховой малицы с меховыми сапогами - кисами - ничто не защитит.
Традиционная одежда ненцев
На выставке показали пару номеров артисты из национального ансамбля «Сыра-Сэв», специально приехали из Салехарда. Юноша и девушка танцевали, а ненка постарше с непроницаемым лицом… Честно говоря, непонятно, как и назвать-то то, что она делала. Играла на баргане? Пела? Подражала голосам тундры? Рассказывала, каково это - жить на ямальской земле?.... Не знаю, но было интересно и жутковато немного. Кстати: в северных танцах и песнях мужчины голосом подражают то оленю, то какому-то большому зверю, то изображают себя же - охотника и оленевода. А женские голоса почти всегда - крики морской птицы. Пронзительные, жалобные, нездешние - мороз по коже…
Выступление ансамбля «Сыра-Сэв»
А после открытия выставки был фуршет, где среди креветок в сливочном соусе с шампанским и сложносочиненных канапе радовали глаз и вкус оленина и северная рыба муксун. Мы там были, если, пили, и по усам текло, и в рот попадало.
Руководитель представительства ЯНАО при Правительстве РФ, Контонистов О.Э.