В прошлом году был такой заказ: потолочный витраж. Особенно примечательного в нем было несколько: заказчик попался удивительный ( не каждый день такого встретишь)- очень ему по душе Сталинский ампир. Тут, мне кажется, равнодушных нет- мало кто безразличен к Московскому метрополитену, всяким ВДНХ, ЦПКиО им.Горького, высоткам и прочим проявлениям этого стиля. Но здесь особенный случай- не просто восхищение, а вплоть до желания видеть различные примеры этого "ампира" ну прямо в своих интерьерах. Ничего в этом желании особенно странного я не вижу- оно не более странное, чем, скажем, желание видеть отголоски стиля "модерн" у себя в жилище. Поражает скорее, с какой искренней любовью ко всему этому можно пребывать.В этом Сталинском ампире можно прочесть совершенно разное, в зависимости от собственного восприятия отечественной истории, политических ситуаций и просто личных переживаний. А заказчик наш, вдохновленный примерами этой культурной эпохи, заражает мощным зарядом патриотизма. Все это может и не восхищать, но меня пронзило. И получилась такая работа.
Привожу эскиз.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/56618/56618_600.jpg)
Не представляю себе второго такого заказчика- поэтому не боюсь, что эскиз кто-нибудь украдет, к тому же детальная прорисовка всех элементов в таком формате невозможна- поэтому он более чем условен.Интересно подметить, что все, изображенное в эскизе было под диктовку перечислено, как желаемое быть там увиденным. Сюда затесались Триумфальная арка и Московский кремль, не из обозначенного периода истории искусств, но без них заказчик не видел полноты картины.
Итак, как я уже сказала, здесь должны были собраться различные архитектурные постройки. В мою задачу входило их "собрать". Признаться, я мучилась. Ну не складывались они в одну общую композицию. Уж слишком разномасштабны. Уж слишком.Но, если долго мучиться....В общем, я считаю, композиция сложилась. При всей не простоте исходных данных.
Витраж я решила делать с росписью, только так можно было выполнить задачу- иначе получились бы безликие очертания не совсем понятно какой архитектуры. Следующим этапом было не просто рисование "картона",а еще и детальная разработка графики каждого здания- так как это выглядело бы выполненным в материале. Вот несколько фрагментов:
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/57029/57029_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/57719/57719_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/58531/58531_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/58188/58188_300.jpg)
Ну и потом, конечно, самое исполнение: роспись, начав заполнять собою стеклянные детали, делалась мной очень медленно- в данном случае потому, что роспись- по сути графика; краска наносилась с помощью аэрографа, а светлые куски процарапывались уже по красочному слою. Вот это-то процарапывание и занимало уйму времени- буквально по пол-дня на более-менее крупную деталь. Да к тому же еще я умудрилась заболеть и потеряла еще одну кучу времени. Пришлось мне искать подмоги. На мой клич о помощи в зануднейшем процессе процарапывания неожиданно нашлись ребята, благодаря которым мы все успели. [ Здесь место для благодарности: ОГРОМНОЕ спасибо Тихону, Тихону, Мите и Паше!!]
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/59121/59121_300.jpg)
[Еще Игорю и Андрею!]
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/59290/59290_300.jpg)
Процесс кипел. Некоторые уходили в работу с головой:
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/58805/58805_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/59624/59624_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/59652/59652_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/60257/60257_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/60652/60652_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/60718/60718_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/60992/60992_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/61424/61424_300.jpg)
Собранные, ожидающие монтажа:
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/61624/61624_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/61794/61794_300.jpg)
и, наконец, установленные:
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/62093/62093_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/62400/62400_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/62699/62699_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/62812/62812_300.jpg)
С подсветкой:
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/63052/63052_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/63266/63266_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/63657/63657_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/63804/63804_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/64226/64226_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/64441/64441_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/ya_l_o/15431385/64847/64847_600.jpg)
До сих пор не верится, что эта работа завершена- казалось ей нет конца. Каждая деталь обжигалась по 2, а некоторые и по 3 раза. Что до результата- зрителю виднее. Мне кажется, что в состоянии с включенной подсветкой, витраж выглядит слишком "жареным". Хотелось бы чуть-чуть "холоднее". Но это мое сугубое мнение, и в процессе мне так, надо понимать, не казалось, иначе бы я изменила гамму.
В целом, вроде бы, все остались довольны, а я наконец-то выношу эту работу на зрительский суд.
Каково?